Проект «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
проект по окружающему миру
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.09 КБ |
proekt_sensornoe_razvitie_ovz.pdf | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: октябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: разновозрастная группа детей с ОВЗ, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Исходя из проведенного мониторинга по развитию сенсорных способностей детей данной группы, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг показал, недостаточный, в основном преобладал низкий уровень сенсорного развития.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития и развивает наблюдательность; позитивно влияет на эстетическое чувство и является основой для развития воображения; развивает внимание и дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья отводиться играм на чувственное познание предметов, так как ребенок практически все в этом мире познает через различные органы чувств.
Цель проекта: обеспечивать накопление представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Презентация для родителей.
- Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Проведение мониторинга.
- Анализ полученных результатов, выводы.
- Проведение анкетирования родителей, "В какие игры Вы играете дома?".
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с сенсорными коробками.
- Дидактические игры с детьми:
- Для зрительного восприятия - свет, форма, величина;
- Для слухового восприятия - слуховое внимание, речевой слух;
- Для развития моторики: сенсорные коробки, пальчиковый театр, вкладыши, бизиборды, элементы Марии Монтессори, игры на липучках.
- Игры с цветным конструктором крупного размера.
- Мозаика: настольная и напольная.
- Настольно-печатные дидактические игры.
- Самостоятельные игры детей.
Работа с родителями:
- Консультация «Что такое сенсорика?»
- Беседы с родителями о роли развивающих игр для детей ОВЗ.
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», буклет «Сенсорные коробки», памятка «Во что играем дома».
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр.
У детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей «Аленький цветочек» 2019-2020 уч. г.
Воспитатель: Логинова Татьяна Андреевна
№ | Содержание индивидуальной работы (формы, название) | Цель |
Сентябрь | ||
1 | Дидактическая игра «Собери пирамидку» | Развивать умение располагать предметы в последовательности в зависимости от их размера. |
2 | Сенсорика «Подбери фигуру» | Развивать умение классифицировать предметы по определенному признаку: цвет, форма, величина. |
3 | Дидактическая игра «Спрячь игрушку» | Развивать умение соотносить по форме, цвету, размеру, прорези и вкладыши. |
4 | Дидактическая игра «Построим игрушки на зарядку» | Развивать умение в упорядочении предметов по размеру от большего к меньшего, учить сравнивать предметы по высоте. |
5 | Дидактическая игра «Найди пару» | Развивать внимание, наблюдательность, память, умение устанавливать тождество однородных предметов. |
Октябрь | ||
6 | Лепка «Морозный узор» | Продолжать учить детей сворачивать длинную колбаску по спирали, создавать из них узор похожий на иней на замершем окне. |
7 | Сенсорика «Собери снеговика» | Формировать умение собирать снеговика по величине кружков: большой, средний, маленький. |
8 | Дидактическая игра «Парные картинки» | Упражнять в группировке предметов. Классифицировать их по определенному признаку. |
9 | Дидактическая игра «Составь целое из частей» | Развивать умение зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. |
10 | Дидактическая игра «От маленького к большему» | Развивать умение выкладывать последовательность из трех четырех однородных предметов различной величины, от меньшего к большему слева на право |
Ноябрь | ||
11 | Дидактическая игра «Чьи детки?» | Развивать знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных. |
12 | Сенсорика «Выложи сам» | Развивать умение действовать по образцу, подбирать соответствующие по размеру и форме детали, развивать мелкую моторику рук. |
13 | Дидактическая игра «Столько – сколько» | Упражнять в порядковом счете в пределах пяти, учить на слух определять количество хлопков, притопов. |
14 | Дидактическая игра «Собери картинку» | Развивать в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие. |
15 | Сенсорика «Собери целое» | Развивать умение собирать обувь из двух частей, развивать зрительное восприятие. |
Декабрь | ||
16 | Настольно – печатные игры «Лото для малышей» | Формировать умение детей использовать в игре свои знания о различных предметах. |
17 | Дидактическая игра «Разрезные картинки» | Развивать умение составлять предмет из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. |
18 | Сенсорика «Сложи такой узор» | Упражнять детей в умении различать и называть геометрические фигуры, выкладывать их по образцу в определенной последовательности |
19 | Сенсорика «Разложи по цвету» | Развивать умение подбирать нужные формы разными способами. |
20 | Дидактическая игра «Съедобно – несъедобно» | Упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку, развивать логическое мышление. |
Январь | ||
21 | Дидактическая игра «Домино» | Актуализировать знания детей о средствах передвижения, учить отмечать их особенности, подчиняться правилам игры. |
22 | Сенсорика «Опусти шарик в коробку» | Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, формировать умение детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький». |
23 | Сенсорика «Кто скорее свернет ленту?» | Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». |
Февраль | ||
24 | Дидактическая игра «Какого цвета нет» | Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет; формировать умение детей запоминать цвет, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов. |
25 | Дидактическая игра «Ищи и находи» | Формировать умение детей находить в комнате предметы разной формы по слову – названию, развивать внимание и запоминание. |
26 | Дидактическая игра «Цветные кубики» | Формировать умение детей различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию. |
27 | Сенсорика «Почтовый ящик» | Формировать умение детей видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. |
Март | ||
28 | Сенсорика «Собери картинку» | Формировать умение детей видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. |
29 | Сенсорика «Спрячь матрешку» | Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. |
30 | «Спрячь шарик в ладошках» | Формировать умение детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. |
31 | «Что катится, что не катится» | Сделать форму предмета значимой для ребенка, формировать умение детей опираться на нее в деятельности. |
Апрель | ||
32 | Сенсорика «Овощи» | Формировать умение соблюдать правила игры, вызывать радость от совместных игр с товарищами. |
33 | Сенсорика «Каждую бусинку – на свою нитку» | Формировать умение ребенка группировать объекты по заданному признаку (по цвету), упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путем прикладывания по образцу. |
34 | Сенсорика «Мозаика» | Развивать у детей мелкую моторику, мускулатуру рук, пространственное воображение, связную речь, зрительное восприятие. |
35 | Сенсорика «Узнай овощ» | Формировать умение соблюдать правила игры, развивать внимание, мелкую моторику рук. |
Май | ||
36 | Дидактическая игра «Едет, плавает, летает» | Развить память, внимание, логическое и образное мышление. Научить, правильно классифицировать транспорт. Развитие игровой деятельности. |
37 | Дидактическая игра «Найди пару» | Развивать внимание, наблюдательность, память, умение устанавливать тождество однородных предметов. |
38 | Дидактическая игра «Обед у трех медведей» | Активизировать в речи детей названия посуды, уточнить их назначение, формировать умение сервировать стол. |
39 | Дидактическая игра «Спрячь мышку» | Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши, внимание, мышление. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает с...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...
"Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...
Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...
Консультация для родителей и педагогов " Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...