Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"
(слайд №1)
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.
(слайд №2)
На современном этапе выделен большой раздел в развивающей области «Социализация»: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувства. Не случайно теперь объединены, такие, казалось бы, разные понятия как «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной" | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Ознакомление дошкольников со своей родословной"
(слайд №1)
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.
(слайд №2)
На современном этапе выделен большой раздел в развивающей области «Социализация»: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувства. Не случайно теперь объединены, такие, казалось бы, разные понятия как «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи. (слайд №3)
Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной:
- Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной;
- Работа с родителями: разработка консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной;
- Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи»;
- НОД с детьми;
- Совместная самостоятельная деятельность воспитателя с дошкольниками.
(слайд №4)
Методика генеалогического исследования.
Вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?
Генеалогическое досье. Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных любого характера о том, или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы своей семьи, обращаться к воспоминаниям родственников, а затем уже архив города.
Генеалогическая карточка. Следующий этап работы заключается в занесении по одному человеку на отдельную карточку.
Генеалогическая таблица. И только после этого можно приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа.
(слайд №5)
Приступая к работе с детьми 6—7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная (Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства), попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми.
Родословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.
Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
(слайд №6)
Основной целью по составлению родословной является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.
Задачи ознакомления детей с родословной:
Нравственное воспитание:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
- воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
- продолжать воспитывать желание помогать своим близким ;
- воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.
Умственное воспитание:
- расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
- формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
- закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
- закреплять знание домашнего адреса;
- воспитывать интерес к своей родословной;
- формировать представления о семейных традициях.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков.
Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений.
Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы - необходим привлекательный образ. (слайд №6-11)
Можно предложить такие интересные идеи как: радуга — образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений; гроздь винограда — это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. А можно создать красивый образ семьи –цветок, дом, корабль, дерево. Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы.
(слайд №12-14)
В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома.
Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей — «мама», «папа», «деда» (дедушка). В младшем дошкольном возрасте ребенок уже понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководствуются, как правило, возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын — это обязательно дети, а дедушка и бабушка — это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой и т.д., но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.
Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6–7 лет. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» вносят определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину.
Наряду с понятием кровного (родового) родства, существовало понятие свойства, или сватовства, — по брачному союзу, а также духовного (крестного) родства, или кумовства. В современной России происходит возрождение массовой православной обрядности. Соответственно возникает необходимость изучать традиции, обычаи, некогда принятые и существовавшие в народной культуре.
Исследования (исландского онтолингвиста Х.Рагнарсдоттир и Г.Р.Добровой) показали, что термины и отношения родства ребенок усваивает в полном объеме к восьми годам.
Детей шестого года жизни в детском саду еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек.
Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам — это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое. (слайд №15)
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу —самостоятельно создает образ своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Консультация для педагогов «Как составить свою родословную».
Составление родословной служит сплочению семьи, что создаёт в результате более благополучную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему...
Как познакомить ребенка со своей родословной
Открытое мероприятие для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Знакомим детей со своей родословной"
Составление родословной и её ведение является частью традиционной культуры многих народов России. Главная задача родителей - привлечь интерес детей к своим родным, научить ребенка видеть то особе...
Педагогический проект на тему «Ознакомление старших дошкольников со своей родословной»
quot;Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости" А. С. Пушкин...
Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"
Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...
"Для чего детям нужно знать свою родословную"
Информационно - творческий проект "Для чего детям нужно знать свою родословную".Воспитание патриотических чувств у дошкольника является первоочередной задачей с введением ФОП ДО. Основа патр...