Кружок LEGO мастера
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
"Детский сад №447 комбинированного вида
"Семицветик"
План кружковой работы
«LEGO-мастера»
старшей группы комбинированной направленности «Огоньки»
Руководитель: Валуева Л.И.
Периодичность занятий: 2раза в месяц
Длительность занятий: 30 минут
Новосибирск 2020г.
Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Актуальность
Цели и задачи реализации программы
Принципы Лего-конструирования
Способы проверки результатов
Содержательный раздел программы
Методические пояснения по организации занятий
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Учебно – тематический план
Условия реализации Программы
Организационный раздел программ
Материально-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение. Средства обучения.
Литература
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, формируют преынженерные навыки, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность.
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Цель программы: Формирование познавательной активности и креативного, творческого мышления у дошкольников.
Задачи:
- Развивать у дошкольников способы наглядного моделирования, умение пользоваться основными логическими операциями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации, смыслового соответствия
- Развивать у дошкольников умения оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы
- Воспитывать у дошкольников интерес к конструированию и конструктивному творчеству
- Воспитывать у дошкольников ответственность, дисциплинированность, прививать навыки коллективной работы
Направленность программы -. Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 1 год.
Форма обучения: специально организованные подгрупповые занятия в форме кружковой работы, совместная и самостоятельная деятельность детей.
Программа «Лего - мастера» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 5-6 лет по подгруппам (5 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей:
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 18 занятий (один раз в две недели).
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Планируемые результаты освоения программы, способы проверки результатов
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).
3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год ).
Показатели оценки индивидуального развития детей оцениваются с помощью балов.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме);
• через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки).
• отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в опросных листах педагога.
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Содержательный раздел программы С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
Учебно – тематический план
Блок «растительный мир»
Путешествие в страну Лего .
● Правила пользования конструктором.
«Путешествие по стране ЛЕГО».
Артикуляционная гимнастика
Дидактическое упражнение «Угадай на ощупь».
Дидактическая игра №1. «Фантазеры».
Дидактическая игра №2. «Послушай и сделай».
● Конструирование по схеме.
Дерево.
● Беседа о деревьях
● Конструирование дерева.
● Обыгрывание постройки.
Итоговое занятие. Конструирование по замыслу
● Игра «Чудесный мешочек».
● Конструирование деревьев.
● Обыгрывание построек.
Березка белая.
● Беседа о березе
Игра «Назови ласково»
● Конструирование березы.
● Обыгрывание постройки.
Блок – люди
Красная шапочка
● Общая артикуляционная гимнастика
● беседа
Игра «Подумай и ответь»
● Конструирование фигуры человека.
«Выставка». Обыгрывание постройки.
Разные профессии
Д/ игра “ Кем хочешь быть ? ”
● Конструирование человека.
● Обыгрывание построек.
Блок – дома
Двухэтажный дом
● Беседа. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй»:
● Конструирование дома.
● обыгрывание постройки.
Загон для животных
● Беседа. Рассматривание иллюстраций, картинок
● Конструирование
● «Выставка»
Блок -животные
Создание модели любимого животного «Лошадь»
● Беседа Рассматривание иллюстраций.
● Игра «Кого нет?»
● Конструирование
● «Заселим пустыню животными»
Моделирование модели утки
● Беседа об утке.
● загадки
● Работа по схемам, чертежам.
Блок Зимушка
Новогодние игрушки
● Рассматривание иллюстраций.
● Игра «Какой? Какая? Какие?»
● Конструирование
● «Собери модель по памяти»
Постройка военных машин
● Игра “Кто, чем управляет?”
● Конструирование танков
● обыгрывание постройки.
Ракета
● Беседа, рассматривание картинок
● Конструирование
Танк
● Игра “Транспорт или нет?”
● Конструирование машины
● обыгрывание постройки.
Блок-ПДД
Светофор
● Беседы о правилах поведения на дороге
● Художественная литература: Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Светофор»
● Конструирование
● Обыгрывание постройки.
Блок- насекомые
Улитка
● Рассматривание иллюстраций, беседа
● Игра «Летает- не летает»
● Конструирование
● Обыгрывание постройки.
Бабочка
● Рассматривание иллюстраций, беседа
● Конструирование
● Обыгрывание постройки.
Техническая оснащенность:
- демонстрационная магнитная доска.
--ноутбук
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Кол-во занятий | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. Знакомство с конструктором. Исследователи Lego – деталей (форма и размер). Виды скрепления Lego – деталей разной формы. |
2 | Диагностика | |
Октябрь | 1 | «Осеннее дерево» П/с: Поупражнять в различных способах крепления. Развить у детей активный интерес к конструированию. |
2 | «Красная шапочка» П/с: Поупражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей. Воспитывать эстетический вкус. | |
Ноябрь | 1 | «Лошадь» П/с: Научить строить по готовым чертежам, схемам. Упражнять в умении передавать характерные черты. |
2 | «Загон для животных» П/с: Научить самостоятельно создавать общие планы, обдумывать замысел, распределять работу. | |
Декабрь | 1 | «Новогодняя игрушка» П/с: Учить определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Научить строить по словесной инструкции |
2 | «Кормушка для птиц» П/с: Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах. Поупражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей. | |
Январь | 1 | «Новогодний подарок» П/с: Развивать умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, |
2 | «Санки» П/с: Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение. Закрепить знание о строительных деталях, их свойствах. | |
Февраль | 1 | «Светофор» П/с: Упражнять в умении продумывать замысел, продумывать этапы строительства. Закрепить знание цветов светофора (какие цвета) |
2 | «Наша армия» Танк П/с: Развить у детей активный интерес к конструированию, поддержать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. | |
Март | 1 | 8 марта (по замыслу)П/с: Побуждать желание делать подарки своими руками, поупражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей. |
2 | «Мамины помощники» П/с: Вспомнить характерные черты домашней техники, передавать признаки предметов по памяти. Развить эстетический вкус в процессе оформления сооружений дополнительными материалами. | |
Апрель | 1 | «День космонавтики» Ракета П/с: Научить совместному конструированию. Обдумывать замысел, продумывать этапы строительства, распределять работу, принимать общие решения, добиваться единого результата. |
2 | Диагностика | |
Май | 1 | «День Победы» (по замыслу) П/с: Воспитывать патриотические чувства, желание защищать свою Родину. Научить конструировать из разнообразных деталей, имеющих различные способы крепления. Сформировать навыки демонтажа и монтажа. |
2 | «Бабочка» П/с: Поддержать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. Развить эстетический вкус. |
Список детей
Старшая группа:
1 Фролова Анжелика
2 Крикунова Ксения
3 Данилов Кирилл
4 Стреленко Карина
5 Саидов Антон
6 Семёнов Матвей
7 Белецкая Арина
8 Боганова Елизавета
9 Беляева Виктория
10Замараев Никита
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego education сложные задания, связанные с физикой.
4.Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5.Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6.Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
7.Комарова Л.Г.«Строим из лего»(моделирование логических отношений и оъектов реального мира средствами конструктора LEGO).-М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г. – 88с.: ил.
8.Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» .Изд.2-е, доп. М., «Просвещение», 1976. 79с. с ил.
9.Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ«Сфера», 2012.-144с. (Новый детский сад с любовью).
10.Играем вместе с ЛЕГО: Образовательная программа по ЛЕГО- конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО/ М.Н.Кузнецова, И.В.Николаева, О.С.Кедровских.- Челябинск: «Край РА», 2016. -168с.
http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-yurevna-beregovaja/metodicheskaja-razrabotka-18820.html
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-konstruirovaniyu-v-detskom-sadu-1768528.html
http://www.detskiysad.ru/izo/teoria12.html
https://www.pedopyt.ru/categories/5/articles/155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Lego -мастер"
Программа кружка предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 1 учебный год. Содержит цели, задачи, планируемый результат работы, а также календарно-тематическое планир...
Кружок LEGO
Кружок LEGO...
Кружок LEGO
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка....
Тематическое планирование для средней группы. Кружок Lego.
Примерное тематическое планирование работы кружка по Lego конструированию в средней группе....
Презентация Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Основной материал-пластелин, а основным инструментом в пластилинографии является рука....
Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Развитие мелкой моторики рук и развитие речи....
Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию и робототехнике «LEGO – мастер»
Техническая направленность Возраст детей: 4–5 лет Срок реализации: 1 год...