Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме: “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смотрите файл | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
По курсам повышения квалификации по ИОЧ ИБ
«Основные направления региональной образовательной политики в
контексте модернизации российского образования»
4.03.2013-9.03.2013;
1.04.2013-5.04.2013г;
Педагогический проект на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Выполнила:
Боброва Елена Александровна
Воспитатель ГБОУ СОШ ЦО пос.Варламово
Сызранский район
Содержание проекта:
1.Анализ ситуации.
2.Проблема.
3.Планируемые результаты.
4.Этапы реализации проекта.
5. Диагностический инструментарий.
6.Условия,обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
7.Список используемых источников.
1.Анализ ситуации.
В ФГТ содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями дорожно – транспортных происшествий (ДТП) участием детей и подростков.
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине человека-пешехода или водителя. Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке. К большому сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем, связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание.
Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда не всегда успешно), в чем помогает им умение «прикинуть» расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?
Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знакомство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может "оценить" лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий порез или ожог - не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае "личный" опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам.
Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют напрочь забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.
Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.
Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую надо проявить ему сообразительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.
Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же, повторяющихся, типичных ситуациях. Всего лишь 30 ситуаций-«ловушек», которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители! Достаточно сказать, что только за последние 5 лет на дорогах Самарской области погибли 139 детей и 1954 ранены. Можно ли спокойно относиться к этим цифрам?
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно «ставят эксперимент на себе». Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность, несчастный случай: «Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то...» и т.д. Попадание в ДТП следует рассматривать, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП - незнание Правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге.
Основными документами, регламентирующими деятельность педагога по ознакомлению детей с правилами дорожного движения являются: Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ, Методические рекомендации. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
2.Проблема
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме: “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Цель:
формирование у детей младшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Задачи:
- познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;
- воспитывать умение применять знания, полученные в совместной со взрослыми деятельности, в повседневной жизни;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей;
- разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
- оптимизировать работу с родителями детей младшего дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель,инструктор по физическому воспианию,медсестра, дети и родители второй младшей группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
3.Планируемые результаты
К окончанию проекта:
- у детей сформированы доступные знания о правилах дорожного движения;
- воспитанники переносят знания, полученные в совместной со взрослыми деятельности, в самостоятельную деятельность;
- созданы условия для активизации работы по пропаганде правил дорожного движения среди детей и родителей;
- апробирована система работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
- эффективно налажена работа с родителями для полноценного развития личности детей и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
4.Система работы.
Вид проекта: практико-ориентировочный, долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.
Этапы реализации проекта:
- Организационный
- Основной
- Заключительный
- этап – Организационный:
- Постановка цели и задач.
- Определение методов исследования.
- Составление календарно – тематического плана по ПДД.
- Подбор наглядно-иллюстративного материала.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Создание картотеки дидактических игр.
- Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.
Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
2 этап - Основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Правила дорожного движения». Включает в себя:
1БЛОК: «Работа с детьми»
Содержание | Срок | Ответственный |
Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть.)
| Сентябрь | 1,2,4-воспитатель, 3-воспитатель и пом.воспитателя. |
Тема: ««Опасность - берегись»».
| Октябрь | 1.2.3.4.-Воспитатель |
Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора»
| Ноябрь | 1,4-Воспитатель |
Тема: «Мы – пешеходы».
| Декабрь | Ст. воспитатель |
Тема: «Мы – пассажиры»
| Январь | 1,2,3,4-Воспитатель |
Тема: «Где можно играть»
| Февраль | 1,2-Воспитатель |
Тема: «Будущие водители»
| Март | 1,2,3,4-Воспитатель |
Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения»
| Апрель | 1,2,4-Воспитатель, |
Праздник на улице (с приглашением родителей) Красный, желтый, зеленый” | Май | воспитатель |
Диагностика проходит в начале года и в конце года.
2БЛОК: «Работа с родителями»
Мероприятие | Дата | Ответственный |
групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). | Сентябрь | воспитатель |
Анкетирование родителей | Октябрь | Воспитатель |
| Ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели групп |
Беседа «Берегите своих детей». Первая медицинская помощь при травмах | Декабрь | Воспитатель,медсестра. |
«Светофория встречает гостей»концерт | Январь | Воспитатель Муз. руковод |
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». | Февраль | Воспитатели групп |
Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья» | Март | воспитатель |
Участие родителей в проведении Всероссийской недели безопасности:
| Апрель | Старший воспитатель, воспитатели групп |
Участие в подготовке и проведении детского праздника «Красный, желтый, зеленый» | Май | Воспитатели групп, родители |
| Июнь | воспитатель |
Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле» | Июль | Воспитатели |
| Август | Воспитатели |
принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
В ходе реализации проекта использовала элементы технологии:
Название технологии | Формы организации |
Личностно-ориентированные технологии |
|
Социоигровые технологии |
|
Здоровьеразвивающие технологии |
|
информационно-коммуникативные технологии. | 1.Презентация педагога. |
4 этап - Заключительный (обобщающий):
1. Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения праздника «Красный, желтый, зеленый».
2.2Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа.
3Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».
5. Диагностический инструментарий.
Диагностическое обследование проводится по материалам
Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. М.: Генезис, 2008.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
Внешние ресурсы | Внутренние ресурсы | |
Кадровый потенциал | - Специалисты Ресурсного центра - Педагоги других ДОУ района, ГБОУ СОШ «Центр Образования» пос. Варламово (ЦВР) | - Педагоги ДОУ. - Специалисты . - Медицинская сестра. - Родители. |
Материально-технические условия | -Оборудование уголка безопасности в группе. - Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса. | -Приобретены необходимый дидактический материал (д\и по ПДД, учебные макеты, строительный материал, транспорт, подборка книг, альбомов, иллюстраций и т.д.). - Создание видеотеки, картотеки по ПДД - Обеспечение условий для предупреждения травматизма |
Сотрудничество с социумом | ГИБДД, средства массовой информации - газета «Добрая Дорога Детства». | Специалисты. |
7.Список используемых источников.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Елжова Н.В. ПДД в детском саду :развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД,перспективное планирование ,конспекты занятий Н.В Елжова.-Ростов н\Д:Феникс ,2011.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице (для учреждений дошкольного образования. — М.: Издат. Дом «Третий Рим», 2007.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- .Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- .Извекова Н.А.,. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...
Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».
Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, в общении с незнакомыми взрослыми и в природе».
Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию ст...
ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».
Работа содержит: актуальность, цель, задачи. формы работы, тематическое планирование деятельности по самообразованию и работу с детьми....