Карта занятия "В гостях у осени"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы «В гостях у Осени»
Рыцева Надежда Валерьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Балаганск- 2020 г
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Вид занятия: комплексное, занятие-путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней погоде; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; способствовать приобретению навыков исследования и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Воспитательные: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
Развивающие: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Материал и оборудование: волшебный листочек, листочки на каждого ребенка, коробочка с картинками, корзинка с овощами, два подноса, картинки с изображением птиц, картинки (три периода осени), картинка с изображением солнце, кормушки. Кусочек белой ткани, зеленый лист, лупы, деревянный кубик (на каждого ребенка). Магнитная доска, магнитные буквы, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: наблюдения и беседы на прогулке за живой природой. Рассматривание картин и репродукций об осени. Чтение художественной литературы.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Воспитатель: дорогие ребята, сегодня мы с Вами необычно, поздороваемся. Если я хлопну 1 раз нужно поздороваться друг с другом ладошками. Если 2 раза с пальчиками. Если 3 раза поклониться друг другу. (Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнером). Раз, два, три, приступаем к приветствию. | Стоят полукругом. Выполняют движения согласно тексту. | 1мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: ребята, сегодня к нам придет гостья. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку. Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. Кто же это? (Осень, слайд 2). Ребята, догадались о каком времени года мы будем говорить на занятии? | Ответ детей. Ответы детей. | 1 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель: правильно, осень. А пока мы ждем гостью, давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». (слайд 3). - Стук в дверь. (музыка на слайде 3). Заходит костюмированная Осень. -Осень: Здравствуйте, ребята! Вот и заканчивается время моего правления. На дворе последние осенние деньки. Я знаю, что вы много говорили обо мне, поэтому я приготовила для вас небольшое задание. У меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. (слайд4) Дидактическая игра «Назови примету осени». (слайд 5). - Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени. Осень: Молодцы, ребята! Много примет назвали. А сейчас у меня для вас второе задание. Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Задание: Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (Три изображения осени: ранняя, золотая, поздняя). Картины висят на магнитной доске. -Показ на экране, первой картинки (слайд 6). - Показ на экране, второй картинки (слайд 7). - Показ на экране, третьей картинки (слайд 8). Воспитатель: действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – золотая осень и на третьей - поздняя осень. Осень: Молодцы! Вы все правильно рассказали. Воспитатель: ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это? Правильно, месяцы. Послушайте загадки. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (Октябрь) Самый хмурый месяц года, Хочется домой, - Скоро сонная природа Встретится с зимой. (Ноябрь) Знаете, ребята, какой интересный факт я заметила. Давайте с помощью первых букв осенних месяцев, составим слово. Первый месяц – сентябрь. На какую букву он начинается? Выставляем на магнитную доску букву С; второй месяц – октябрь, он начинается с буквы… О, третий месяц – ноябрь, он начинается с буквы… Н. -Давайте прочитаем, что у нас получилось. Сон. -Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово? (слайд 9). Обобщаю слово (Сон), осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом. - Осень, довольна ли ты ответами наших детей? Осень: Да, вы молодцы! И моих братьев знаете. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры. Воспитатель: ребята, вы согласны отправиться в путешествие? Осень: Тогда отправляйтесь в дорогу, а я пойду завершать свои дела. На прощание я оставляю вам коробочку. Откроете ее, когда вернетесь. До свидания. (Осень уходит). Воспитатель: ну, что же, отправляемся. Помогут нам путешествовать осенние листочки. (звучит музыка Чайковского «Времена года») (слайд 10) -Закружились листья, закружились… В сентябре мы с вами очутились. (слайд 11) Воспитатель: а вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень много. Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь - хмурень? Название «листопадник», я думаю, всем понятно – именно в сентябре начинается листопад. - Скажите, а чем занимаются люди осенью? - Вы правы. Осенью кругом столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего? - Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я Вам буду читать предложение, а Вы должны будете добавить в конце предложение слово. ( Слайд 12, 13). -Молодцы с заданием справились. Воспитатель: а знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Давайте, поиграем в игру «Вершки и корешки». (слайд 14-15). Я буду показывать Вам овощ. Вы должны будете назвать овощ, и сказать что у него съедобное. Если он растет на поверхности земли - тяните руки вверх, если под землей - приседайте. Воспитатель: молодцы! Справились с заданиями Сентября. Отправляемся на встречу с октябрем. (музыка) (слайд 16) Закружились листья, закружились… В октябре мы с вами очутились. (слайд 17) Воспитатель: октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений. Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». Смешное название «мокрохвост» говорит о частых дождях. И «грязник» оттуда же. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы. Воспитатель: а сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто ...(Листопад) (слайд 18). Воспитатель: правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают? - А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют? - Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы. Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 19) Воспитатель: вам интересно узнать, как устроен лист? - Для того чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. - Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом. Воспитатель: по черенку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Опыт 2: «Почему лист зеленый?» Воспитатель: давайте выясним, почему листья зелёные? - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Воспитатель: это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет. - Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими. Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. - Ну, что же, теперь вы точно знаете, почему листья желтеют. Воспитатель: пора продолжить наше путешествие. - Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц. Отправляемся на встречу с ноябрем. (музыка) (слайд 20) Закружились листья, закружились… В ноябре мы с вами очутились. (слайд 21) Воспитатель: ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник», понятно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами. - Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание. Воспитатель: ноябрь хочет у вас спросить, как мы называем птиц, улетающих на юг? (Перелетные). (слайд 22). - Как вы думаете, почему птицы улетают? Все ли птицы сразу улетают? А все ли птицы улетели? Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? Назовите их. (слайд 23) Воспитатель: ноябрь хочет проверить ваши знания. Он предлагает вам выбрать картинки с изображением птиц и поместить перелетных на картинку с изображением солнышка, а зимующих на кормушку. (Слайд 24). Картинки висят на магнитной доске. Воспитатель: молодцы! С заданиями Ноября мы тоже справились. Пора возвращаться в детский сад. (слайд 25) Закружились листья, закружились… В детском садике мы с вами очутились. Воспитатель: посмотрим, какой же подарок оставила нам Осень. Здесь много разных картинок, есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Ребята, Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. | Рассказывают что хорошего и плохого во времени года, по картинкам на экране. Здороваются. Играют в игру, и передают листочек и называют приметы осени. - Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. - Птицы улетают в теплые края. - Животные готовятся к зиме (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку). - Солнце светит, но не греет. - Часто идут дожди. - На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. - В лесу появились грибы и ягоды. - Люди собирают урожай. - Дни становятся короче, а ночи длиннее. - Дует сильный ветер. - Насекомые прячутся. - Цветы вянут. - Трава желтеет. - Небо серое, хмурое. Ответы детей. Рассматривают и обсуждают. Ответы детей: это ранняя осень. В сентябре ещё тепло, листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Охлаждается вода в реках и озерах. Люди собирают урожай на огородах, в садах. Идет уборка хлеба. В лесу собирают грибы. Ответы детей: это золотая осень. Листва на деревьях всё больше желтеет и краснеет и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы. Чаще идут дожди. Дни короче, ночь длиннее; солнце светит мало; ветер срывает листья с деревьев, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме, завяла трава и цветы. Ответы детей: это поздняя осень. Листья почти все опали, на деревьях осталось несколько листочков. Лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые. Полностью завершается листопад у деревьев и кустарников. Появляются зимующие птицы. Водоемы затягиваются молодым льдом. Ответы детей. Дети составляют с помощью букв слово, на магнитной доске. Читают слово. Ответы детей. Ответ детей. Согласны. Прощаются. Дети берут листочки. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают. Ответы детей. -Потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. - Небо чаще хмурится. - В сентябре начинается листопад. Ответы детей. Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу). Ответы детей. Овощей и фруктов. Смотрят на экран. Слушают и добавляют слово. Ответы детей. Называют овощ, съедобную часть (Вершки, корешки), выполняют движения. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают, смотрят на экран. Ответ детей. Ответы детей. - Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают. Ответы детей. Дети проходят за столы. Ответ детей. Интересно. Дети с помощью лупы рассматривают листок. Переворачивают, рассматривают. Слушают, делают вывод. Ответы детей. Дети проводят опыт с листочком, на ткани появились зеленые пятна. Слушают. Знакомство со словом хлорофилл. Ответы детей. Коричневыми, желтыми, красными. Выполняют движения под текст и музыку. Слушают, смотрят на экран. Ответы детей. -На юге теплее и сытнее. - Нет. - Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки). -Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, грачи). -В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает. Ответы детей. Зимующие. Смотрят на экран и называют зимующих птиц. Выбирают картинки птиц, прилепляют к солнышку перелетных, к кормушке зимующих. Выполняют движения под текст и музыку. Собирают осенний коллаж. | 27 мин |
4. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | -Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? -Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. - Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек. - Я, хочу, вам за плодотворную работу подарит осеннею картинку. Спасибо за занятие. | Ответы детей. Мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивый осенний коллаж. Показали себя настоящими знатоками природы. Анализируют свою деятельность. | 2-3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»
Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Технологическая карта занятия "Осеннее дерево"
Технологическая карта занятия по "обрывной" аппликации "Осеннее дерево"...
Технологическая карта занятия " В гостях у осьминога" с детьми старшей группы
Технологическая карта занятия, цели, задачи, оборудование, актуальность...
Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"
Технологическая карта занятия "Мы рисуем осень"...
Технологическая карта занятия на тему «Осенние листочки»
Предлоставленный материал аппликации (х. э. р.) с детьми младшей группы...