Карта занятия "В гостях у осени"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы «В гостях у Осени»
Рыцева Надежда Валерьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Балаганск- 2020 г
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Вид занятия: комплексное, занятие-путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней погоде; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; способствовать приобретению навыков исследования и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Воспитательные: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
Развивающие: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Материал и оборудование: волшебный листочек, листочки на каждого ребенка, коробочка с картинками, корзинка с овощами, два подноса, картинки с изображением птиц, картинки (три периода осени), картинка с изображением солнце, кормушки. Кусочек белой ткани, зеленый лист, лупы, деревянный кубик (на каждого ребенка). Магнитная доска, магнитные буквы, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: наблюдения и беседы на прогулке за живой природой. Рассматривание картин и репродукций об осени. Чтение художественной литературы.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель: дорогие ребята, сегодня мы с Вами необычно, поздороваемся. Если я хлопну 1 раз нужно поздороваться друг с другом ладошками. Если 2 раза с пальчиками. Если 3 раза поклониться друг другу. (Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнером). Раз, два, три, приступаем к приветствию. | Стоят полукругом. Выполняют движения согласно тексту. | 1мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: ребята, сегодня к нам придет гостья. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку. Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. Кто же это? (Осень, слайд 2). Ребята, догадались о каком времени года мы будем говорить на занятии? | Ответ детей. Ответы детей. | 1 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель: правильно, осень. А пока мы ждем гостью, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». (слайд 3). - Стук в дверь. (музыка на слайде 3). Заходит костюмированная Осень. -Осень: Здравствуйте, ребята! Вот и заканчивается время моего правления. На дворе последние осенние деньки. Я знаю, что вы много говорили обо мне, поэтому я приготовила для вас небольшое задание. У меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. (слайд4) Дидактическая игра «Назови примету осени». (слайд 5). - Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени. Осень: Молодцы, ребята! Много примет назвали. А сейчас у меня для вас второе задание. Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Задание: Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (Три изображения осени: ранняя, золотая, поздняя). Картины висят на магнитной доске. -Показ на экране, первой картинки (слайд 6). - Показ на экране, второй картинки (слайд 7). - Показ на экране, третьей картинки (слайд 8). Воспитатель: действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – золотая осень и на третьей - поздняя осень. Осень: Молодцы! Вы все правильно рассказали. Воспитатель: ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это? Правильно, месяцы. Послушайте загадки. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (Октябрь) Самый хмурый месяц года, Хочется домой, - Скоро сонная природа Встретится с зимой. (Ноябрь) Знаете, ребята, какой интересный факт я заметила. Давайте с помощью первых букв осенних месяцев, составим слово. Первый месяц – сентябрь. На какую букву он начинается? Выставляем на магнитную доску букву С; второй месяц – октябрь, он начинается с буквы… О, третий месяц – ноябрь, он начинается с буквы… Н. -Давайте прочитаем, что у нас получилось. Сон. -Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово? (слайд 9). Обобщаю слово (Сон), осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. - Осень, довольна ли ты ответами наших детей? Осень: Да, вы молодцы! И моих братьев знаете. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры. Воспитатель: ребята, вы согласны отправиться в путешествие? Осень: Тогда отправляйтесь в дорогу, а я пойду завершать свои дела. На прощание я оставляю вам коробочку. Откроете ее, когда вернетесь. До свидания. (Осень уходит). Воспитатель: ну, что же, отправляемся. Помогут нам путешествовать осенние листочки. (звучит музыка Чайковского «Времена года») (слайд 10) -Закружились листья, закружились… В сентябре мы с вами очутились. (слайд 11) Воспитатель: а вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень много. Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь - хмурень? Название «листопадник», я думаю, всем понятно – именно в сентябре начинается листопад. - Скажите, а чем занимаются люди осенью? - Вы правы. Осенью кругом столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего? - Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я Вам буду читать предложение, а Вы должны будете добавить в конце предложение слово. ( Слайд 12, 13). -Молодцы с заданием справились. Воспитатель: а знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Давайте, поиграем в игру «Вершки и корешки». (слайд 14-15). Я буду показывать Вам овощ. Вы должны будете назвать овощ, и сказать что у него съедобное. Если он растет на поверхности земли - тяните руки вверх, если под землей - приседайте. Воспитатель: молодцы! Справились с заданиями Сентября. Отправляемся на встречу с октябрем. (музыка) (слайд 16) Закружились листья, закружились… В октябре мы с вами очутились. (слайд 17) Воспитатель: октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений. Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». Смешное название «мокрохвост» говорит о частых дождях. И «грязник» оттуда же. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы. Воспитатель: а сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ...(Листопад) (слайд 18). Воспитатель: правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают? - А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют? - Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы. Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 19) Воспитатель: вам интересно узнать, как устроен лист? - Для того чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. - Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом. Воспитатель: по черенку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Опыт 2: «Почему лист зеленый?» Воспитатель: давайте выясним, почему листья зелёные? - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Воспитатель: это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет. - Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими. Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. - Ну, что же, теперь вы точно знаете, почему листья желтеют. Воспитатель: пора продолжить наше путешествие. - Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц. Отправляемся на встречу с ноябрем. (музыка) (слайд 20) Закружились листья, закружились… В ноябре мы с вами очутились. (слайд 21) Воспитатель: ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник», понятно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами. - Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание. Воспитатель: ноябрь хочет у вас спросить, как мы называем птиц, улетающих на юг? (Перелетные). (слайд 22). - Как вы думаете, почему птицы улетают? Все ли птицы сразу улетают? А все ли птицы улетели? Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Назовите их. (слайд 23) Воспитатель: ноябрь хочет проверить ваши знания. Он предлагает вам выбрать картинки с изображением птиц и поместить перелетных на картинку с изображением солнышка, а зимующих на кормушку. (Слайд 24). Картинки висят на магнитной доске. Воспитатель: молодцы! С заданиями Ноября мы тоже справились. Пора возвращаться в детский сад. (слайд 25) Закружились листья, закружились… В детском садике мы с вами очутились. Воспитатель: посмотрим, какой же подарок оставила нам Осень. Здесь много разных картинок, есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Ребята, Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. | Рассказывают что хорошего и плохого во времени года, по картинкам на экране. Здороваются. Играют в игру, и передают листочек и называют приметы осени. - Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. - Птицы улетают в теплые края. - Животные готовятся к зиме (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку). - Солнце светит, но не греет. - Часто идут дожди. - На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. - В лесу появились грибы и ягоды. - Люди собирают урожай. - Дни становятся короче, а ночи длиннее. - Дует сильный ветер. - Насекомые прячутся. - Цветы вянут. - Трава желтеет. - Небо серое, хмурое. Ответы детей. Рассматривают и обсуждают. Ответы детей: это ранняя осень. В сентябре ещё тепло, листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Охлаждается вода в реках и озерах. Люди собирают урожай на огородах, в садах. Идет уборка хлеба. В лесу собирают грибы. Ответы детей: это золотая осень. Листва на деревьях всё больше желтеет и краснеет и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы. Чаще идут дожди. Дни короче, ночь длиннее; солнце светит мало; ветер срывает листья с деревьев, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме, завяла трава и цветы. Ответы детей: это поздняя осень. Листья почти все опали, на деревьях осталось несколько листочков. Лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые. Полностью завершается листопад у деревьев и кустарников. Появляются зимующие птицы. Водоемы затягиваются молодым льдом. Ответы детей. Дети составляют с помощью букв слово, на магнитной доске. Читают слово. Ответы детей. Ответ детей. Согласны. Прощаются. Дети берут листочки. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают. Ответы детей. -Потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. - Небо чаще хмурится. - В сентябре начинается листопад. Ответы детей. Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу). Ответы детей. Овощей и фруктов. Смотрят на экран. Слушают и добавляют слово. Ответы детей. Называют овощ, съедобную часть (Вершки, корешки), выполняют движения. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают, смотрят на экран. Ответ детей. Ответы детей. - Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают. Ответы детей. Дети проходят за столы. Ответ детей. Интересно. Дети с помощью лупы рассматривают листок. Переворачивают, рассматривают. Слушают, делают вывод. Ответы детей. Дети проводят опыт с листочком, на ткани появились зеленые пятна. Слушают. Знакомство со словом хлорофилл. Ответы детей. Коричневыми, желтыми, красными. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают, смотрят на экран. Ответы детей. -На юге теплее и сытнее. - Нет. - Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки). -Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, грачи). -В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает. Ответы детей. Зимующие. Смотрят на экран и называют зимующих птиц. Выбирают картинки птиц, прилепляют к солнышку перелетных, к кормушке зимующих. Выполняют движения под текст и музыку. Собирают осенний коллаж. | 27 мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | -Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? -Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. - Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек. - Я, хочу, вам за плодотворную работу подарит осеннею картинку. Спасибо за занятие. | Ответы детей. Мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивый осенний коллаж. Показали себя настоящими знатоками природы. Анализируют свою деятельность. | 2-3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»
Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Технологическая карта занятия "В гости к снежной королеве"
Образовательная деятельность...
Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"
Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"...
Технологическая карта занятия на тему «Осенние листочки»
Предлоставленный материал аппликации (х. э. р.) с детьми младшей группы...
Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...
Технологическая карта занятия " Осень в гости к нам пришла".
Возрастная группа: старшая группаФорма организации, количество обучающихся: групповоеОбласть: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Тема: «Осень в гости к нам приш...