Программа «Познавательное развитие детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика)».
методическая разработка (старшая группа)

Охлопкова Наталья Александровна

В программе описывается вся работа по данной теме, включены перспективный план, диагностика детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mini-muzey.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский.

Программа

«Познавательное развитие детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика)».

Программу составил: Охлопкова Наталья Александровна,

Воспитатель первой квалифицированной категории

Срок реализации: три года

Возраст детей: 4-7 лет

п. Алябьевский, 2019 г.

1

Структура программы

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Принципы к формированию программы

5

1.3

Этапы создания музея

5

1.4

Особенности осуществления образовательного процесса

6

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

6

1.6

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

6

2

Содержательный раздел

7

2.1

Этапы и сроки реализации

7

2.2

Формы работы Мини-музея

10

2.3

Планирование деятельности  по познавательному развитию детей              средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика).

11

2.3.1

Календарно-тематическое планирование в средней группе

(первый год обучения)

11

2.3.2

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

(второй год обучения)

12

2.3.3

Календарно-тематическое планирование в средней группе

(ьретий год обучения)

14

2.4

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

16

3

Организационный раздел

16

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

16

3.2

Ресурсное обеспечение

16

3.3

Глоссарий

17

2

  1. I Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Музей – научное и научно-просветительское

учреждение, осуществляющее комплектование,

хранение и изучение памятников естественной

истории, материальной и духовной культуры –

первоисточников знаний о развитии природы и

человеческого общества.

(Большой энциклопедический словарь)

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, развивать познавательную активность.

Актуальность:

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей  Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей  – организация в детских садах  мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

         Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.                                  3

- Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».                                                      

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших  окресностях его нет. Именно поэтому  в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

         Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Важно, что в их создании принимают участие и сами дети, и их мамы и папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении.

       Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.

Новизна: Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Гипотеза: Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллектуально развитым человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Воспитательный потенциал заключается в том, что Мини-музей дает возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности. Любая экспозиция содержит следующую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Ценностный потенциал (практическая значимость) опыта в том, что во время работы по данной теме силами всех участников создана площадка для мини-музея, который периодически менял свою тему согласно тематики недель по плану детского сада, которая позволяла включить всех дошкольников в процесс познавательного развития детей.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика).

Задачи:                                                                                                                               4

1.Создать площадку для мини-музея, в группе, направленную на познавательное развитие детей.

2. Формировать у дошкольников представления о музее

3. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей.

4.Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.                                                                                                          

1.2. Принципы к формированию Программы

Деятельность по реализации данной Программы строится на основании следующих принципов:

1.Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Этот принцип предполагает, что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность тем, с учётом названий недель учебного плана.

2.Принцип  деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

3.Принцип доступности – мини-музей должен быть создан с учетом возрастных особенностей детей  и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

4.Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5.Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

6.Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

7.Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

8.Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

9.Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

1.3 Этапы создания мини-музея                                                                                    5

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.

2 этап. Выбор помещения.

3 этап. Сбор экспонатов

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:                                                                                                                            

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.

7 этап. Выбор экскурсоводов. 

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.4Особенности осуществления образовательного процесса

Вся работа строится по направлениям: работа с детьми, родителями (законными представителями).

Во время познавательной деятельности с детьми используются экскурсии в мини-музей, беседы, рассматривание экспонатов, продуктивная деятельность.

1.5.Планируемые результаты освоения Программы

1. Создана площадка  для мини-музея, в группе, направленная на познавательное развитие детей.

2. у дошкольников  сформированы представления о музее

3. У детей развиты познавательные способности и познавательная деятельность.

4.У детей сформированы умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.  

 

1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей.

Данная система мониторинга предусматривает наблюдение и контроль над формированием коммуникативных навыков, культурных ценностей, социальных норм и представлений о музейной культуре. Мониторинг проводился в виде наблюдений, бесед, анкетирования в игровой форме.

Карта оценки динамики развития детей        

 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;                                                                                                                         6

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной  помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Средняя группа                                                                                                               

п/п

Ф. И. ребёнка

(код)

За 201   - 201     учебный год

Имеет представление о музее?

Знает и называет  правила поведения  в музеях

Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея

Называет русские народные сказки

Знает и называет виды народноприкладного искусства

Знает и называет военную технику

Начало года

Конец года

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1.

Старшая группа

№ п/п

Ф. И. ребёнка

 (код)

За 201   - 201     учебный год

Имеет представление о музее?

Знает и называет  правила поведения  в музеях

Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея

Имеет представление об обитателях подводного мира

Называет предметы быта русского народа и народов Югры.

Имеет представление о свойствах коры и её использовании человеком,

Имеет представление о людях защищавших нашу Родину во время ВОВ.

Начало года

Конец года

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1.

Подготовительная группа

№ п/п

Ф. И. ребёнка

 (код)

За 201   - 201     учебный год

                                                                                                                7

Имеет представление о музее?

Знает и называет  правила поведения  в музеях

Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея

Знает и называет символику нашей Родины, полезные ископаемые родного края.

 Имеет представление о истории возникновения измерительных предметов

Имеет представление о космосе и космонавтах, о пользе деятельности космонавтов и защитниках отечества для нашей родины

Знает и называет изделия народно-прикладного искусстваразличает их по элементам

Начало года

Конец года

           

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1.

2.Содержательный раздел

2.1. Этапы и сроки реализации

Этапы

Сроки

Мероприятия

1.Организационный (первый год обучения)

Ноябрь - декабрь

Изучение литературы, написание перспективного плана.

С детьми:

-Мониторинг детского развития.

2.Практический

(1, 2. 3 год обучения)

Январь-май

Средняягруппа

Мини-музей «Книжкин дом».

Работа с детьми:

Экскурсия в музей сказок.

Чтение сказок

Работа с родителями:

Акция: «Подари книгу в группу»

Мини-музей «Декаротивно-прикладного искусства»

Работа с детьми:

Знакомство с историей возникновения дымковской, хохломской, гжельской росписью.

Работа с родителями:

Оказание помощи в организации мини-музея.

Мини-музей: «Волшебная пуговка»

Работа с детьми:

Беседа-экскурсия: «Такие разные пуговицы»

Работа с родителями:

Оказание помощи в организации мини-музея. (Поделки из пуговиц)

Коллекция: «Военная техника».

Работа с детьми:

Рассматривание коллекции

Работа с родителями:

Помощь в подборе материала «Военная техника»

Старшая группа

Мини –музей «Осенняя фантазия». (выставка)

Работа с детьми:

Рассматривание выставки: «Осенняя фантазия»                7                                          

Работа с родителями:          

изготовление поделок из природного материала совместно с детьми.

мини-музей славянской культуры: «Быт русского народа».

Работа с детьми:

Рассматривание предметов утвари русского народа.

Работа с родителями:

Оказание помощи в организации мини-музея «Быт русского народа».

Коллекция: «Такая разная кора».

Работа с детьми:

Экскурсия с рассматриванием экспонатов.

Работа с родителями:

организации мини-музея, создание поделок из коры.

Мини-музей: «Быт народов Югры».

Работа с детьми:

Беседа-экскурсия: «Коренные народы нашего округа».

Работа с родителями:

Помощь в организации мини-музея.

Коллекция: «Игрушки-забавы».

Работа с детьми:

Рассматривание коллекции.

Работа с родителями:

Помощь в подборе материала.

Мини-музей: «Мой лучший друг»

Работа с детьми:

Знакомство детей с разновидностью пород собак.

Работа с родителями:

Помощь в организации мини-музея.

Мини-музей: «Куклы наших бабушек».

Работа с детьми:

Экскурсия-беседа»

Работа с родителями:

Мастер-класс «Куклы изготовленные без помощи иглы».                                        8

                                             

Мини-музей: «Подводный  мир»

 Работа с детьми:

Знакомство детей с обитателями подводного мира.

Работа с родителями

Оказание помощи в создании мини-музея, в изготовлении поделок на тему «Подводный мир».

Мини-музей: «Этих лет не смолкнет слава».

Работа с детьми:

Экскурсия, беседа, рассматривание экспонатов.

Работа с родителями:

Оказание помощи в создании мини-музея.

Подготовительная группа

Выставка «Падают листья»

Работа с детьми:

Экскурсия, рассматривание, беседа.

Работа с родителями:

изготовлении поделок из листьев  совместно с детьми.

Мини-музей «Коричневый цвет в природе».

Работа с детьми:

Экскурсия, беседа.

Работа с родителями:

Оказание помощи в создании мини-музея.

Мини-музей «Наша Родина Россия».

Работа с детьми:

Экскурсия-беседа.

Мини-музей «Мой Северный край»

Работа с детьми:

Беседа-экскурсия: «Чем богат наш край».

Мини-музей «Хочу всё знать и измерять».

Работа с детьми:

Рассматривание коллекции: «Чем можно измерить».

Работа с родителями:

Помощь в подборе материала9

                                                   

Мини-музей: «Служу России»

Работа с детьми:

Беседа-экскурсия: «Армия – гордость России».

Работа с родителями:

Помощь в подборе материала.

Мини-музей «В гостях у сказки».

Работа с детьми:

Экскурсия, рассматривание экспонатов «Сказочные предметы».

Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный».

Работа с родителями:

Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный».

Мини-музей «Космос»

Работа с детьми:

Экскурсия, беседа.

Работа с родителями:

Оказание помощи в организации мини-музея: подборе материала и поделках и рисунков о солнечной системе.

Мини-музей «Город мастеров»

Работа с детьми:
Экскурсия, беседа, рассматривание поделок из бросового материала.

Работа с родителями:

Изготовление поделок из бросового материала.

2.Итоговый (1, 2, 3 год обучения)

Май

С детьми:

Мониторинг

2.2. Формы работы Мини-музея

Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми.

Методы и приёмы:

  • экскурсии;                                                                                                                                                            10
  • организованная образовательная деятельность с элементами игры; 
  • исследовательская деятельность;
  • интеллектуальные и творческие игры. 

Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.

2.3. Планирование деятельности  по познавательному развитию детей              средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика).

2.3.1 Календарно-тематическое планирование в средней группе

(первый год обучения)

Месяц

Форма работы

тема

Задачи

Я

Н

В

А

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Оформление мини-музея «Русские народные сказки»

«Книжкин дом»

Знакомить детей с народным творчеством

Работа с детьми

Экскурсия в мини-музей

Музей сказок

Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных сказок

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Работа с детьми

Чтение сказок

по желанию детей

Воспитывать интерес к народному творчеству

М

А

Р

Т

Предметно – развивающая среда

Оформление мини-музея

«Декоративно-прикладное искусство»

Подобрать материал по народному ремеслу

Работа с детьми

Знакомство с историей возникновения дымковской, хохломской, гжельской росписью

Изделия дымковских, хохломских, гжельских мастеров

Знакомить детей

с разнообразием народного творчества

                                                      11

А

П

Р

Е

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Оформление мини-музея

«Волшебная пуговка»

Подобрать разнообразный материал

Работа с детьми

Беседа-экскурсия

«Такие разные пуговицы»

Заинтересовать детей историей возникновения пуговиц

М

А

Й

Предметно – развивающая среда

Коллекция

«Военная техника»

Знакомить детей с военной техникой

Работа с детьми

Рассматривание коллекции

«Военная техника»

Выявить знания детей о военной технике

2.3.2. Календарно-тематическое планирование в старшей группе

(второй год обучения)

Месяц

Форма работы

тема

Задачи

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание выставки

«Осенняя фантазия»

Создать выставку поделок из при родного материала.

Работа с детьми

Рассматривание выставки

«Осенняя фантазия»

Продолжать знакомить детей с разнообразием даров природы

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея славянской культуры

«Быт русского народа»

Создать мини-музей предметов русского обихода (предметы быта)

Работа с детьми

Рассматривание предметов утвари русского народа

«Быт русского народа»

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа Воспитывать интерес к                  12

жизни русского народа

Н

О

Я

Б

Р

ь

Предметно – развивающая среда

Оформление коллекции

«Такая разная кора»

Подобрать природный материал  

Работа с детьми

Экскурсия в мини-музей

«Такая разная кора»

Познакомить детей с защитными функциями коры, с её разнообразием использование коры человеком, народными промыслами.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Оформление мини-музея

«Быт народов Югры»

Подобрать разнообразный материал

Работа с детьми

Беседа-экскурсия

«Коренные народы нашего округа»

Пополнять знания детей о жизни народов Севера

Я

Н

В

А

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание коллекции

«Игрушки - забавы»

Создать коллекцию игрушек-забав, для расширения знаний детей о используемых материалах для изготовления игрушек.

Работа с детьми

Рассматривание коллекции

«Игрушки-забавы»»

Расширять знания детей об игрушках, сделанных из разного материала. Выявить знания детей о разнообразных материалах.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Мой лучший друг»

Создать мини музей о собаках

Работа с детьми

Рассматривание игрушек, фотографий,

Мой лучший друг»

Знакомить детей с разновидностью пород собак. Продолжать знакомить детей с жизнью домашних животных (собака), их пользе.

М

А

Р

Т

Предметно – развивающая среда

Мини-музей

«Куклы наших бабушек»

Создать мини-музей кукол, сделанных руками родителей и детей из различного материала (ткань, солома и т.д.)

Работа с детьми

Рассматривание экспонатов

«Куклы наших бабушек»

Заинтересовать детей в происхождении кукол, их изготовлении.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини музея

«Подводный ми».

Создать мини музей подводного мира (камни, ракушки,                   13

 рыбы и т.д.)

Работа с детьми

Посещение мини-музея.

«Подводный мир»

Знакомить детей с обитателями подводного мира.

М

А

Й

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Этих лет не смолкнет слава»

Создать мини-музей посвящённый празднику «День Победы»

Работа с детьми

Посещение мини-музея, рассматривание экспонатов

«Этих лет не смолкнет слава»

Развивать патриотические чувства у детей.

2.3.3. Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе

(третий год обучения)

Месяц

Форма работы

тема

Задачи

   С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание выставки

«Падают листья»

Показать на доступном для детей уровне круговорот веществ в природе.

Работа с детьми

Рассматривание выставки

«Волшебные превращения листьев»

Закрепить знания  детей о последовательности жизни листа. (Выкладывание ряда)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Коричневый цвет в природе»

Формировать умение наблюдать и видеть разнообразие оттенков одной краски в природе.

Работа с детьми

Рассматривание предметов

«Что бывает коричневым»

Продолжать знакомить детей с предметами живой и неживой природы

14

Н

О

Я

Б

Р

ь

Предметно – развивающая среда

Оформление коллекции

«Наша родина - Россия»

Подобрать  материал  

Работа с детьми

Экскурсия в мини-музей

«Наша родина - Россия»

Знакомить детей с историей, с народными промыслами и памятными местами нашей Родины.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Оформление мини-музея

«Мой северный край»

Подобрать разнообразный материал

Работа с детьми

Беседа-экскурсия

«Чем богат наш край»

Пополнять знания детей о жизни народов Севера

   Я

Н

В

А

Р

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Хочу всё знать и измерять»

Подбор атрибутов

Работа с детьми

Рассматривание коллекции

«Чем можно измерить»

Расширять знания детей о разнообразии измерительных приборов.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Служу России»

Создать мини музей о военных разных родов войск

Работа с детьми

Беседа-экскурсия

«Армия – гордость России»

Продолжать знакомить детей с разнообразием вооружённых сил России и их значимостью.

М

А

Р

Т

Предметно – развивающая среда

Мини-музей

«В гостях у сказки»

Создать мини-музей предметов из сказок

Работа с детьми

Рассматривание экспонатов

Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный» (83)

«Сказочные предметы»

Продолжать знакомить детей с фольклором

Закрепить знания детей о сказках.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Предметно – развивающая среда

Создание мини музея

«Космос».

15

Создать мини музей космического мира

Работа с детьми

Посещение мини-музея.

«Космос»

Знакомить детей с устройством Солнечной системы и планетах

М

А

Й

Предметно – развивающая среда

Создание мини-музея

«Город мастеров»

Создать мини-музей поделок из бросового материала

Работа с детьми

Посещение мини-музея, рассматривание экспонатов

«Город мастеров»

Развивать у желание давать вторую жизнь использованным предметам

2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Никакая работа не принесёт высоких результатов без тесной взаимосвязи с родителями. Родители принимали активное участие в помощи организации Мини-музея: делали поделки из пуговиц, природного и бросового  материала, приносили различный материал, связанный с тематикой музея, а это, в свою очередь, сближает всех участников процесса: и детей, и родителей, и педагогов, делает их равноправными партнерами.. Во время организации мини-музея «Книжкин дом», с родителями проведена  Акция: «Подари книгу», мини-музея «Куклы наших бабушек» - Мастер – класс: «Куклы изготовленные без помощи иглы»,  мини-музея «В гостях у сказки» -Литературная викторина совместно с детьми «У лукоморья дуб зелёный». 

3.Организационный раздел

3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стеснённых условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Мы нашли такой уголок в групповой комнате. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно пополняя его. Воспитатель может в любое время  обратиться к материалам музея, так как тематика мини-музеев совпадала с темами недель тематического планирования детского сада. Дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр.

3.2. Ресурсное обеспечение

  • Кадровые ресурсы: воспитатели, заместитель заведующего.
  • Организационные ресурсы: календарно-тематическое планирование.
  • Информационные ресурсы: интернет сайты, методическая литература. Банк разработок.
  • Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012г № 273,

16

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г № 1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», годовой план работы группы.

3.3 Глоссарий

Что такое Мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Важно, что в их создании

принимают участие и сами ребята, и их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, познавательного развития, эмоциональной сферы ребёнка.

Список литературы

1.Байдина Е. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя// №2 2013 г. стр 32-37

2. Данюкова А., Логинова Л., Рыжова Н. Мини-музей в детском саду. – Линка – пресс Москва, 2008.

3. 

17

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Методические рекомендации для педагогов «Педагогическая технология - музейная педагогика»

Данные методические рекомендации были мною разработаны к семинару «Современные педагогические технологии» прошедшему в ДОУ....

Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»

Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП с использованием педагогической технологии ИКТ интерактивная доска для детей старшей группы. Тема «Путешествие в мир математики»

ЦЕЛЬ. Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора с использованием интерактивной доски и образовательного робототехнического модуля «ТЕХНОЛ...