Тема: «Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмы».
материал (младшая группа)
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Евгений Шварц
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_skazkoterapii.docx | 276.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмы».
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Евгений Шварц
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.
Задачи и приёмы сказкотерапии в работе с младшей группой.
Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:
- раскрытие и активизация творческого потенциала;
- развитие фантазии и образного мировосприятия;
- знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
- регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
- формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
- оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
- развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
- решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.
Разнообразны и приёмы сказкотерапии:
- чтение или рассказывание;
- пересказ по опорному плану;
- обсуждение и словесный анализ;
- рисование сказки;
- артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
- театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
- изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);
Одним из приёмов сказкотерапии является пальчиковый театр
- дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
- сочинение собственных сказочных сюжетов;
- решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
- эмоциональные и актёрские тренинги;
- подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры.
С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
- «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
- «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
- «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
- «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
- «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
- «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
- «Русские народные сказки» — совершенствует внимание, память, речь; поощряет инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Последовательность действий:
- Педагог показывает малышам иллюстрацию к сказке, просит рассмотреть и сказать, как называется сказка, кто её главные герои, каковы их взаимоотношения.
- Совместно с детьми воспитатель рассказывает сказку, обращает внимание на картинки, изображающие персонажей, затем предлагает детям самостоятельно разыграть сюжет в ролевом исполнении, использую карточки-модули и проговаривая слова героев.
- «Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание. Последовательность действий:
- Малыши самостоятельно или с помощью педагога собирают карточку-изображение какого-либо сказочного героя.
- Собрав образ героя на картинке, ребёнок называет его имя, вспоминает сказки, в которых он принимает участие.
- «Поможем Колобкам!» — пополняет словарный запас, развивает внимание и память. Последовательность действий:
- Отвечая на вопросы педагога, дети вспоминают сюжет сказки о Колобке.
- Воспитатель обращает внимание детей на карточки с Колобками и объясняет, что они необычные, потому что в них спрятаны предметы (картинки). Чтобы лиса не съела Колобков, нужно отгадать предмет и правильно его назвать.
Примеры дидактических игр по сказкам
По иллюстрации детям нужно угадать название сказки.
Детям нужно найти лишнего персонажа из сказки «Гуси-лебеди».
Ребята должны ответить, какой герой не из той сказки, что остальные.
Таблица: подвижные игры на тему сказок
Название игры | Правила |
«Теремок» | Дети стоят в кругу — это теремок. Несколько детей надевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя. |
«Волк и козлята» | Выбирается волк, остальные дети — козлята. |
«Красная Шапочка» | Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребёнок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза. |
«Бармалей» | Выбирается ребёнок — Бармалей, ему одевается маска героя. Он подходит к детям со словами: |
«Муха-Цокотуха» | Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре — ребёнок в шапочке Мухи-Цокотухи. |
«Зайцы и лиса» | Дети в масках зайчиков стоят в кругу. |
Таблица: пальчиковые игры для детей 3–4 лет
Произносимый текст | Методические указания |
Жил-был зайчик – | Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки. |
У нашего | Выставляют два кулака. |
Коленька хороший, | Поглаживают кисть левой руки. |
Жили-были зайчики | 3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки. |
Мои пальчики расскажут, | Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами. |
«Пирог» | Ребёнок сжимает и разжимает пальчики. |
«Алые цветки» | Ребёнок соединяет ладони в форме тюльпана. |
«Шарик и подружки» | Пальчики обеих рук ребёнок сжимает в «щепотку» и соприкасается только кончиками. |
«В гостях у гномиков» | Перед началом игры ребёнок сжимает кулачки на обеих руках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...
Доклад на тему: "Как мы интегрируем задачи образовательных областей "Познание", "Художественное творчество" и задачи коррекционной программы".
Процесс развития современного образования требует применения нетрадиционных форм. интегрированные занятия имеют нетрадиционнуую форму и структуру проведения. Они представляют собой проведение нескольк...
Комплексно-тематическое занятие по теме "Лес" с использованием методов и приёмов ТРИЗ в средней группе.
Материал для воспитателей. Конспект занятия по окружающему миру с использованием методов символической аналогии и морфологического анализа....
Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи: *Содействие развитию у детей: начал исторического и...
Проект на тему: Заучивание стихотворений С.Я. Маршака приёмами мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
В силу того, что у детей с нарушениями речи снижены память, внимание, они не любят учить стихи, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности и ...
Интерактивная встреча с жителями микрорайона Клязьма-Старбеево на тему «Смысл в каждой строчке».
С помощью специалиста Будеску Ирины Валерьевны и ее помощников гости смогли совершить экскурс по страницам любимых произведений.Данный формат встречи имел положительный отклик среди гостей.Член Совета...
Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой
Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой...