Педагогический проект на тему «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной»
проект
"Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости" А. С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему «Ознакомление старших
дошкольников со своей родословной»
воспитателя ГБДОУ
Лопатиной В. А.
Санкт – Петербург
2011- 2012 учебный год
Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной».
Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, братьями и сестрами у ребенка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Семья для дошкольника – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Она должна стать проводником тех идей, нравственных установок, которые определяют передовую, прогрессивную роль образа жизни. В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.
Сила семейного влияния на ребенка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы.
Велико значение семьи в формировании коллективистских качеств у ребенка. Коллективизм в семье проявляется как естественное чувство. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других ее членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка.
Семья для ребенка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит социальное рождение и становление.
Задача воспитателя – донести эту мысль до родителей. Многолетний опыт позволяет педагогам выработать тактику сотрудничества, доверительных отношений и дружелюбного партнерства с семьями воспитанников.
Цель. Ознакомление старших дошкольников со своей родословной.
Задачи.
- Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи.
- Расширять представления о родственных отношениях в семье.
- Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
- Познакомить детей с родословным древом.
- Создавать условия для реализации проекта.
1 этап – подготовительный (две недели). Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (2 месяца). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3 этап – итоговый (одна неделя). Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты.
1.Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей со своей родословной.
- Создание библиотеки по теме «Семья».
- Оформление альбома «Наша большая семья».
- Выставка работ ко Дню Защитника Отечества.
- Подбор фонотеки по теме «Семья».
2. Активное участие родителей в реализации проекта.
3. Чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
4. Интерес к семье, членам семьи.
5. Умение детей рассказать по родословному древу о своей семье.
6. Создание системы работы по ознакомлению детей со своей родословной.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оборудование и материалы.
- Книги.
- Атрибуты.
- Картины и иллюстрации.
- Настольно-печатные игры.
- Видео- и аудиозаписи.
- Фотоаппарат.
- Магнитофон.
- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Планирование и организация деятельности
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки проведения |
1 этап - подготовительный | ||||
1 | «Круглый стол» с участием родителей и детей. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта. | Воспитатели, родители | 1-я неделя |
2 | Подбор библиотеки | Развивать у детей интерес к произведениям | Воспитатели, родители | 1-я неделя |
3 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации. | Просвещать родителей. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. | Воспитатели. | 2-я неделя |
4 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. | Создать условия для привлечения внимания детей. | Воспитатели, родители. | 2-я неделя |
2 этап - основной | ||||
5 | Рассматривание книг, фотографий, иллюстраций по теме «Семья». | Развивать интерес к семье. | Воспитатели | 3-я неделя |
6 | Чтение произведений на тему «Семья». | Поддерживать интерес к художественной литературе, замечать средства художественной выразительности. | Воспитатели | 3-я неделя |
7 | Беседа на тему «Моя семья». | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. | Воспитатели | 3-я неделя |
8 | Разучивание пальчиковых игр на тему «Семья». | Развивать мелкую моторику. | Воспитатели | 3-я неделя |
9 | Рисование «Портрет папы» | Учить рисовать по памяти портрет отца. | Дети | 4-я неделя |
10 | Вечер загадок | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширение кругозора детей сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. | Воспитатели | 4-я неделя |
11 | Оформление книжного уголка и уголка «для девочек». | Создать условия по реализации проекта. | Воспитатели | 4-я неделя |
12 | Беседа об обязанностях членов семьи. | Выяснить из личного опыта детей, помогают ли они дома родителям. Обогащать и активизировать речь детей. | Воспитатели | 4-я неделя |
13 | Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих. | Поддерживать интерес к семье, членам семьи. | Воспитатели | В течение реализации проекта |
14 | Рассматривание семейных фотоальбомов, принесенных детьми. | Формировать интерес к семье, членам семьи. | Воспитатели | 4-я неделя |
15 | Предложить детям попросить своих родителей, чтобы они рассказали о чем-то, что с ними происходило в детстве. | Способствовать формированию интересу к членам семьи. | 4-я неделя | |
16 | Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии. | Побуждать интерес к членам семьи. | Воспитатели | 5-я неделя |
17 | Изготовление сувениров ко Дню защитника Отечества. | Развивать творчество детей. | Воспитатели, дети | 5-я неделя |
18 | Праздник «День Защитника Отечества» | Способствовать положительному эмоциональному фону в отношениях семьи. | Воспитатели | 5-я неделя |
19 | Выставка работ ко Дню Защитника Отечества | Передать в рисунках | Воспитатели, родители | 5-я неделя |
20 | Беседа о мамах. | Побуждать детей рассказывать о членах семьи. | Воспитатели | 6-я неделя |
21 | Рисование «Портрет мамы» | Учить рисовать по памяти маму. | Дети | 6-я неделя |
22 | Лепка «Мама в платье» | Развивать художественное восприятие образа близкого человека. | Дети | 6-я неделя |
23 | Беседа о бабушках. | Расширять представления о родственных отношениях в семье. | Воспитатели | 6-я неделя |
24 | Изготовление сувениров для мам и бабушек к 8 Марта. | Развивать творчество детей. | Воспитатели, дети | 7-я неделя |
25 | Беседа о том, как дети помогают взрослым в семье. | Указать на необходимость помощи взрослым членам семьи. | Воспитатели | 7-я неделя |
26 | Утренник, посвященный 8 Марта. | Способствовать положительному эмоциональному фону в отношениях семьи. | Воспитатели | 7-я неделя |
27 | Беседы с детьми о том, как они поздравили мам и бабушек с 8 Марта. | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. | Воспитатели | 7-я неделя |
28 | Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои. | Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей. | Воспитатели | В течение реализации проекта. |
29 | Знакомство с родословным древом. | Расширять представления о родственных отношениях в семье. | Воспитатели | 8-я неделя |
30 | Домашнее задание: нарисовать родословное древо и придумать герб своей семьи. | Способствовать развитию творчества, сотрудничества педагогов с родителями и детьми. | Воспитатели, родители, дети | 8-я неделя |
31 | Конкурс «Кем быть?» | Побуждать интерес к деятельности членов семьи. | Воспитатели | 8-я неделя |
32 | Беседа с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек. | Способствовать пониманию в отношениях между родителями и их детьми. | Воспитатели | 8-я неделя |
33 | Беседа о работе родителей. | Закрепить знания детей о профессиях. | Воспитатели | 9-я неделя |
34 | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» | Поддерживать интерес к членам семьи. | Воспитатели | 9-я неделя |
35 | Проговаривание чистоговорок и скороговорок на тему «Семья» | Продолжать поддерживать интерес к членам семьи. | Воспитатели | В течение реализации проекта. |
36 | Беседа о вежливом отношении к членам семьи. | Воспитывать чуткое отношение к членам семьи. | Воспитатели | 9-я неделя |
37 | Рассматривание рисунков герба и родословного древа семьи, которые дети выполнили вместе с родителями. | Расширять представления о родственных отношениях в семье. | Воспитатели, родители, дети | 9-я неделя |
38 | Беседа о бабушках и дедушках. | Продолжать подводить детей к пониманию о родственных связях. Воспитывать уважительное отношение к старшим. | Воспитатели | 10-я неделя |
39 | Оформление альбома «Наша большая семья» | Оформить рисунки в альбом. | Воспитатели | 10-я неделя |
40 | Презентация проекта. | Представить творческий отчет о проделанной работе. | Воспитатели | 10-я неделя |
3 этап – заключительный | ||||
Обработка и оформление материалов проекта | Воспитатели | 11-я неделя | ||
Анализ результативности | Воспитатели | 11-я неделя |
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
2. Галанов А. С. Считалки. Игры-задания для занятий с детьми. – М.: Школьная Пресса. 2004.
3.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
7. Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи ∕ О. А. Новиковская. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2009.
8. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ "ЛАДА"»», 2005.
9.Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
11. Фромм Аллан Азбука для родителей∕∕Пер. И. Г. Константиновой; Предисл. И. М. Воронцова. – Л.: Ленинздат, 1991.
12. Взаимодействие ДОУ и семьи. ∕ Сост. О. И. Бочкарева. − Волгоград: ИТД «Корифей».
13. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий ∕ авт.-сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
14. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада∕Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др.; Под. ред. А. М. Виноградовой. – м.: Просвещение, 1980.
15. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов ∕ Автор-составитель И. А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
16. Детский сад и семья ∕ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.; Под ред. Т. М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.
17. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5 – 7 лет ∕ Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: ОНИКС-XXI век, 2005.
18. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» ∕ Под. ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду ∕ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
20. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей∕ В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...
Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"(слайд №1)Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предпол...
Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...