Доклад на тему: "Как мы интегрируем задачи образовательных областей "Познание", "Художественное творчество" и задачи коррекционной программы".
статья (подготовительная группа) по теме

Процесс развития современного образования требует применения нетрадиционных форм. интегрированные занятия имеют нетрадиционнуую форму и структуру проведения. Они представляют собой проведение нескольких видов деятельности, которые дополняют друг друга. Такие формы организации направлены на повышение эффективности деятельности воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Как мы интегрируем задачи образовательных областей

«Познание», «Художественное творчество» и задачи

коррекционной программы».

Воспитателя: Михайленко.Н.А.

   Педагогическая ценность воспитательно-образовательной деятельности определяется не количеством мероприятий, а разнообразием их форм. Процесс развития современного образования требует применения нетрадиционных форм. Интегрированные занятия имеют нетрадиционную форму и структуру проведения. Они представляют собой объединение нескольких видов деятельности, которые дополняют друг друга. Такие формы организации направлены на повышение эффективности деятельности воспитанников.

    Интегрированные занятия не сковывают образовательно-воспитательный процесс способствует повышению мотивации и формированию познавательного интереса детей, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствуют развитию речи, расширяют кругозор детей, активизируя деятельность каждого ребенка, снимают перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятия; эмоционально развивают детей, объединяя их общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, приближают образовательный процесс к жизненным ситуациям.

    В своей работе мы стараемся использовать интегрированные занятия.

     Наряду с основными направлениями развития детей, мы уделяем большое внимание познавательно-речевому развитию.

Так, при проведении занятий по развитию коммуникативных навыков, мы вносим задачи таких образовательных областей, как «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Например, при организации НОД по ОО «Коммуникация» на тему: «Из жизни насекомых», наряду с задачами:

1.Развитие навыков диалогической речи, умения выстраивать диалог в заданных обстоятельствах.

2.Учить детей придумывать сказку;

Мы реализуем задачи по ОО «Познание»:

1.Познакомить детей с интересными фактами из жизни насекомых (муравьев, мух, бабочек). Используя при этом энциклопедию.

Ставим задачи по ОО «Социализация»:

1.Развивать у детей умение сотрудничать с друзьями, развивать коллективное творчество.

Так, во всех видах деятельности мы реализуем задачи коррекционной программы:

1.По формированию словаря (обучение подбору синонимов, антонимов, родственных слов; введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действий (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

2.По ЗКР (умение слышать звуки, дифференцировать их);

3.По развитию грамматического строя речи (согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; образование множественного числа существительных; образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных; закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов).

4.По развитию связной речи (составление различных типов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; закрепление навыка построения предложений);

5.По развитию общей моторики и мелкой моторики (совершенствование статической организации движений, динамической организации, пространственной).

С этой целью включаем в свою работу такие игры, как:

«Один-много» (Цель: упражнять в умении правильно произносить существительные в ед. ч. и во мн.ч. Р.п); «Чей, чья, чье?» (Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных) «Назови действия» (Цель: тренировать в употреблении в речи глаголов); «Подбери слово» (Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным); «Определи, где находится звук в слове» (Цель: упражнять в умении определять местонахождение определенного звука в слове); «Определи первый и последний звук» (Цель: упражнять в умении определять первый и последний звук в слове); «Определи, какой звук» (Цель: развивать умение дифференцировать звуки); «Что лишнее?» (Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать); «Назови ласково» (Цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных суффиксов); «Веселый счет» (Цель: упражнять в согласовании существительных и числительных).

   В разных видах детской деятельности широко используем упражнения биоэнергопластики. Это упражнения, направленные на совместные движения руки и артикуляционного аппарата. За счет этих движений у ребенка формируется пластичность, раскрепощенность, ощущение свободы. При этом укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата; развивается координация движений и мелкой моторики рук. Это упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Бублик», «Орешки», «Слоник пьет» и т.д.

   Упражнения кинезиологии направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижных нервных процессов и синхронной работы двух полушарий коры головного мозга. В процессе  этой работы у детей формируется быстрота нервных процессов и в результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении. Это упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Кулак-кольцо», «Пальчики здороваются», «Коготки», «Рожки да ножки», «Вилка и розетка» и т.д.

   Так же используем артикуляционную гимнастику для четкого и правильного произношения звуков в словах: «Лопатка», «Качели», «Катушка», «Горка», «Трубочка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок», «Заборчик», «Чистим зубы», «Маляр» и т.д.

   На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы интегрируем задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

   Например, ОО «Познание»:

1.Развивать навыки решения примеров на сложение и вычитание в пределах 20;

2.Развивать умение классифицировать группы предметов по двум свойствам;

3.Развивать логическое мышление – умение находить сходства и различия групп предметов;

4.Развивать комбинаторские способности.

  ОО «Коммуникация»:

1.Развивать умение высказывать предположения;

2.Развивать умение использовать объяснительную речь.

ОО «Социализация»:

1.Развивать умение помогать своим товарищам в процессе деятельности.

ОО «Художественное творчество»:

1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза;

2.Формировать умение штриховать различные формы.

Коррекционные задачи:

1.Продолжать четко произносить все звуки родного языка;

2.Развивать умение подбирать прилагательное к существительному (Игра «Подбери слово»);

3. Уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года).

   Наряду с интегрированными занятиями реализуем проектную деятельность. Так, например, в январе мы начали проектную деятельность: «Растительный и животный мир материков». В ходе этого проекта мы знакомили детей с глобусом и картой, материками на нашей планете. Начали со знакомства с материком Евразия, на котором обозначили границы нашей страны России. Затем начали знакомство с растительным миром на территории России. Подвели к понятию о разнообразии растительного мира, т.к. территория России очень большая и в разных областях существует различный температурный режим. Затем познакомили детей с животным миром Средней полосы России, где закрепили и пополнили знания детей о диких животных Средней полосы, об их детенышах, об их приспособлении, питании. Дети увлеченно мастерили макет материка Евразии, применяя различные нетрадиционные техники: нанесение краски тампонами, мятой бумагой, щетинными кистями. Затем дети с интересом рисовали животных, следуя алгоритмам, раскрашивали их карандашами, красками. Выполняли работу в технике «Оригами».

   Затем мы изучили растительный и животный мир холодных стран и крайнего Севера нашей страны. Выявили, что на Крайнем Севере преобладают низкорослые растения, т.к. не успевают вырасти из-за короткого лета и долгой зимы. Дети с удовольствием участвовали в моделировании материка Антарктиды и островов Арктики. А затем изготавливали животных, применяя нетрадиционные техники рисования. Дети рисовали пингвинов способом тычка.

   После этого мы закрепляли и расширяли знания о растительном и животном мире жарких стран, об их приспособлении к жизни в высоких температурах с малым количеством воды. При изучении растительного мира Африки, дети узнали, что территория Африки имеет три природные зоны: пустыню, саванну и тропический лес. В каждой природной зоне преобладает определенный климат и в зависимости от этого растения имеют свои приспособления. Например, верблюжья колючка имеет длинный корень, чтобы дотянуться до воды, которая в пустыне находится глубоко; колючки -  чтобы меньше испарялась влага. В саванне растет немного растений, а такие, как баобаб растут в ширину, т.к. им хватает солнечных лучей и не надо тянуться в высоту. А в тропическом лесу, наоборот, вырастают деревья с высоким стволом. Деревья тянутся к солнечным лучам, т.к. из-за повышенной влажности в тропическом лесу растет огромное многообразие растений.

   Дети узнали, что и животные имеют свои приспособления для жизни в различных климатических зонах. Например, верблюд приспособился к жизни в пустыне следующим образом:

1.Он имеет горбы, в которых находятся запасы сала;

2.Он имеет очень плотную шерсть, которая не дает испаряться влаге;

3.На ногах у верблюда не копыта, а мозоли из плотной кожи, которые предохраняют его от ожогов;

4. Желудок верблюда приспособлен к перевариванию грубой пищи.

  А обезьяны, обитающие в Джунглях, очень гибкие животные и обладают ловкостью.  Пробираться через сплетения растений, им помогает очень цепкий хвост.

   Чтобы закрепить знания об Африке и доделать макет материка, дети отправились в увлекательное путешествие.

   В этой деятельности наряду с задачами по ОО «Познание»:

1.Продолжать детей знакомить с глобусом и картой – моделью земного шара;

2.Закреплять знания об Африке, о ее природных  климатических зонах;

3.Закреплять знания о растительном и животном мире Африки.

Применяли задачи по ОО «Коммуникация»:

1.Развивать умение находить животное по описанию. (Игра «Узнай по описанию»).

По ОО «Социализация»:

1.Развивать умение детей работать в парах.

По ОО «Здоровье»:

1.Упражнять в движениях бионергопластики и кинезиологии.

По ОО «Художественное творчество»:

1.Формировать устойчивые практические навыки при использовании техники обрывной аппликации.

Задачи коррекционной программы:

1.Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным предложением;

2.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (Игра «Чей, чья, чье?»);

3.Совершенствование динамической организации движений.

   Дети с интересом представляли придуманную обстановку Африки, играли в игры, изображали африканских животных с помощью обрывной аппликации.

   При изучении материков мы использовали чтение художественной литературы, чтение энциклопедии, рассматривали животных в атласах, энциклопедиях. Прослушивали сказки о животных в грамзаписи, играли в различные дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто где живет?», «Чей, чья, чье?», «Подбери слово», «Назови ласково», «Кто что делает?», «Назови семью животных», «Хищники и травоядные». Организовывали сюжетно-ролевые игры: «Обитатели Крайнего Севера», «Жизнь животных в лесу», «Жители тропического леса». Использовали игры-драматизации: «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Зимовье зверей». Разучивали с детьми считалки, скороговорки; проводили динамические паузы, физминутки, игры-имитации.

   Мы планируем в своей работе  и дальше использовать проектную деятельность, в ходе которой будут проводиться интегрированные занятия, т.к интегрированные методы и средства, содержание которых соответствует нескольким образовательным областям, обеспечивает развитие в единстве познавательной, эмоциональной и практической сфер личности ребенка. Их использование помогает представить содержание объемно, в многообразии отношений его компонентов, позволяет развивать у детей познавательную мотивацию, способствует обобщению и системности знаний, формированию системности мышления, умения комплексного решения проблем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

Методическая разработка на тему: «Решение задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» средствами ИКТ на музыкальных занятиях».

Мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеофильмы, интерактивные игры  оказывающие неоценимую помощь в художественно – эстетическом развитии детей.   А ведь именно ху...

Доклад по теме «Содержание и интеграция задач образовательной области познавательное развитие»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребен...

Доклад на тему: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с расстройством аутистического спектра»

Целью АОП является проектирование социальных ситуаций развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мо...