Создание условий для формирования сенсорной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Винокурова Светлана Эдуардовна,
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»
Создание условий для формирования сенсорной культуры
детей с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих задержку психического развития
Дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и, в основном, с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера. Процесс обучения детей с ЗПР - это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию детей и овладению ими знаний о закономерностях окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в конкретных формах.
Таким образом, эффективность коррекционно–развивающей психолого-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР, во многом зависит от организации предметно-пространственной среды в группе. Основным требованием к организации и содержанию педагогической работы с детьми с ЗПР является полноценное использование дидактического материала, прежде всего полифункционального игрового оборудования, которое способствует не только поддержанию внимания и интереса детей в процессе коррекционно-развивающих занятий, образовательных ситуаций, игр, но и непосредственно служит развитию у них восприятия, памяти, внимания, мышления.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с восприятия предметов и явлений. У детей в первую очередь формируются представления о внешних свойствах предмета – форме, цвете, величине, расположении в пространстве и других сенсорных характеристиках. Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает от возрастной нормы по срокам формирования, недостаточность процессов восприятия задерживает развитие познавательной деятельности, поэтому необходимо предоставлять детям богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.
Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию является основой познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР. Детей знакомят с разнообразием форм, учат выделять, узнавать, сравнивать, объединять предметы в группы, воспроизводить по подражанию и образцу. Внимание детей обращается на функциональные и пространственные свойства окружающих предметов (форму, отношения по величине и расположению), цвет. При проведении таких игр используется различное полифункциональное игровое оборудование.
С целью создания условий для формирования сенсорной культуры
детей с ЗПР разработано авторское дидактическое пособие «Сад времен года». В соответствии с ФГОС ДО, оно является содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, доступным и безопасным; способствует реализации пяти образовательных областей, включая совместную партнерскую деятельность педагога и ребенка; свободную самостоятельную деятельность детей. «Сад времен года» позволяет повысить интерес детей к образовательной деятельности. Пособие «Сад времен года» - своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, которые можно включать в любой вид деятельности детей в качестве составной части. Оно может быть использовано в разных областях образовательной деятельности детей с ЗПР, служит для решения многих воспитательно-образовательных задач в доступной для детей форме – игровой.
Педагогический замысел данного пособия направлен на решение следующих коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:
- формирование и закрепление представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов;
- формирование и /или расширение, закрепление представлений об окружающем мире;
- формирование и закрепление пространственных понятий;
- обогащение словарного запаса;
- формирование положительного эмоционального настроя у детей.
- развитие игровой деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей детей;
- развитие мелкой моторики;
- развитие саморегуляции и самоконтроля у детей.
Пособие состоит из следующих элементов:
Ствол: втулка от клеёнки (длина – 1 метр), обивочная ткань, молния, кнопки для одежды, фетр.
Наземная часть дерева: многослойная фанера (форма – круг), колесики мебельные (4 штуки), наждачная бумага, контактная лента (липучка), съемные чехлы (летний травяной покров - фетр, пуговицы (основные цвета спектра), зеленый декоративный коврик, деревянные фигуры на магнитах для игры «Рыбалка», цветы из фетра; осенний ковер - круг, связанный из желтого жгута, разноцветные листья деревьев из фетра, контактная лента (липучка); снежный покров – белый круглый картонный короб с липкой лентой, наполненный снежками (помпоны из искусственного белого меха, пенопластовые шары различной величины, фетровые шары), пенопластовые фигурки животных (зайцы), лёд ( прозрачный силиконовый коврик для ванны); весенняя земля - проталина (искусственный мех, флис, горох).
Крона дерева: основа – двусторонний круг (летняя крона – зеленый экран, листья - прищепки зеленого цвета, ткань, резина; осенняя крона – желтый экран, листья – разноцветные прищепки, разноцветные листья разной фактуры; зимнее дерево - чехол круглой формы с крючками (белый искусственный мех, белый флис), снежинки (бумага, мягкое оргстекло, блестящие прищепки), «ветерок» (помпоны, узкие белые атласные ленты); весенняя крона - двусторонний чехол (с одной стороны вязаный коричневый с пуговицами, с другой - зеленый), плоды – яблоки, груши, вишни (10 штук каждого вида), листья – зеленые прищепки, цветы дерева (розовые для яблони, белые для вишни).
Для индивидуальных занятий подобраны игры и упражнения, позволяющие реализовывать системный подход к формированию восприятия как целостной сенсорно-перцептивной способности, позволяющей видеть, понимать и воссоздавать (моделировать) окружающий мир посредством движения, образа предмета и слова.
Варианты игр и упражнений:
1.«Времена года»
Цель: формирование представлений о признаках времен года, формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря, развитие мыслительных процессов.
2. «Подбери слово»
Цель: расширять словарь прилагательных, посредством обучения подбора признака к предмету.
3. «Один – много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
4. «Посчитай-ка»
Цель: закреплять навык прямого счета, навык согласования существительных с числительными.
5. «Скажи наоборот»
Цель: развивать у детей ассоциативно-образное мышление, словарный запас.
5. «Какого цвета предмет?»
Цель: расширять представления о цветовых эталонах, закреплять знания о цвете предмета, формировать умение подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет.
6.«Что лишнее»
Цель: учить детей исключать лишнее, закреплять знание обобщающих слов, развивать мышление.
7.«Что где: справа, слева, вверху или внизу?»
Цель: закрепление умения ориентироваться в ограниченном пространстве
8 «Укрась дерево снежинками»
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве, умение действовать по инструкции
9. «Посади бабочку на свой цветочек»
Цель: закреплять название основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.
10. «Сухой бассейн»
Цель: развивать мелкую моторику, развивать тактильную чувствительность.
11. «Продолжи ряд»
Цель: развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе дидактического пособия «Сад времен года» позволяет решать задачи сенсорного развития детей с ЗПР комплексно в различных играх и упражнениях.
Комплексный подход к обучению детей с ЗПР различного генеза способам восприятия и их коррекции и создание условий для сенсорного воспитания позволяет сформировать очень важные для познавательного развития детей данной категории сенсорные способности, приводит к развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию детей с ЗПР устойчивость и произвольность.
Список литературы
П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
ISBN 978-5-904123-09-3
Баранова Т.Ф., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Шоркина Т, Д.
Б24 Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
ISBN 978-5-9949-1885-2
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФРАГМЕНТ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
вашему вниманию представлена разработка фрагмента целевого раздела адаптированной образовательной программы дошкольного образования одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (дет...
Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет
Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Рабочая программа инструктора по физической культуре, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре Рабочая программа инструктора по ...
«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди детей имеющих ОВЗ...
Методическое пособие по познавательному развитию (сенсорное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии
Методическое пособиепо познавательному развитию (сенсорное развитие)для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сочетание 2 – х и более недостатков в физическом и (или) психическом...