ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежит игра, являющаяся по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского творчества. При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций: памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом. Для осуществления этого процесса требуется комплексный подход с привлечением различных специалистов, стремящихся к полноценному формированию у наших воспитанников творческой активности и социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованная деятельность | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
- ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ № 2»
- _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- 199155, Россия, Санкт-Петербург, Морская набережная, д.41, к. 2 тел/ф 3522993, 3529719,
- e-mail detdom40@yandex.ru
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
ВЫПОЛНИЛИ: Веснина Анна Евгеньевна,
инструктор по физической культуре,
Ваганова Анна Валентиновна,
учитель-дефектолог
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.
Дети со множественными нарушениями в развитии представляют собой наиболее сложную и неоднородную группу воспитанников различных учреждений системы специального (коррекционного) образования. Сочетанная патология делает структуру дизонтогенеза этих детей чрезвычайно сложной с точки зрения соотношения первичных и вторичных нарушений. Снижение остроты центрального зрения до уровня слепоты или слабовидения, так или иначе, сказывается на всех сторонах психического развитиия ребенка, в особенности затрагивая формирование предметных и пространственных представлений об окружающем мире, что оказывает свое негативное влияние на процессы общения. Сочетание сенсорных и интеллектуальных нарушений серьезно затрудняет процесс нормального психического развития в дошкольном детстве, особенно если эти нарушения носят врожденный характер. Если развитие такого ребенка протекает в условиях эмоциональной (материнской) депривации, т.е. вне круга семьи и непосредственного общения с матерью или человеком, его замещающим, то последствия будут касаться, прежде всего, недостатков развития эмоциональной сферы, социальной адаптации и поведения. Подобная сложная структура нарушенного развития серьезно сужает потенциальные возможности развития такого ребенка. Тем не менее, как указывал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, развитие как нормального ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по общим законам возрастного генеза психики. Это дает возможность учитывать имеющиеся потенциальные возможности детей со сложными недостатками в развитии и ориентироваться в корреционно-воспитательной работе с ними на зону их ближайшего развития. В частности Л.С. Выготский подчеркивал особую роль формирования воображения в дошкольном детстве, как особого возрастного новообразования. Воображение, являясь стержнем творческой активности человека, само формируется в этой деятельности. В дошкольном детстве формирование воображения связано с многообразными видами игры, в том числе сюжетно-ролевой, разновидностью которой можно считать театрализованную деятельность. Включение ребенка со множетсвенными нарушениями развития в игровые формы деятельности, так или иначе, способствует коррекции эмоционального дефицита, расширению круга их предметных представлений, способствует развитию коммуникативных навыков, знакомит с новыми социальными ролями.
Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так как в ее основе лежит игра, являющаяся по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского творчества. При создании правильных условий и правильной организации в театрализованной деятельности происходит коррекция психических функций: памяти, мышления, речи, творческих способностей и развитие личности ребенка в целом. Для осуществления этого процесса требуется комплексный подход с привлечением различных специалистов, стремящихся к полноценному формированию у наших воспитанников творческой активности и социализации в обществе. В связи с выше сказанным определяются следующие задачи:
- Формирование у детей элементарных знаний о ближайшем социуме;
- Развитие личностно- и общественнозначимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении человека;
- Развитие и активизация доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;
- Формирование у детей навыков адекватного поведения в сложных жизненных ситуациях;
- Вовлечение детей в доступные виды деятельности, направленные на развитие их познавательной активности и творческой способности;
- Подготовка детей к интеграции в общество.
С целью достижения наилучших результатов в работе специалистов необходимо обозначить следующие структурные блоки:
- Выбор и переработка сценария.
В процессе работы возникают некоторые сложности, связанные с тем, что в нашем учреждении дети, которые находятся в одной возрастной группе, имеют разные сенсорные и двигательные возможности. Поэтому из множества сценариев нужно скомпелировать один, который должен соответствовать следующим условиям: доступный сюжет, небольшой объем, отсутствие развернутых монологов.
- Подготовительная работа (индивидуальная и подгрупповая).
Чтение и просмотр сказки или худ. фильма, работа над словарем и пониманием трудных слов и выражений, обсуждение персонажей и эмоциональной окраски каждого образа, театр с куклами (педагог использует кукольный театр для лучшего понимания сюжета и характера героев), также проводится работа на занятиях по ИЗО-деятельности.
- Распределение ролей.
На данном этапе мы учитываем: желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность), речевые и психофизические возможности.
- Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений.
Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные технические средства обучения, позволяющие выйти ребенку из ограниченного пространства и почувстовать себя органичной частью ситуации.
- Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми.
Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у детей положительные эмоции.
- Репетиция.
В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы. Работа в команде помогает обучать детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциальные переживания и адекватно реагировать на них.
- Выступление.
На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого ребенка, указать на то, что он сделал хорошо. Дети, которые не участвуют в данном спектакле, являются зрителями, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. После просмотра спектакля детям-зрителям можно предложить выполнить иллюстрации к сказке и организовать выставку работ.
В процессе театрализованной деятельности дети учатся: регулировать свое поведение на сцене, расширять свой социальный опыт, овладевать навыками и средствами коммуникации, моделировать ситуации, что позволяет лучше и быстрее адаптироваться в социуме.
Библиография:
- Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. – М., 2009.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5тт Том 5 М., 1984.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
- Специальная психология П.р. В.И. Лубовского в 2тт Том 2 М., 2015.
- Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...
Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...
Сообщение на педагогическом совете«Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе»
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, не ограниченными условностями взрослого мира.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18491279","attri...
«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...
Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цели: раскрытие значения театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...
Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».
Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» на базе ДОУ....