Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.
Задачи:
*Содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского самосознания,
ощущения причастности к чувашской культуре, историческому прошлому и
осознанного благоговейного отношения к родному краю.
*Развивать и вызвать интерес детей к своей культуре.
*Развивать фантазию, творческие навыки детей и интерес к предмету занятий, закреплять имеющиеся знания.
*Закреплять знания детей о символах чувашских узоров, эмблем, орнаментов, их особенностях, элементах и принципах композиционного построения.
*Помочь освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с фломастерами.
*Развивать внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента.
*Формировать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.
Задачи для всех видов мнемотехники:
*Развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи.
*Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы с использованием мнемотехники.
*Знакомить с характерными особенностями родного города с помощью условных обозначений с использованием мнемотехники.
*Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать; перекодировать информацию, т.е. преобразования образы в символы и наоборот из абстрактных символов в образы.
*Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность
*Формулировать логику; смекалку; умение связно мыслить, составлять рассказы и высказывать суждения, делать умозаключения.
*Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Воспитательная:
*Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям, любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края.
*Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Словарная работа:
Закрепить старые: Элементы, символы, орнамент, игровизор, компьютер, проектор, интерактивная доска, паха-тере, кодировать, информация.
Дать новые: цветовая гамма, толкование, «книжки-говоришки»
Материал используемый на мероприятии:
Зрительный ряд:
*Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми:
в группе уголок родного края с необходимыми материалами и пособиями, в дошкольном учреждение мини музей «Изба чувашского крестьянина» с обстановкой быта дома чувашского народа.
*Авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».
*Иллюстрации с изображением чувашского орнамента (картинки яркие и узнаваемые).
*Таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Наборы карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка;
*Подборка открыток, фотографий вышитой одежды, книжки-говоришки, фланелеграф,
магнитная доска.
*Письмо из Кугесенского детского сада.
*Ксерокопии письма на каждого ребёнка.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).
Магнитофон с дисками мелодий ………
Материалы и инструменты: игровизоры, альбомный лист, наборы цветных фломастеров каждому ребёнку.
Предшествующая работа:
*Выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
*Раскрытие творческого потенциала детей,
*приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству;
*совершенствование навыков освоения техники запоминания элементов чувашской народной
вышивки.
*Придумывание символьных картинок и рассказы по ним.
*Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним
*Экскурсии по городу, в библиотеку, музей Лобачевского.
*Обсуждение с детьми проведенных наблюдений окружающей действительности.
*Д/игра «Символы чувашской народной вышивки»,
* Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (игра представляет собой карточки с изображением простейших символов чувашской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ).
*Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединенных единой темой.
отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;
*Отобрать из ряда предложенных картинок объединенных событием, разложить их и составить рассказ.
*Поисковые игры: «Найди недостающий элемент» (т.е. найти место «пропавшей» картинки в ряду других). «Найди ошибку», (и восстановить деформированный порядок).
*Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»; «Разложи картинки» - самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.
* Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. (Используя данные изображения, дети воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Если проанализировать рассказ, можно заметить, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях).
* Обучение описательному рассказыванию- рассказы о себе, маме, папе и всех родственниках. Обучение описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления, наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы).
*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала, воспитателями, детьми, родителями.
Предшествующая работа с родителями:
*Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и группы.
*Организовать маркетинговую и рекламную деятельность: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».
*Наглядное информирование родителей. *Папка-передвижка "Развитие познавательных процессов у дошкольников через приёмы мнемотехники».
*Собрать библиотеку для родителей на тему: «Чувашская народная вышивка». "Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Анкетирование родителей " Чувашская народная вышивка ". «Мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
. *Консультация " Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
*Индивидуальная консультация: «Символы чувашской народной вышивки».
*Провести родительские собрание группы: "Использование мнемотехники для обучения рассказыванию ".
*Конкурс среди родителей «Мы знаем элементы чувашской народной вышивки».
*Индивидуальные беседы "Как помочь своему ребёнку"
*Круглый стол " Мнемотехника, это развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи».
*Беседы с родителями с использованием компьютера, с CD-дисками (слайдами) с рассмотриванием фотографий о Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка»
*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала, .
*Создание выставок детских работ с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки по темам: «Мой папа», «Моя бабушка».
*Домашнее задание – Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки-«Мои родственники».
*Мастер- класс на тему: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки-«Я».
С помощью мнемотехники, схем - моделей удастся достичь следующих результатов:
Дети научатся:
*понимать, что вышивкой не только украшали вещи, но и через неё передавала вышивальщица определённую информацию, своё настроение, теперь и они смогут прочитать чувашские узоры и использовать их в своей жизни.
*полученные на занятии знания использовать в своей свободной самостоятельной деятельности
*понимать национальные ценности и видеть красоту изделий.
*анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, уметь систематизировать;
*кодировать информацию и перекодировать информации, т.е. преобразовать из абстрактных символов в образы;
*добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
*формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
*с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице ;
*уметь связно, логически, со смекалкой мыслить, составлять рассказы,
*пользоваться большим, увеличенным кругом знаний об окружающем мире;
*с желанием придумывать интересные описательные рассказы;
*пользоваться словарным запасом с более высоким уровнем;
*без робости, застенчивости, свободно держаться перед аудиторией.
Методические приёмы по структуре мероприятия:
*Учитывая возраст детей, занятие по ознакомлению с национальной культурой проходит в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер, мини- музей «Изба чувашского крестьянина», с хозяйкой-девушкой-вышивальщицей в чувашском народном костюме и переносится в историческое пространство. В течение всего мероприятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде мини- музее «Изба чувашского крестьянина» дети “проживают” определённую тематическую, ситуацию. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Слушание музыки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, на слова Г. Петрован «Вечно прославляю народ».
Объяснение:
*превратить занятие в игру с элементами ролевого поведения «Напиши письмо».
*Знакомство с письмом из Кугесенского детского сада.
Использование наглядного материала:
*Просмотр на интерактивной доске, авторской презентации «Чувашский национальный орнамент»
иллюстраций с изображением чувашского орнамента, под музыку чувашского народной песни «Илемле».
*Обсуждение элементов чувашской вышивки…
Установка: вспомнить как составляли мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемосхемы для описательных рассказов раньше о себе, маме, папе, семье и всех родственниках.
Использование наглядного материала:
*В компьютере с CD-дисками (слайдами) рассмотреть фотографии Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка» автора Ольги Петяевой.
*Обсуждение просмотренных эпизодов.
Использование наглядного материала:
*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Речевой образец воспитателя, как примерно составить рассказ и какие использовать элементы чувашской национальной вышивки.
Вопросы, как дети поняли о содержании работы.
Физкультминутка:
Использование наглядных приемов:
*«Книжки-говоришки» с наборми карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка, которые можно использовать для составления письма.
*Дети рисуют фломастерами письмо используя элементы чувашской народной вышивки в игровизорах.
Словесное упражнение
*Составление предложений по составленным картинкам.
*Работа над ошибками.
*Работа над составлением рассказа о своём городе с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
*Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
*После перекодирования осуществить пересказ рассказа «Мой город» самостоятельно.
Оценка детской речи.
Гимнастика для глаз:
(Север-юг, запад-восток).
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Повторение:
(Совместно с детьми решили использовать письмо в форме мнемотаблицы).
*Дети коллективно рисуют фломастерами письмо «Мой любимый город» используя элементы чувашской народной вышивки на альбомном листе.
*Рассказы детей, что написали в письме.
Оценка детской речи о составленном письме.
Анализ занятия.
Домашнее задание.
Интеграция по ходу мероприятия:
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре чувашского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, музыкальную, физическую. Области: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, музыка, безопасность.
Предлагаемая методика проведённого мероприятия создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций чувашского народа:
*доступность знаний, достоверность и научность;
*соответствие сложности материала возрасту детей;
*работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
*знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
*знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
*знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
*замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
*культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
*краеведческий опыт;
*экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyat_konkurs_2.docx | 60.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.
Задачи:
*Содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского самосознания,
ощущения причастности к чувашской культуре, историческому прошлому и
осознанного благоговейного отношения к родному краю.
*Развивать и вызвать интерес детей к своей культуре.
*Развивать фантазию, творческие навыки детей и интерес к предмету занятий, закреплять имеющиеся знания.
*Закреплять знания детей о символах чувашских узоров, эмблем, орнаментов, их особенностях, элементах и принципах композиционного построения.
*Помочь освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с фломастерами.
*Развивать внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента.
*Формировать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.
Задачи для всех видов мнемотехники:
*Развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи.
*Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы с использованием мнемотехники.
*Знакомить с характерными особенностями родного города с помощью условных обозначений с использованием мнемотехники.
*Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать; перекодировать информацию, т.е. преобразования образы в символы и наоборот из абстрактных символов в образы.
*Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность
*Формулировать логику; смекалку; умение связно мыслить, составлять рассказы и высказывать суждения, делать умозаключения.
*Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Воспитательная:
*Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям, любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края.
*Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Словарная работа:
Закрепить старые: Элементы, символы, орнамент, игровизор, компьютер, проектор, интерактивная доска, паха-тере, кодировать, информация.
Дать новые: цветовая гамма, толкование, «книжки-говоришки»
Материал используемый на мероприятии:
Зрительный ряд:
*Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми:
в группе уголок родного края с необходимыми материалами и пособиями, в дошкольном учреждение мини музей «Изба чувашского крестьянина» с обстановкой быта дома чувашского народа.
*Авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».
*Иллюстрации с изображением чувашского орнамента (картинки яркие и узнаваемые).
*Таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Наборы карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка;
*Подборка открыток, фотографий вышитой одежды, книжки-говоришки, фланелеграф,
магнитная доска.
*Письмо из Кугесенского детского сада.
*Ксерокопии письма на каждого ребёнка.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).
Магнитофон с дисками мелодий ………
Материалы и инструменты: игровизоры, альбомный лист, наборы цветных фломастеров каждому ребёнку.
Предшествующая работа:
*Выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
*Раскрытие творческого потенциала детей,
*приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству;
*совершенствование навыков освоения техники запоминания элементов чувашской народной
вышивки.
*Придумывание символьных картинок и рассказы по ним.
*Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним
*Экскурсии по городу, в библиотеку, музей Лобачевского.
*Обсуждение с детьми проведенных наблюдений окружающей действительности.
*Д/игра «Символы чувашской народной вышивки»,
* Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (игра представляет собой карточки с изображением простейших символов чувашской вышивки. Карточки помещены в вышитый мешочек. Ребенок достает карточку, называет, что означает данный символ).
*Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединенных единой темой.
отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;
*Отобрать из ряда предложенных картинок объединенных событием, разложить их и составить рассказ.
*Поисковые игры: «Найди недостающий элемент» (т.е. найти место «пропавшей» картинки в ряду других). «Найди ошибку», (и восстановить деформированный порядок).
*Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»; «Разложи картинки» - самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.
* Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. (Используя данные изображения, дети воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте – изображение предмета, на втором – действия, на третьем – вновь обозначение уже нового предмета. Если проанализировать рассказ, можно заметить, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях).
* Обучение описательному рассказыванию- рассказы о себе, маме, папе и всех родственниках. Обучение описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления, наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы).
*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала, воспитателями, детьми, родителями.
Предшествующая работа с родителями:
*Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и группы.
*Организовать маркетинговую и рекламную деятельность: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент».
*Наглядное информирование родителей. *Папка-передвижка "Развитие познавательных процессов у дошкольников через приёмы мнемотехники».
*Собрать библиотеку для родителей на тему: «Чувашская народная вышивка». "Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Анкетирование родителей " Чувашская народная вышивка ". «Мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
. *Консультация " Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
*Индивидуальная консультация: «Символы чувашской народной вышивки».
*Провести родительские собрание группы: "Использование мнемотехники для обучения рассказыванию ".
*Конкурс среди родителей «Мы знаем элементы чувашской народной вышивки».
*Индивидуальные беседы "Как помочь своему ребёнку"
*Круглый стол " Мнемотехника, это развитие основных психических процессов – воображения, памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления и речи».
*Беседы с родителями с использованием компьютера, с CD-дисками (слайдами) с рассмотриванием фотографий о Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка»
*Изготовление огромного количества красочного наглядного и раздаточного материала, .
*Создание выставок детских работ с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки по темам: «Мой папа», «Моя бабушка».
*Домашнее задание – Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки-«Мои родственники».
*Мастер- класс на тему: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки-«Я».
С помощью мнемотехники, схем - моделей удастся достичь следующих результатов:
Дети научатся:
*понимать, что вышивкой не только украшали вещи, но и через неё передавала вышивальщица определённую информацию, своё настроение, теперь и они смогут прочитать чувашские узоры и использовать их в своей жизни.
*полученные на занятии знания использовать в своей свободной самостоятельной деятельности
*понимать национальные ценности и видеть красоту изделий.
*анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, уметь систематизировать;
*кодировать информацию и перекодировать информации, т.е. преобразовать из абстрактных символов в образы;
*добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
*формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
*с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и составлять рассказы по мнемотаблице ;
*уметь связно, логически, со смекалкой мыслить, составлять рассказы,
*пользоваться большим, увеличенным кругом знаний об окружающем мире;
*с желанием придумывать интересные описательные рассказы;
*пользоваться словарным запасом с более высоким уровнем;
*без робости, застенчивости, свободно держаться перед аудиторией.
Методические приёмы по структуре мероприятия:
*Учитывая возраст детей, занятие по ознакомлению с национальной культурой проходит в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер, мини- музей «Изба чувашского крестьянина», с хозяйкой-девушкой-вышивальщицей в чувашском народном костюме и переносится в историческое пространство. В течение всего мероприятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде мини- музее «Изба чувашского крестьянина» дети “проживают” определённую тематическую, ситуацию. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Слушание музыки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, на слова Г. Петрован «Вечно прославляю народ».
Объяснение:
*превратить занятие в игру с элементами ролевого поведения «Напиши письмо».
*Знакомство с письмом из Кугесенского детского сада.
Использование наглядного материала:
*Просмотр на интерактивной доске, авторской презентации «Чувашский национальный орнамент»
иллюстраций с изображением чувашского орнамента, под музыку чувашского народной песни «Илемле».
*Обсуждение элементов чувашской вышивки…
Установка: вспомнить как составляли мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемосхемы для описательных рассказов раньше о себе, маме, папе, семье и всех родственниках.
Использование наглядного материала:
*В компьютере с CD-дисками (слайдами) рассмотреть фотографии Козловка- мой город, под сопровождение песни «Козловка» автора Ольги Петяевой.
*Обсуждение просмотренных эпизодов.
Использование наглядного материала:
*Через проектор познакомиться с таблицами «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»;
*Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Речевой образец воспитателя, как примерно составить рассказ и какие использовать элементы чувашской национальной вышивки.
Вопросы, как дети поняли о содержании работы.
Физкультминутка:
Использование наглядных приемов:
*«Книжки-говоришки» с наборми карточек с элементами чувашской вышивки на каждого ребёнка, которые можно использовать для составления письма.
*Дети рисуют фломастерами письмо используя элементы чувашской народной вышивки в игровизорах.
Словесное упражнение
*Составление предложений по составленным картинкам.
*Работа над ошибками.
*Работа над составлением рассказа о своём городе с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
*Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
*После перекодирования осуществить пересказ рассказа «Мой город» самостоятельно.
Оценка детской речи.
Гимнастика для глаз:
(Север-юг, запад-восток).
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Повторение:
(Совместно с детьми решили использовать письмо в форме мнемотаблицы).
*Дети коллективно рисуют фломастерами письмо «Мой любимый город» используя элементы чувашской народной вышивки на альбомном листе.
*Рассказы детей, что написали в письме.
Оценка детской речи о составленном письме.
Анализ занятия.
Домашнее задание.
Интеграция по ходу мероприятия:
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре чувашского народа во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, музыкальную, физическую. Области: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, музыка, безопасность.
Предлагаемая методика проведённого мероприятия создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций чувашского народа:
*доступность знаний, достоверность и научность;
*соответствие сложности материала возрасту детей;
*работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
*знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
*знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
*знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
*замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
*культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
*краеведческий опыт;
*экологическое воспитание.
Ход мероприятия:
(Звучат звуки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, на слова Г. Петрован «Вечно прославляю народ».
(Детей встречает вышивальщица-девушка одетая в чувашский народный костюм).
Воспитатель: Сегодня мы с вами еще раз посетим наш музей «Избу чувашского крестьянина».
Воспитатель: Давайте перед занятие сделаем себе самомассаж и подготовимся много и много трудиться:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем. Звучат звуки песни чувашского композитора В. Давыдова-Анатри, слова А.Асламас «Песня».
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!
Воспитатель: Посмотрите как тут интересно. Мы с вами здесь были уже много раз и сегодня посмотрите, что тут нового появилось?
(На столе лежит письмо)
Воспитатель: Пришло письмо, от детей детского сада из посёлка Кугеси, который тоже находиться в Чувашии.
Воспитатель: Они букв не знают, но письмо написали. Что им помогло?
Воспитатель: Письмо написано не в традиционной форме, там используется приём мнемотехника и ещё всё усложненно тем, что картинки нарисованы в форме символов чувашской вышивки.
Воспитатель: Чтобы его разобрать и написать ответ, давайте вспомним что мы с вами знаем о мнемотехнике и элементах чувашской вышивки, для этого просмотрим фильм «Чувашский национальный орнамент» на интерактивной доске, с иллюстрациями изображения чувашского орнамента, под музыку чувашского композитора Г.Лебедева, слова М.Юхма «Песня вышивальщиц».
Девушка-вышивальщица: (Текст читается во время просмотра фильма).
Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.
С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца. Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян.
«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.
Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.
Воспитатель: Вышивкой славится наша чувашская земля, в нашем городе тоже есть, есть умельцы-вышивальщицы.
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках «кинокамера». (Дети встают в круг) Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь на улицах нашего города.
Воспитатель: А теперь откройте глаза и смотрите:
(В компьютере через CD-диск (слайды) рассмотреть фотографии о городе Козловка, под сопровождение песни «Козловка» » автора Ольги Петяевой.
Воспитатель: Правда, наш город очень красивый, конечно он не большой. У нас есть красавица Волга, Пушкина гора, леса и поля. В Козловке построены многоэтажные здания и индивидуальные дома. Народ в Козловке чтит память предков и заботится о исторических памятниках: Дом-музей Лобачевского, усадьба Жомини и много других исторических памятников.
Физминутка мы идём по городу:
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.(маршируем, голову поворачиваем вправо и влево)
Воспитатель: Мы давно с вами познакомились с мнемотехникой и знаем, как с ней работать. Давайте вспомнить как составляли мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемосхемы для описательных рассказов раньше о себе, маме, папе, семье и всех родственниках.
Девушка-вышивальщица: Молодцы, а сейчас все внимание на проектор. Это таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем».
(Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
Воспитатель: А сейчас мы всё вспомнили и давайте разберём письмо от ребят из Кугесенского детского сада (разбор текста письма).
Воспитатель: Дети, давайте мы тоже ответим нашим друзьям письмом, которое будет составлено в такой же нетрадиционной форме с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки, с рассказом «Мой город»
Воспитатель: Давайте решим какие элементы и символы чувашской вышивки будем мы будем использовать для составления письма с содержанием описательного рассказа «Мой город»
Воспитатель: Выберем и расположим их на фланелеграфе.
(Рассматривание полученной выставки).
Воспитатель: А сейчас здесь на магнитной доске я прикреплю эти альбомные листы, с изображением как правильно рисовать элементы чувашской народной вышивки для письма с рассказом «Мой город» и вы будете ориентироваться на них когда будете составлять письмо.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните, что каждая картинка должна отображать обобщённый образ предмета, раскрывать существенное в объекте, одновременно можно использовать модель только одного вида.
Воспитатель: Рассказы, которые вы будете составлять не должны быть однообразными, а логично построенным.
Воспитатель: Они должны быть разноцветными с использованием символики цвета, цветовых соотношений чувашской вышивки.
Воспитатель: А сейчас давайте решим, какую из моделей мнемотехники, каждый из вас будет использовать для составления рассказа.(Опрос детей).
Воспитатель: Посмотрите на мной составленное письмо и послушайте рассказ о Козловке.
Дети, я такой вижу мою Козловку, вы подумайте и составьте свои рассказы.
Вопросы как дети поняли о содержании работы
Физкультминутка:
Солнце нитями-лучами
вышивает. (руки поднимаем вверх и машем пальчиками)
Луг - цветами, (руки опустили перед собой, ладони поднимаем вверх-вниз)
Сад - плодами, (руками выполняем круговые движения)
Пруд и небо - облаками, (руки перед собой поднимаем вверх-вниз, длительно дуем)
А колосьями - поля, (руки поднимаем с низу-вверх, ладони сжимаем в кулачки и делаем ладошки)
Словно тонкими шелками, (тихонько постукиваем свои плечи ладошками)
Шита-вышита стежками (руки вытянуты перед собой, ладони выполняют небольшие движения)
Разноцветная Земля. (вытянутые руки круговым движением показывают шар)
Воспитатель: А сейчас возьмите игровизоры и используя символьные картинки чувашской народной вышивки составьте письмо с рассказом «Мой город», а помогут вам «книжки-говоришки» с наборми карточек с элементами чувашской вышивки на каждого из вас, которые можно использовать для составления письма.
(дети рисуют фломастерами письмо используя элементы чувашской народной вышивки) Воспитатель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому элементу согласно толкованиям основных элементов чувашской вышивки..
(Словесные упражнения-составление предложений по составленным картинкам……..
(Работа над ошибками).
Воспитатель: А сейчас вы исправите сделанные вами ошибки и расскажите всем свои рассказы, которые у вас получились о своём городе с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.
(Осуществление перекодировки информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы).
(Оценка детской речи).
Гимнастика для глаз
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы вместе составим одно письмо для детей Кугесенского детского сада.
(Совместно с детьми решили использовать письмо в форме мнемотаблицы).
(Дети коллективно рисуют фломастерами короткое письмо, используя элементы чувашской народной вышивки, на альбомном листе).
*Дети коллективно рисуют фломастерами письмо «Мой любимый город» используя элементы чувашской народной вышивки на альбомном листе.
*Рассказы детей, что написали в письме.
Оценка детской речи о составленном письме.
Анализ занятия.
Письмо запечатываем и на прогулке идём на экскурсию на почту, где отправляем письмо.
Домашнее задание. Составить и изобразить рассказ «Моя родословная» используя мнемотехнику с
элементами чувашской национальной вышивки.
Используемая литература:
Васильева, Л. Г. Восприятие образов чувашской народной вышивки дошкольниками / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1997. — № 1. — С. 53-58.
Васильева, Л. Г. Интеграция русской живописи и искусства чувашского орнамента в развитии дошкольников / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ. — 2009. — № 5. — С. 39-41.
Васильева, Л. Г. Приобщение ребенка-дошкольника к искусству чувашского орнамента / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского республиканского института образования. — Чебоксары, 2002. — С. 87-94 : 2 табл.
Васильева, Л. Г. Формирование художественного образа в орнаментальной деятельности у дошкольников / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сер. Теория и практика дошкольного образования. — 1999. — № 2. — С. 51-54. — Библиогр.: с. 54 (11 назв.).
Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.
Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.
Ефименкова Л.Н. “Формирование речи у дошкольников”, 1985г.;
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
2005 — 71с
Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000 21с. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические
материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет Н. П. Москва, 2005.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.12
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников М., 1985 — с.92
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
2008. №4. - с.102 -115.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов Дошкольное
воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005. - с.8
Яковлев, Ю. Танцующие узоры Шарковой Республика. — 2003. — 10 сентября (№ 36). — С.
Трофимов, А. А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки— Чебоксары, 1975. — Вып. 4. С.
Трофимов, А. А. К вопросу о художественном образе в чувашской вышивке Чувашское искусство : сб. ст. — Чебоксары, 1973
Васильева, Л. Средствами чувашского народного искусства / Л. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1993. — № 1. — С. 75-78.
Васильева, Л. Г. Восприятие образов чувашской народной вышивки дошкольниками / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ = Народная школа. — 1997. — № 1. — С. 53-58.
Васильева, Л. Г. Интеграция русской живописи и искусства чувашского орнамента в развитии дошкольников / Л. Г. Васильева // Халăх шкулĕ. — 2009. — № 5. — С. 39-41.
Васильева, Л. Г. Приобщение ребенка-дошкольника к искусству чувашского орнамента / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского республиканского института образования. — Чебоксары, 2002. — С. 87-94 : 2 табл.
Васильева, Л. Г. Формирование художественного образа в орнаментальной деятельности у дошкольников / Л. Г. Васильева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сер. Теория и практика дошкольного образования. — 1999. — № 2. — С. 51-54. — Библиогр.: с. 54 (11 назв.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".
Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....
Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей.
Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей....
Конспект открытого занятия по теме: "Составление сравнительно-описательных рассказов о посуде"
Вашему вниманию предлагается конспект занятия с целями, оборудованием и ходом занятия....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности По теме: «Составление короткого описательного рассказа о диких животных».
Создание условий для расширения представлений детей о диких животных....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности По теме: «Составление короткого описательного рассказа о диких животных».
Создание условий для расширения представлений детей о диких животных....
Тема: «Составление короткого описательного рассказа о профессии мамы (папы) (по Л.Н. Ефименковой)»
Задачи по образовательным областям:Формировать умение детей составлять рассказ о профессии с опорой на графическую схему.Совершенствовать способы словообразования прилагательных о существительных.Разв...