«Взаимодействие с родителями воспитанников по познавательному развитию детей средствами технологии проектирования».
статья
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 314 г. Челябинска» СП 2
454085 г. Челябинск, ул. Кулибина, д. 11а, тел: 772-42-37,
e-mail: mdoy-312@mail.ru
Сообщение из опыта работы
«Взаимодействие с родителями воспитанников по познавательному развитию детей средствами технологии проектирования».
Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории
Самойлова С.С.
Проект в ДОУ - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их». По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту — ребенок! Очень важно, чтобы взрослые не мешали ребенку проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых. Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.
В нашей возрастной группе, среднего дошкольного возраста по познавательному развитию стоят разнообразные задачи, в том числе задачу - выявление причинно – следственных связей между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействие человека с природой в разное время года. Так как вода окружает человека всегда и везде, в разных ее состояниях и без нее не возможна жизнь человека, мною была выбрана тема проекта «Волшебница - Вода».
Для реализации проекта составлен план, который включил в себя разные формы работы с детьми и с родителями. Мне хотелось бы рассказать вам о взаимодействии с родителями воспитанников средней группы «Алёнушка» в работу над проектом «Волшебница - Вода». Родителям была предоставлена различная степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Главное в этом направлении соблюдать ряд условий:
– информированность родителей, они должны знать об особенностях и содержании тематического проекта;
– добровольность участия и возможность выбора;
– родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Начиная проектную деятельность, я познакомила родителей с организацией проектной деятельности с дошкольниками в учреждении, обогатила знания родителей об этом виде деятельности: ее этапах, требованиях к процессу и результатах выполнения, чтобы родители были готовы к содействию своему ребѐнку, если он обратиться к ним за помощью. Эта информация была предоставлена родителям на самом первом этапе в виде консультаций, информации на стендах в прихожей, буклетов, информации в блоге группы, ссылкой на интернет ресурс.
Здесь самое главное, чтобы родители поняли какова их роль в работе над проектом, что участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя, что именно этот вид деятельности способствует воспитанию и развитию успешного дошкольника.
А дальше на каждом этапе реализации проекта я мотивировала родителей, показывая свою собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. Помогала родителям в подготовке материала в ходе реализации проекта:
- наметить план действий (прочитать книги о воде, провести наблюдение за водой во всех ее состояниях, эксперименты с водой, создать макет о воде, изготовить Лэпбук и т.д.);
- обсудить возможные результаты работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами;
- помогала родителям в оценке работы (все ли сделано, как сделано, что еще можно сделать).
В ходе работы над проектом родители в домашних условиях проводили опыты и эксперименты с водой:
- «Всасывание воды в стакан»;
- «Вода в перевёрнутом стакане»;
- «Изготовление цветных льдинок»;
- «Трусливый перец»;
- «Тонет – не тонет»;
- «Вода поднимается по салфетке»;
- «Вода разной температуры».
Итогом проведенных опытов и экспериментов, проведенных детьми и родителями, стала выпушенная стенгазета с фото этих мероприятий.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей.
Так опираясь на активность родителей Левенко Ирины, я предложила изготовить им ЛЭПБУК «Волшебница – Вода». Рассказала о приемах его изготовления и оформления.
Семья Егоровой Полины изготовила макет «Круговорот воды в природе».
Также был проведен конкурс семейных рисунков «Вода – это жизнь!». В рисунках дети с родителями передали зачем нужно беречь воду.
При реализации группового проекта «Волшебница – Вода» родители привлекались к технической поддержке проекта - фото и видео съемка.
Таким образом, участвуя в реализации проекта родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей через технологию деятельностного подхода в рамках проектной деятельности.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимоде...
Статья. "Реализация дошкольного обучения и интеллектуально-творческого развития детей, средствами технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Описание и реализация в новых условиях ФГОС, технологии интеллектуально-творческого развития В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"....
План взаимодействия с родителями по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
План взаимодействия с родителями по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.МесяцФормы работы. Цель проведения мероприятиясентябрьПрезентация группы:...
Особенности взаимодействие с родителями по познавательному развитию.
Особенности взаимодействие с родителями по познавательному развитию.Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются н...
«Взаимодействие с родителями воспитанников по познавательному развитию детей средствами технологии проектирования»
Презентация...
Презентация для родителей. Программа познавательного развития дошкольников "Смарт – технологии для дошкольника"
Уважаемые родители, в данной презентации вы познакомитесь с основными аспектами программы.А также узнаете - какие используются принципы и подходы при реализации данной технологии....
Программа «Познавательное развитие детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика)».
В программе описывается вся работа по данной теме, включены перспективный план, диагностика детей...