Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
методическая разработка

Братчина Алина Алексеевна

Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Цели: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1 этап: Начало работы.

   задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного
настроя на работу.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

2 этап: Основная часть.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как эмоциональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Условно можно выделить три стадии (вулкан).

Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей, (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов). Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты

Психофизические симптомы:

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Поведенческие симптомы:

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности;

Социально-психологические симптомы:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

3 ЧАСТЬ

Упражнение «Поза Наполеона» 

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение. Комментарий ведущего: Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Упражнение «Плюсы и минусы»

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Игра «Перевертыши». (5-7 мин.)

Цель: дать возможность  участникам посмотреть на различные жизненные ситуации и   явления  с  разных  сторон,  актуализировать  понимание  того,  что  многое  в  жизни  зависит от нашего личного восприятия окружающей действительности.  

Участники  семинара  садятся  в  круг.  В  руках  у  ведущего  фломастер  или  маркер  (в  вертикальном  положении).  Ведущий  предлагает    фразу,  состоящую  из  2  частей.      К  примеру: «Осень – это  хорошо, потому что начинается новый учебный год».  Обязательно в  первой  части  фразы  идет  констатация,  что  то  или  иное  событие  или  явление  –  это  хорошо. Вторая часть фразы обязательно содержит слова «потому что» и обоснование  

этого  утверждения.  Далее  ведущий  передает  маркер  следующему  участнику,  переворачивая его.  Тот,  кто  получил  в  руки  маркер,  должен  повторить  вторую  часть  фразы,  которая  идет  после  слов  «потому  что»  и  добавить,  что  это  плохо,  но  обязательно  аргументируя    и  вставляя  свои  слова  «потому  что».      К  примеру: «Кататься  на  лыжах  –  это  плохо,  потому  что  можно  упасть  в  снег».  Далее  маркер переворачивается и  передается следующему участнику, его задача снова взяв вторую часть фразы,  доказать что это хорошо: «Упасть в снег – это хорошо, потому что…». И так  далее.  Маркер  переворачиваясь,    передается  от  одного  участника  другому,  и каждый участник проговаривает окончание фразу предыдущего и доказывает, что это хорошо или плохо. Для проведения игры «Перевертыши» можно задать любую фразу.

Однако,  целесообразно,  чтобы  данная  фраза  отражала  отношение  к работе  педагогов ДОУ. Обсуждая таким образом различные аспекты своей работы, педагоги приходят к переосмыслению многих рабочих моментов.    Подводя итоги  игры, ведущий еще раз акцентирует  внимание  участников  на  том,  что  каждый  вправе  выбирать,  как  относиться  к  тому  или  иному  явлению  в  жизни,  но  от  этого  отношения  зависит качество нашей жизни, внутренний настрой и состояние здоровья.

 Упражнение «Шары».

Задача: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Описание упражнения:

Я предлагаю Вам надуть шар.

- Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.

- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

- Что случится с шаром, когда чувство гнева и раздражения переполнят? (лопнет - это скорее всего у детей, так как они еще не могут справляться со своими эмоциями: могут ударить кого-либо, крикнуть, биться об пол)

- Взрослые могут контролировать эмоции, но тоже до какого-то предела. И когда наступает предел всем нашим возможностям (отпустите шары и проследите за ними, мы начинаем что делать? (метаться, искать выход из ситуации, впадать в бешенство, у кого-то, в худшем случае, все закончится депрессией).

- Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

- Надуйте шар еще раз, держите крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

- Вы помните, шар — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

- Когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

- Вспомните и назовите собственные методы и приемы снятия нервного напряжения.

 Притча. «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

- Здравствуйте! Соединяю!

- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

- Да, внимательно.

- Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Составление коллажа.

Участники занятия делятся на группы (по 4—5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение». В конце участники представляют свои работы.

Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты.

4 этап: Рефлексия.

Материал: мягкая игрушка

Задачи: осознание темы; сплочение группы.
Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

  1. Что для меня было важно?
  2. Что было трудно?
  3. Что понравилось?

Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  3. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  4. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  5. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  6. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  7. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.
  8. Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”.
  9. Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.
  10. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

1 этап: Начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

2 этап: Разминка.

Задачи: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.

Игра «Спутанные цепочки».

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются.

Задачи: формирование доброго, внимательного отношения друг
к другу; развитие тактильного восприятия.

Упражнение «Друг к дружке».

И н с т рук ц и я: «Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу: “Друг к дружке”, — вы должны найти себе пару. После того, как вы найдете пару, я дам задания. Итак, начали: “Друг к дружке!” Теперь пожмите друг другу руки, прикоснитесь друг к другу — нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр. Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах».

3 этап: Основная часть.

Задача: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.

Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце; цветная и белая бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Мини-лекция «Как справиться со стрессом».
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к работе и т. д.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к тому, что вам приходится выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, желудке, сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам, лекарственной зависимости [12].

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах обычно расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание близким людям, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Задание

Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения

Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы. Возможные варианты:

  1. Скомкать газету и выбросить ее.

Упражнение «Прощай, напряжение».

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».

Анализ:
— Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущения до и после упражнения.

 

  1. Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.
  2. Покричать то громко, то тихо.

Упражнение «Ааааа и Иииии».

Участники стоят в кругу.

Инструкция:  «Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута).

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Смотреть на горящую свечу.
  3. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  4. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

Ан ал из:

  1. Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?
  2. Ваши чувства, когда вы были деревьями?

— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

Игра «Стряхни».

Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните стряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, что как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились».

Дискуссия в малых группах.

Участники делятся на 4 группы по принципу: апельсин — банан — яблоко — груша. Каждой группе даются вопросы для обсуждения, которые участники будут решать методом мозгового штурма. На работу дается 10 минут. После этого группа представляет результат работы.

Задание 1-й группе: составить портрет человека, уверенного в своих силах.

Задание 2-й группе: какими способами улучшить свое самочувствие, поднять настроение?

Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее на работе?

Задание 4-й группе: как справиться с волнением перед выполнением какого-нибудь важного дела?

Упражнение «Найди свою звезду».

Инструкция: «сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних — это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстоянии вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
Эта звезда будет сопровождать вас по дороге жизни, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза».

Обсуждение.

Упражнение «Мудрец из храма».

Упражнение «Солнечная поляна».

Инструкция: «Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу солнечную поляну. Посмотрите, какая получилась поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов».

Игра «Стряхни».

Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните стряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, что как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились».

Упражнение «Найди свою звезду».

И н ст рукц и я: «сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних — это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстоянии вытянутой руки.
Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
Эта звезда будет сопровождать вас по дороге жизни, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног и сладко потянитесь, откройте глаза».

Описание: Банк способов саморегуляции (способы с 6-го по 10-й).

Обсуждение.

Упражнение «Храм тишины».

Медитативно-релаксационное упражнение.

4 этап: Рефлексия.

Цель: cплочение, разрядка.

Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию. Ресурсный круг:

  1. Что было важно?
  2. Что было трудно?
  3. Что понравилось? Обмен чувствами. 

Упражнение «Рисование»

Цель: снятия психоэмоционального напряжения

Возьмите цветные карандаши и не задумываясь левой рукой нарисуйте абстрактные линии, сосредоточитесь на них и начните искать среди линий какой- либо предмет. Возможно, вы их найдете несколько. Раскрасьте их , полюбуйтесь тем что получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия " снижению уровня тревожности в рабочем коллективе методами арт-терапии"

В данном конспекте рассматривается методы и приёмы по снижению уровня тревожности, напряжения, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт- терапии....

Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: "Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии"

КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"Цель:...

«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

laquo;СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива...