Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: "Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии"
план-конспект занятия
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"
Цель: Выявление стадии профессионального выгорания у коллег-педагогов; повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания, посредством проведения специальных упражнений по арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_profilakticheskogo_zanyatiya_dlya_pedagogov_na_temu.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"
Подготовила воспитатель Орлова Н.В.
Цель: Выявление стадии профессионального выгорания у коллег-педагогов; повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания, посредством проведения специальных упражнений по арт-терапии.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагогов:
– на первой начальной стадии у педагогических работников наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
– на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
– третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Возникает закономерный вопрос: «Что теперь делать этому человеку?»
Так вот, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому предлагаю вашему вниманию различные арт-терапевтические техники и упражнения для профилактики профессионального выгорания.
Но для начала предлагаю пройти небольшое анкетирование, из которого вы сами увидите, на какой стадии выгорания вы находитесь, и есть ли оно у вас вообще.
Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).
Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки отдаются ведущему индивидуально в конце встречи.
- Часть «Арт-терапевтический тренинг»
Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование навыков сотрудничества. Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.
Упражнение «Знакомство»
Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении. Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
Упражнение «Начальник и подчиненный»
Цель: прояснение отношения к работе, определение психологического климата в коллективе. Инструкция: Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем участники меняются ролями. Участники делятся на пары. Предлагается нарисовать «Аквариум» и «Земной шар» Один из участников пары даёт пошаговые инструкции другому.
Упражнение «Круг времени»
Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время. Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.
Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека.
- Часть. «Заключение»
Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленный в начале встречи вопрос «Что теперь делать этому человеку?»
Упражнение «Рефлексия»
Цель: подведение итогов занятия. Инструкция: Давайте с вами встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие. Можно высказать свои пожелания и предложения.
Приложение 1
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» - 4 балла;
«часто» - 3 балла;
«иногда» - 2 балла;
«редко» - 1 балл;
«никогда» - 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
- суммарный показатель до 10 баллов - низкий показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 11 до 20 - средний показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 21 и более баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие. Тема : "Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе АРТ - терапии"
Данное занятие было проведено в целях профилактики ЭВ ....
План конспекта занятия " снижению уровня тревожности в рабочем коллективе методами арт-терапии"
В данном конспекте рассматривается методы и приёмы по снижению уровня тревожности, напряжения, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт- терапии....
Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор...
Профилактическое занятие «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».
Профилактическое занятие...
«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
laquo;СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива...
Протокол педсовета,на котором представлен опыт работы на тему «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами Арт-терапии. Анализ результатов анкетирования »
Представлен протокол педсовета...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ. ПОДБОР МЕТОДОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Представлен опыт работы по исследованию коллектива ДОУ...