"Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
консультация
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей сенсомоторного развития детей с ОВЗ. Целенаправленная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensornyh_sposobnostey_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их подготовленность к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей сенсомоторного развития детей с ОВЗ. Целенаправленная и систематическая работа по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, что немаловажно для детей с ОВЗ.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения, развивает внимание;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В качестве особой задачи в работе с обучающимися с ОВЗ выступает необходимость развивать у них аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:
- Осязание (тактильное восприятие)
- Зрительное восприятие
- Восприятие формы
- Восприятие величины
- Слуховое восприятие
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина.
Развитие слухового восприятия обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Предлагаем варианты игр и упражнений по сенсомоторному развитию.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСРИЯТИЕ | |
ЦВЕТ | |
Название | Задачи |
«Волшебный паровозик». | Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать, согласно, предложенного алгоритма. |
«Подбери по цвету». | Учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака. |
«Оденем куклу Катю». | Развивать умение узнавать цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель. |
«Спрячь мышку». | Закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету. |
«Вагончики для паровозика». | Развивать умение подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление. |
«Подбери картинку по цвету». | Закреплять знание основных цветов, развивать зрительное восприятие. |
«Воздушные шары». | Развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. |
«Составь пары по цвету» | Развивать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. |
«Какого цвета предмет?». | Развивать умение подбирать необходимый цвет для предмета. |
«Какие цвета использованы?». | Развивать умение называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки. |
«Собери гирлянду». | Развивать умение по памяти собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом. |
«Уточним цвет». | Развивать умение различать и называть близкие цвета. |
«Посади бабочку на цветок» | Закреплять основные цвета, называть их и подбирать предметы по образцу. |
ФОРМА | |
«Найди предмет указанной формы». | Развивать умение находить картинки с изображением предметов, форме похожих на заданную форму. |
«Какая фигура лишняя?» | Развивать умение определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур. |
«Найди предмет такой же формы». | Развивать умение выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. |
«Из каких фигур состоит …?» | Развивать умение определять по рисунку из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их. |
«Собери фигуру». | Формировать у детей действия с фигурами, учить различать между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей. |
«Весёлый Петушок». | Развивать умение из геометрических фигур выкладывать петушка. Закрепить цвет предмета, находить недостающий предмет. |
«Собери ягоды в корзину». | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной формы. |
«Подбери окошки к вагончикам». | Развивать умение различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов, названий форм; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой», «маленький». |
«Угадай по тени». | Развивать образное мышление, внимание, зрительную память, совершенствовать речь детей; формировать знания об окружающем мире. |
«Разрезные картинки». | Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку. |
«Помоги Гномику». | Развивать умение группировать по цвету предметы, формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры. |
«Чей домик?». | Развивать умение детей соотносить предметы с геометрическими фигурами. |
ВЕЛИЧИНА | |
«Самая длинная, самая короткая». | Развивать умение располагать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить Сравнить ленты по нескольким признакам. Обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий». |
«Собери пирамидку». | Развивать умение ориентироваться на величину предметов, закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»). |
«Сложи матрешку». | Развивать умение соотносить предметы по высоте, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин. |
«Дальше – ближе». | Развивать умение по рисунку определять положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше. |
«В какую коробку?» | Развивать умение распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера. |
«Разноцветные кружки». | Развивать умение располагать геометрические фигуры, начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка. |
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ | |
«Чудесный мешочек». | Учить находить на ощупь предметы, различающиеся по одному признаку. |
«Платочек для куклы». | Учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани. |
«Найди пару». | Учить находить на ощупь пары одинаковых предметов. |
«Узнай фигуру». | Учить доставать на ощупь из мешочка предложенную фигуру. |
«Тактильные дощечки». | Учить на ощупь определять структуру материала. |
«Сорока-белобока». | Для установления тактильного контакта «Ладушки-ладушки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....
ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...
Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...
Консультация для родителей и педагогов " Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...
Консультация для педагогов "Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Главной составляющей полноценного развития детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. В дефектологии делается акцент на сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, их...
Развитие сенсорных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Большинство детей раннего возраста с ОВЗ имеют выраженное отставание в сенсомоторном развитии, не знают основных цветов спектра и их оттенков, названий геометрических фигур, не ориентируются в величин...