Педагогический проект на тему «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной»
проект

"Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости" А. С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему «Ознакомление старших

дошкольников со своей родословной»

воспитателя ГБДОУ

Лопатиной В. А.

Санкт – Петербург

2011- 2012 учебный год

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной».

     Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

     Семья для дошкольника – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Она должна стать проводником тех идей, нравственных установок, которые определяют передовую, прогрессивную роль образа жизни. В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.

     Сила семейного влияния на ребенка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы.

     Велико значение семьи в формировании коллективистских качеств у ребенка. Коллективизм в семье проявляется как естественное чувство. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других ее членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка.

     Семья для ребенка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит социальное рождение и становление.

     Задача воспитателя – донести эту мысль до родителей. Многолетний опыт позволяет педагогам выработать тактику сотрудничества, доверительных отношений и дружелюбного партнерства с семьями воспитанников.

Цель. Ознакомление старших дошкольников со своей родословной.

Задачи.

  • Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи.
  • Расширять представления о родственных отношениях в семье.
  • Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
  • Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
  • Познакомить детей с родословным древом.
  • Создавать условия для реализации проекта.

1 этап – подготовительный (две недели). Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (2 месяца). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.

3 этап – итоговый (одна неделя). Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты.

 1.Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей со своей родословной.

  • Создание библиотеки по теме «Семья».
  • Оформление альбома «Наша большая семья».
  • Выставка работ ко Дню Защитника Отечества.
  • Подбор фонотеки по теме «Семья».

2. Активное участие родителей в реализации проекта.

     3. Чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

     4. Интерес к семье, членам семьи.

     5. Умение детей рассказать по родословному древу о своей     семье.

6. Создание системы работы по ознакомлению детей со своей родословной.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оборудование и материалы.

  • Книги.
  • Атрибуты.
  • Картины и иллюстрации.
  • Настольно-печатные игры.
  • Видео- и аудиозаписи.
  • Фотоаппарат.
  • Магнитофон.
  • Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1 этап - подготовительный

1

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта.

Воспитатели, родители

1-я неделя

2

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

Воспитатели, родители

1-я неделя

3

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации.

Просвещать родителей. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

Воспитатели.

2-я неделя

4

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создать условия для привлечения внимания детей.

Воспитатели, родители.

2-я неделя

2 этап - основной

5

Рассматривание книг, фотографий, иллюстраций по теме «Семья».

Развивать интерес к семье.

Воспитатели

3-я неделя

6

Чтение произведений на тему «Семья».

Поддерживать интерес к художественной литературе, замечать средства художественной выразительности.

Воспитатели

3-я неделя

7

Беседа на тему «Моя семья».

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи.

Воспитатели

3-я неделя

8

Разучивание пальчиковых игр на тему «Семья».

Развивать мелкую моторику.

Воспитатели

3-я неделя

9

Рисование «Портрет папы»

Учить рисовать по памяти портрет отца.

Дети

4-я неделя

10

Вечер загадок

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширение кругозора детей сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели

4-я неделя

11

Оформление книжного уголка и уголка «для девочек».

Создать условия по реализации проекта.

Воспитатели

4-я неделя

12

Беседа об обязанностях членов семьи.

Выяснить из личного опыта детей, помогают ли они дома родителям. Обогащать и активизировать речь детей.

Воспитатели

4-я неделя

13

Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих.

Поддерживать интерес к семье, членам семьи.

Воспитатели

В течение реализации проекта

14

Рассматривание семейных фотоальбомов, принесенных детьми.

Формировать интерес к семье, членам семьи.

Воспитатели

4-я неделя

15

Предложить детям попросить своих родителей, чтобы они рассказали о чем-то, что с ними происходило в детстве.

Способствовать формированию интересу к членам семьи.

4-я неделя

16

Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.

Побуждать интерес к членам семьи.

Воспитатели

5-я неделя

17

Изготовление сувениров ко Дню защитника Отечества.

Развивать творчество детей.

Воспитатели, дети

5-я неделя

18

Праздник «День Защитника Отечества»

Способствовать положительному эмоциональному фону в отношениях семьи.

Воспитатели

5-я неделя

19

Выставка работ ко Дню Защитника Отечества

Передать в рисунках

Воспитатели, родители

5-я неделя

20

Беседа о мамах.

Побуждать детей рассказывать о членах семьи.

Воспитатели

6-я неделя

21

Рисование «Портрет мамы»

Учить рисовать по памяти маму.

Дети

6-я неделя

22

Лепка «Мама в платье»

Развивать художественное восприятие образа близкого человека.

Дети

6-я неделя

23

Беседа о бабушках.

Расширять представления о родственных отношениях в семье.

Воспитатели

6-я неделя

24

Изготовление сувениров для мам и бабушек к 8 Марта.

Развивать творчество детей.

Воспитатели, дети

7-я неделя

25

Беседа о том, как дети помогают взрослым в семье.

Указать на необходимость помощи взрослым членам семьи.

Воспитатели

7-я неделя

26

Утренник, посвященный 8 Марта.

Способствовать положительному эмоциональному фону в отношениях семьи.

Воспитатели

7-я неделя

27

Беседы с детьми о том, как они поздравили мам и бабушек с 8 Марта.

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта.

Воспитатели

7-я неделя

28

Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои.

Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.

Воспитатели

В течение реализации проекта.

29

Знакомство с родословным древом.

Расширять представления о родственных отношениях в семье.

Воспитатели

8-я неделя

30

Домашнее задание: нарисовать родословное древо и придумать герб своей семьи.

Способствовать развитию творчества, сотрудничества педагогов с родителями и детьми.

Воспитатели, родители, дети

8-я неделя

31

Конкурс «Кем быть?»

Побуждать интерес к деятельности членов семьи.

Воспитатели

8-я неделя

32

Беседа с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Способствовать пониманию в отношениях между родителями и их детьми.

Воспитатели

8-я неделя

33

Беседа о работе родителей.

Закрепить знания детей о профессиях.

Воспитатели

9-я неделя

34

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Поддерживать интерес к членам семьи.

Воспитатели

9-я неделя

35

Проговаривание чистоговорок и скороговорок на тему «Семья»

Продолжать поддерживать интерес к членам семьи.

Воспитатели

В течение реализации проекта.

36

Беседа о вежливом отношении к членам семьи.

Воспитывать чуткое отношение к членам семьи.

Воспитатели

9-я неделя

37

Рассматривание рисунков герба и родословного древа семьи, которые дети выполнили вместе с родителями.

Расширять представления о родственных отношениях в семье.

Воспитатели, родители, дети

9-я неделя

38

Беседа о бабушках и дедушках.

Продолжать подводить детей к пониманию о родственных связях. Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Воспитатели

10-я неделя

39

Оформление альбома «Наша большая семья»

Оформить рисунки в альбом.

Воспитатели

10-я неделя

40

Презентация проекта.

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Воспитатели

10-я неделя

3 этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

11-я неделя

Анализ результативности

Воспитатели

11-я неделя

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.

2. Галанов А. С. Считалки. Игры-задания для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса. 2004.

3.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

6. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

7. Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи ∕ О. А. Новиковская. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2009.

8. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ "ЛАДА"»», 2005.

9.Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

11. Фромм Аллан Азбука для родителей∕∕Пер. И. Г. Константиновой; Предисл. И. М. Воронцова. – Л.: Ленинздат, 1991.

12. Взаимодействие ДОУ и семьи. ∕ Сост. О. И. Бочкарева. − Волгоград: ИТД «Корифей».

13. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий  ∕ авт.-сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

14. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада∕Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др.; Под. ред. А. М. Виноградовой. – м.: Просвещение, 1980.

15. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов ∕ Автор-составитель И. А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

16. Детский сад и семья ∕ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.; Под ред. Т. М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

17. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5 – 7 лет ∕ Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: ОНИКС-XXI век, 2005.

18. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» ∕ Под. ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

19. Программа воспитания и обучения в детском саду ∕ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

20. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей∕ В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"

Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"(слайд №1)Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предпол...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...