Программа «Познавательное развитие детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика)».
методическая разработка (старшая группа)
В программе описывается вся работа по данной теме, включены перспективный план, диагностика детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mini-muzey.docx | 65.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» п. Алябьевский.
Программа
«Познавательное развитие детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика)».
Программу составил: Охлопкова Наталья Александровна,
Воспитатель первой квалифицированной категории
Срок реализации: три года
Возраст детей: 4-7 лет
п. Алябьевский, 2019 г.
1
Структура программы
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Принципы к формированию программы | 5 |
1.3 | Этапы создания музея | 5 |
1.4 | Особенности осуществления образовательного процесса | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
1.6 | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. | 6 |
2 | Содержательный раздел | 7 |
2.1 | Этапы и сроки реализации | 7 |
2.2 | Формы работы Мини-музея | 10 |
2.3 | Планирование деятельности по познавательному развитию детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика). | 11 |
2.3.1 | Календарно-тематическое планирование в средней группе (первый год обучения) | 11 |
2.3.2 | Календарно-тематическое планирование в старшей группе (второй год обучения) | 12 |
2.3.3 | Календарно-тематическое планирование в средней группе (ьретий год обучения) | 14 |
2.4 | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 16 |
3 | Организационный раздел | 16 |
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 16 |
3.2 | Ресурсное обеспечение | 16 |
3.3 | Глоссарий | 17 |
2
- I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Музей – научное и научно-просветительское
учреждение, осуществляющее комплектование,
хранение и изучение памятников естественной
истории, материальной и духовной культуры –
первоисточников знаний о развитии природы и
человеческого общества.
(Большой энциклопедический словарь)
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, развивать познавательную активность.
Актуальность:
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей – организация в детских садах мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. 3
- Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окресностях его нет. Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Важно, что в их создании принимают участие и сами дети, и их мамы и папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.
Новизна: Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Гипотеза: Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллектуально развитым человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Воспитательный потенциал заключается в том, что Мини-музей дает возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности. Любая экспозиция содержит следующую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Ценностный потенциал (практическая значимость) опыта в том, что во время работы по данной теме силами всех участников создана площадка для мини-музея, который периодически менял свою тему согласно тематики недель по плану детского сада, которая позволяла включить всех дошкольников в процесс познавательного развития детей.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика).
Задачи: 4
1.Создать площадку для мини-музея, в группе, направленную на познавательное развитие детей.
2. Формировать у дошкольников представления о музее
3. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей.
4.Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
1.2. Принципы к формированию Программы
Деятельность по реализации данной Программы строится на основании следующих принципов:
1.Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Этот принцип предполагает, что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность тем, с учётом названий недель учебного плана.
2.Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
3.Принцип доступности – мини-музей должен быть создан с учетом возрастных особенностей детей и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
4.Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
5.Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
6.Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
7.Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
8.Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
9.Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
1.3 Этапы создания мини-музея 5
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.
2 этап. Выбор помещения.
3 этап. Сбор экспонатов
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
7 этап. Выбор экскурсоводов.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
1.4Особенности осуществления образовательного процесса
Вся работа строится по направлениям: работа с детьми, родителями (законными представителями).
Во время познавательной деятельности с детьми используются экскурсии в мини-музей, беседы, рассматривание экспонатов, продуктивная деятельность.
1.5.Планируемые результаты освоения Программы
1. Создана площадка для мини-музея, в группе, направленная на познавательное развитие детей.
2. у дошкольников сформированы представления о музее
3. У детей развиты познавательные способности и познавательная деятельность.
4.У детей сформированы умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей.
Данная система мониторинга предусматривает наблюдение и контроль над формированием коммуникативных навыков, культурных ценностей, социальных норм и представлений о музейной культуре. Мониторинг проводился в виде наблюдений, бесед, анкетирования в игровой форме.
Карта оценки динамики развития детей
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 6
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Средняя группа
№ п/п | Ф. И. ребёнка (код) | За 201 - 201 учебный год | ||||||||||||||||||||
Имеет представление о музее? | Знает и называет правила поведения в музеях | Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея | Называет русские народные сказки | Знает и называет виды народноприкладного искусства | Знает и называет военную технику | Начало года | Конец года | |||||||||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | |||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||
Старшая группа
№ п/п | Ф. И. ребёнка (код) | За 201 - 201 учебный год | |||||||||||||||
Имеет представление о музее? | Знает и называет правила поведения в музеях | Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея | Имеет представление об обитателях подводного мира | Называет предметы быта русского народа и народов Югры. | Имеет представление о свойствах коры и её использовании человеком, | Имеет представление о людях защищавших нашу Родину во время ВОВ. | Начало года | Конец года | |||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1. | |||||||||||||||||
Подготовительная группа
№ п/п | Ф. И. ребёнка (код) | За 201 - 201 учебный год 7 | |||||||||||||||
Имеет представление о музее? | Знает и называет правила поведения в музеях | Может назвать и обосновать интересующую тему мини-музея | Знает и называет символику нашей Родины, полезные ископаемые родного края. | Имеет представление о истории возникновения измерительных предметов | Имеет представление о космосе и космонавтах, о пользе деятельности космонавтов и защитниках отечества для нашей родины | Знает и называет изделия народно-прикладного искусстваразличает их по элементам | Начало года | Конец года
| |||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1. | |||||||||||||||||
2.Содержательный раздел
2.1. Этапы и сроки реализации
Этапы | Сроки | Мероприятия |
1.Организационный (первый год обучения) | Ноябрь - декабрь | Изучение литературы, написание перспективного плана. С детьми: -Мониторинг детского развития. |
2.Практический (1, 2. 3 год обучения) | Январь-май | Средняягруппа Мини-музей «Книжкин дом». Работа с детьми: Экскурсия в музей сказок. Чтение сказок Работа с родителями: Акция: «Подари книгу в группу» Мини-музей «Декаротивно-прикладного искусства» Работа с детьми: Знакомство с историей возникновения дымковской, хохломской, гжельской росписью. Работа с родителями: Оказание помощи в организации мини-музея. Мини-музей: «Волшебная пуговка» Работа с детьми: Беседа-экскурсия: «Такие разные пуговицы» Работа с родителями: Оказание помощи в организации мини-музея. (Поделки из пуговиц) Коллекция: «Военная техника». Работа с детьми: Рассматривание коллекции Работа с родителями: Помощь в подборе материала «Военная техника» Старшая группа Мини –музей «Осенняя фантазия». (выставка) Работа с детьми: Рассматривание выставки: «Осенняя фантазия» 7 Работа с родителями: изготовление поделок из природного материала совместно с детьми. мини-музей славянской культуры: «Быт русского народа». Работа с детьми: Рассматривание предметов утвари русского народа. Работа с родителями: Оказание помощи в организации мини-музея «Быт русского народа». Коллекция: «Такая разная кора». Работа с детьми: Экскурсия с рассматриванием экспонатов. Работа с родителями: организации мини-музея, создание поделок из коры. Мини-музей: «Быт народов Югры». Работа с детьми: Беседа-экскурсия: «Коренные народы нашего округа». Работа с родителями: Помощь в организации мини-музея. Коллекция: «Игрушки-забавы». Работа с детьми: Рассматривание коллекции. Работа с родителями: Помощь в подборе материала. Мини-музей: «Мой лучший друг» Работа с детьми: Знакомство детей с разновидностью пород собак. Работа с родителями: Помощь в организации мини-музея. Мини-музей: «Куклы наших бабушек». Работа с детьми: Экскурсия-беседа» Работа с родителями: Мастер-класс «Куклы изготовленные без помощи иглы». 8
Мини-музей: «Подводный мир» Работа с детьми: Знакомство детей с обитателями подводного мира. Работа с родителями Оказание помощи в создании мини-музея, в изготовлении поделок на тему «Подводный мир». Мини-музей: «Этих лет не смолкнет слава». Работа с детьми: Экскурсия, беседа, рассматривание экспонатов. Работа с родителями: Оказание помощи в создании мини-музея. Подготовительная группа Выставка «Падают листья» Работа с детьми: Экскурсия, рассматривание, беседа. Работа с родителями: изготовлении поделок из листьев совместно с детьми. Мини-музей «Коричневый цвет в природе». Работа с детьми: Экскурсия, беседа. Работа с родителями: Оказание помощи в создании мини-музея. Мини-музей «Наша Родина Россия». Работа с детьми: Экскурсия-беседа. Мини-музей «Мой Северный край» Работа с детьми: Беседа-экскурсия: «Чем богат наш край». Мини-музей «Хочу всё знать и измерять». Работа с детьми: Рассматривание коллекции: «Чем можно измерить». Работа с родителями: Помощь в подборе материала9
Мини-музей: «Служу России» Работа с детьми: Беседа-экскурсия: «Армия – гордость России». Работа с родителями: Помощь в подборе материала. Мини-музей «В гостях у сказки». Работа с детьми: Экскурсия, рассматривание экспонатов «Сказочные предметы». Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный». Работа с родителями: Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный». Мини-музей «Космос» Работа с детьми: Экскурсия, беседа. Работа с родителями: Оказание помощи в организации мини-музея: подборе материала и поделках и рисунков о солнечной системе. Мини-музей «Город мастеров» Работа с детьми: Работа с родителями: Изготовление поделок из бросового материала. |
2.Итоговый (1, 2, 3 год обучения) | Май | С детьми: Мониторинг |
2.2. Формы работы Мини-музея
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми.
Методы и приёмы:
- экскурсии; 10
- организованная образовательная деятельность с элементами игры;
- исследовательская деятельность;
- интеллектуальные и творческие игры.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
2.3. Планирование деятельности по познавательному развитию детей средствами современной педагогической технологии (музейная педагогика).
2.3.1 Календарно-тематическое планирование в средней группе
(первый год обучения)
Месяц | Форма работы | тема | Задачи | |
Я Н В А Р Ь | Предметно – развивающая среда | Оформление мини-музея «Русские народные сказки» | «Книжкин дом» | Знакомить детей с народным творчеством |
Работа с детьми | Экскурсия в мини-музей | Музей сказок | Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных сказок | |
Ф Е В Р А Л Ь | Предметно – развивающая среда | |||
Работа с детьми | Чтение сказок | по желанию детей | Воспитывать интерес к народному творчеству | |
М А Р Т | Предметно – развивающая среда | Оформление мини-музея | «Декоративно-прикладное искусство» | Подобрать материал по народному ремеслу |
Работа с детьми | Знакомство с историей возникновения дымковской, хохломской, гжельской росписью | Изделия дымковских, хохломских, гжельских мастеров | Знакомить детей с разнообразием народного творчества 11 | |
А П Р Е Л Ь | Предметно – развивающая среда | Оформление мини-музея | «Волшебная пуговка» | Подобрать разнообразный материал |
Работа с детьми | Беседа-экскурсия | «Такие разные пуговицы» | Заинтересовать детей историей возникновения пуговиц | |
М А Й | Предметно – развивающая среда | Коллекция | «Военная техника» | Знакомить детей с военной техникой |
Работа с детьми | Рассматривание коллекции | «Военная техника» | Выявить знания детей о военной технике |
2.3.2. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
(второй год обучения)
Месяц | Форма работы | тема | Задачи | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание выставки | «Осенняя фантазия» | Создать выставку поделок из при родного материала. |
Работа с детьми | Рассматривание выставки | «Осенняя фантазия» | Продолжать знакомить детей с разнообразием даров природы | |
О К Т Я Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея славянской культуры | «Быт русского народа» | Создать мини-музей предметов русского обихода (предметы быта) |
Работа с детьми | Рассматривание предметов утвари русского народа | «Быт русского народа» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа Воспитывать интерес к 12 жизни русского народа | |
Н О Я Б Р ь | Предметно – развивающая среда | Оформление коллекции | «Такая разная кора» | Подобрать природный материал |
Работа с детьми | Экскурсия в мини-музей | «Такая разная кора» | Познакомить детей с защитными функциями коры, с её разнообразием использование коры человеком, народными промыслами. | |
Д Е К А Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Оформление мини-музея | «Быт народов Югры» | Подобрать разнообразный материал |
Работа с детьми | Беседа-экскурсия | «Коренные народы нашего округа» | Пополнять знания детей о жизни народов Севера | |
Я Н В А Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание коллекции | «Игрушки - забавы» | Создать коллекцию игрушек-забав, для расширения знаний детей о используемых материалах для изготовления игрушек. |
Работа с детьми | Рассматривание коллекции | «Игрушки-забавы»» | Расширять знания детей об игрушках, сделанных из разного материала. Выявить знания детей о разнообразных материалах. | |
Ф Е В Р А Л Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Мой лучший друг» | Создать мини музей о собаках |
Работа с детьми | Рассматривание игрушек, фотографий, | Мой лучший друг» | Знакомить детей с разновидностью пород собак. Продолжать знакомить детей с жизнью домашних животных (собака), их пользе. | |
М А Р Т | Предметно – развивающая среда | Мини-музей | «Куклы наших бабушек» | Создать мини-музей кукол, сделанных руками родителей и детей из различного материала (ткань, солома и т.д.) |
Работа с детьми | Рассматривание экспонатов | «Куклы наших бабушек» | Заинтересовать детей в происхождении кукол, их изготовлении. | |
А П Р Е Л Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини музея | «Подводный ми». | Создать мини музей подводного мира (камни, ракушки, 13 рыбы и т.д.) |
Работа с детьми | Посещение мини-музея. | «Подводный мир» | Знакомить детей с обитателями подводного мира. | |
М А Й | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Этих лет не смолкнет слава» | Создать мини-музей посвящённый празднику «День Победы» |
Работа с детьми | Посещение мини-музея, рассматривание экспонатов | «Этих лет не смолкнет слава» | Развивать патриотические чувства у детей. |
2.3.3. Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе
(третий год обучения)
Месяц | Форма работы | тема | Задачи | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание выставки | «Падают листья» | Показать на доступном для детей уровне круговорот веществ в природе. |
Работа с детьми | Рассматривание выставки | «Волшебные превращения листьев» | Закрепить знания детей о последовательности жизни листа. (Выкладывание ряда) | |
О К Т Я Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Коричневый цвет в природе» | Формировать умение наблюдать и видеть разнообразие оттенков одной краски в природе. |
Работа с детьми | Рассматривание предметов | «Что бывает коричневым» | Продолжать знакомить детей с предметами живой и неживой природы 14 | |
Н О Я Б Р ь | Предметно – развивающая среда | Оформление коллекции | «Наша родина - Россия» | Подобрать материал |
Работа с детьми | Экскурсия в мини-музей | «Наша родина - Россия» | Знакомить детей с историей, с народными промыслами и памятными местами нашей Родины. | |
Д Е К А Б Р Ь | Предметно – развивающая среда | Оформление мини-музея | «Мой северный край» | Подобрать разнообразный материал |
Работа с детьми | Беседа-экскурсия | «Чем богат наш край» | Пополнять знания детей о жизни народов Севера | |
Я Н В А Р Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Хочу всё знать и измерять» | Подбор атрибутов |
Работа с детьми | Рассматривание коллекции | «Чем можно измерить» | Расширять знания детей о разнообразии измерительных приборов. | |
Ф Е В Р А Л Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Служу России» | Создать мини музей о военных разных родов войск |
Работа с детьми | Беседа-экскурсия | «Армия – гордость России» | Продолжать знакомить детей с разнообразием вооружённых сил России и их значимостью. | |
М А Р Т | Предметно – развивающая среда | Мини-музей | «В гостях у сказки» | Создать мини-музей предметов из сказок |
Работа с детьми | Рассматривание экспонатов Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный» (83) | «Сказочные предметы» | Продолжать знакомить детей с фольклором Закрепить знания детей о сказках. | |
А П Р Е Л Ь | Предметно – развивающая среда | Создание мини музея | «Космос». | 15 Создать мини музей космического мира |
Работа с детьми | Посещение мини-музея. | «Космос» | Знакомить детей с устройством Солнечной системы и планетах | |
М А Й | Предметно – развивающая среда | Создание мини-музея | «Город мастеров» | Создать мини-музей поделок из бросового материала |
Работа с детьми | Посещение мини-музея, рассматривание экспонатов | «Город мастеров» | Развивать у желание давать вторую жизнь использованным предметам |
2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Никакая работа не принесёт высоких результатов без тесной взаимосвязи с родителями. Родители принимали активное участие в помощи организации Мини-музея: делали поделки из пуговиц, природного и бросового материала, приносили различный материал, связанный с тематикой музея, а это, в свою очередь, сближает всех участников процесса: и детей, и родителей, и педагогов, делает их равноправными партнерами.. Во время организации мини-музея «Книжкин дом», с родителями проведена Акция: «Подари книгу», мини-музея «Куклы наших бабушек» - Мастер – класс: «Куклы изготовленные без помощи иглы», мини-музея «В гостях у сказки» -Литературная викторина совместно с детьми «У лукоморья дуб зелёный».
3.Организационный раздел
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стеснённых условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Мы нашли такой уголок в групповой комнате. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно пополняя его. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, так как тематика мини-музеев совпадала с темами недель тематического планирования детского сада. Дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр.
3.2. Ресурсное обеспечение
- Кадровые ресурсы: воспитатели, заместитель заведующего.
- Организационные ресурсы: календарно-тематическое планирование.
- Информационные ресурсы: интернет сайты, методическая литература. Банк разработок.
- Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012г № 273,
16
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», годовой план работы группы.
3.3 Глоссарий
Что такое Мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Важно, что в их создании
принимают участие и сами ребята, и их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, познавательного развития, эмоциональной сферы ребёнка.
Список литературы
1.Байдина Е. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя// №2 2013 г. стр 32-37
2. Данюкова А., Логинова Л., Рыжова Н. Мини-музей в детском саду. – Линка – пресс Москва, 2008.
3.
17
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Методические рекомендации для педагогов «Педагогическая технология - музейная педагогика»
Данные методические рекомендации были мною разработаны к семинару «Современные педагогические технологии» прошедшему в ДОУ....
Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»
Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
«Взаимодействие с родителями воспитанников по познавательному развитию детей средствами технологии проектирования».
Сообщение из опыта работы...
«Взаимодействие с родителями воспитанников по познавательному развитию детей средствами технологии проектирования»
Презентация...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП с использованием педагогической технологии ИКТ интерактивная доска для детей старшей группы. Тема «Путешествие в мир математики»
ЦЕЛЬ. Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора с использованием интерактивной доски и образовательного робототехнического модуля «ТЕХНОЛ...