«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
учебно-методический материал
«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
- познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
- снизить уровень эмоционального напряжения;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Методы: арт-терапия.
Форма работы: групповая, с использованием мини-лекции.
Категория участников: педагоги учреждения.
Продолжительность занятия - 1,5 часа.
Количество участников в группе 12 - 15 человек
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
- улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
- снижение уровня эмоционального напряжения;
- повышение работоспособности;
Оборудование: бумага А4, маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши, маркерная доска, музыка, колонка.
План профилактического занятия
1. Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова).
2. Арт-терапевтический тренинг.
3. Подведение итога.
Наше мероприятие хочется начать с китайской поговорки:
«Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму И чему-то научусь»
Человек усваивает: 10% того, что слышит
50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает
1. Часть «Приветствие. Введение в тему. Теория»
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о профессиональном выгорании. Что это такое? Хорошо или плохо если оно есть? И как с этим бороться? В начале немного теории.
Эмоциональное выгорание - представляет собой энергетическое истощение внутренних ресурсов человека. В нашем современном мире созданы абсолютно все условия ведущие к данному состоянию и задача каждого человека найти и выбрать для себя наиболее оптимальный социально-благополучный механизм защиты себя от разрушительной силы выгорания.
Заложником выгорания может стать любой человек. Опасность выгорания заключается не только в силе, но и в направленности воздействия.
(Ведущий подходит маркерной доске, «вооружаясь» маркером свои следующие слова визуализирует рисунком).
Представим, что это обыкновенный человек. Он является маленьким винтиком в огромной системе, в нашем случае, системе образования. Человек живет, работает, старается делать и то и другое хорошо. Он стремится справляться со всеми заботами и проблемами с которыми он сталкивается. Ходит на пед. советы, методические объединения, готовит рабочие программы, конспекты, адаптируется к новым ФГОСам, вечером бежит в магазин, аптеку, готовит ужин и т. д. Всего много, но человек старается. И вот в один день, в человеке словно что-то ломается. Вроде все как всегда и опыт борьбы с трудностями есть, но что-то пошло не так.
Стали появляться сбои в выполнении уже традиционных функций т. е. забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться это начало сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий и появилось на этом фоне ощущение нервнопсихической напряженности. Это первая стадия выгорания.
Затем стал пропадать интерес к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо» и как результат - повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать). Это вторая стадия выгорания.
А, далее произошла полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Это означает, что наш человек достиг и взял вершину третьей стадии эмоционального выгорания.
И вот теперь возникает два закономерных вопроса: «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?
На эти вопросы вы ответите сами в конце нашей встречи. Теория закончилась, переходим к практике.
Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).
Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки они отдадут ведущему индивидуально в конце встречи
2. Часть «Арт-терапевтический тренинг»
«Приветствие» (3 мин)
Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка - плечами, если три хлопка - спинами.
«Знакомство» (2 мин)
Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
«Блинчики» (3 мин)
Инструкция: участники встают по кругу. Выставляют руки вперёд, прижимая локти к телу, ладонями вверх. Первый участник делает один хлопок ладонями, а затем левой или правой ладошкой хлопает по ладошке соседа, сверху-вниз. Сосед выполняет те же движения, что выполнял первый участник. Первый участник не прекращает движения до тех пор, пока сосед не хлопнет по его ладошке.
Упражнение «Круг времени»
Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.
Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.
Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека - 10 минут
Сказка «Светя другим - не сгорай сам»
Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.
Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жила-была одна девушка. Звали её Солнышко. Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми. Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и до позднего вечера трудилась она, не покладая рук.
Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, - дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём. Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома стали происходить ссоры с близкими. Не осознавала Солнышко того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко.
Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение. И рассказала Добрая Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать».
«Представь себе, что наша жизнь - это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики - Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины - если- его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика - Семья, Здоровье, Друзья и Душа - стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя.
Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху». Послушала её Солнышко и решила жить по-новому - уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет. Работа стала приносить ей удовольствие. Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят». Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать.
«Вот и сказке конец. А кто слушал - молодец!».
3. Часть.
Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленные в начале встречи вопросы «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?
Приложение 1
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» - 4 балла;
«часто» - 3 балла;
«иногда» - 2 балла;
«редко» - 1 балл;
«никогда» - 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
- суммарный показатель до 10 баллов - низкий показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 11 до 20 - средний показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 21 и более баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snizhenie_urovnya_trevozhnosti_trening.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
- познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
- снизить уровень эмоционального напряжения;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
- сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Методы: арт-терапия.
Форма работы: групповая, с использованием мини-лекции.
Категория участников: педагоги учреждения.
Продолжительность занятия - 1,5 часа.
Количество участников в группе 12 - 15 человек
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
- улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
- снижение уровня эмоционального напряжения;
- повышение работоспособности;
Оборудование: бумага А4, маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши, маркерная доска, музыка, колонка.
План профилактического занятия
1. Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова).
2. Арт-терапевтический тренинг.
3. Подведение итога.
Наше мероприятие хочется начать с китайской поговорки:
«Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму И чему-то научусь»
Человек усваивает: 10% того, что слышит
50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает
1. Часть «Приветствие. Введение в тему. Теория»
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о профессиональном выгорании. Что это такое? Хорошо или плохо если оно есть? И как с этим бороться? В начале немного теории.
Эмоциональное выгорание - представляет собой энергетическое истощение внутренних ресурсов человека. В нашем современном мире созданы абсолютно все условия ведущие к данному состоянию и задача каждого человека найти и выбрать для себя наиболее оптимальный социально-благополучный механизм защиты себя от разрушительной силы выгорания.
Заложником выгорания может стать любой человек. Опасность выгорания заключается не только в силе, но и в направленности воздействия.
(Ведущий подходит маркерной доске, «вооружаясь» маркером свои следующие слова визуализирует рисунком).
Представим, что это обыкновенный человек. Он является маленьким винтиком в огромной системе, в нашем случае, системе образования. Человек живет, работает, старается делать и то и другое хорошо. Он стремится справляться со всеми заботами и проблемами с которыми он сталкивается. Ходит на пед. советы, методические объединения, готовит рабочие программы, конспекты, адаптируется к новым ФГОСам, вечером бежит в магазин, аптеку, готовит ужин и т. д. Всего много, но человек старается. И вот в один день, в человеке словно что-то ломается. Вроде все как всегда и опыт борьбы с трудностями есть, но что-то пошло не так.
Стали появляться сбои в выполнении уже традиционных функций т. е. забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли учащемуся планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться это начало сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий и появилось на этом фоне ощущение нервнопсихической напряженности. Это первая стадия выгорания.
Затем стал пропадать интерес к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо» и как результат - повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать). Это вторая стадия выгорания.
А, далее произошла полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Это означает, что наш человек достиг и взял вершину третьей стадии эмоционального выгорания.
И вот теперь возникает два закономерных вопроса: «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?
На эти вопросы вы ответите сами в конце нашей встречи. Теория закончилась, переходим к практике.
Ведущий раздает участникам уже готовые бланки экспресс-диагностики эмоционального выгорания у педагогов (см. приложение).
Участники заполняют, сами подсчитывают баллы и делают выводы для себя. Бланки они отдадут ведущему индивидуально в конце встречи
2. Часть «Арт-терапевтический тренинг»
«Приветствие» (3 мин)
Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка - плечами, если три хлопка - спинами.
«Знакомство» (2 мин)
Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.
«Блинчики» (3 мин)
Инструкция: участники встают по кругу. Выставляют руки вперёд, прижимая локти к телу, ладонями вверх. Первый участник делает один хлопок ладонями, а затем левой или правой ладошкой хлопает по ладошке соседа, сверху-вниз. Сосед выполняет те же движения, что выполнял первый участник. Первый участник не прекращает движения до тех пор, пока сосед не хлопнет по его ладошке.
Упражнение «Круг времени»
Цель занятия: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.
Инструкция: участники вспоминают все свои основные ежедневные занятия, анализируют сколько времени они занимают относительно друг друга и обычного дня. Далее участники рисуют круг и разделяют его на сектора, каждый сектор своим размером будет соответствовать занятию и времени, которое было затрачено на него. У участников есть полная свобода в изображении круга и самих секторов, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. На рисунок ведущий выделяет10 минут.
Затем происходит обсуждение работ каждого, чем участник занимается и сколько времени на это тратит по 3-5 минут на человека - 10 минут
Сказка «Светя другим - не сгорай сам»
Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.
Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жила-была одна девушка. Звали её Солнышко. Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми. Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и до позднего вечера трудилась она, не покладая рук.
Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, - дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём. Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома стали происходить ссоры с близкими. Не осознавала Солнышко того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко.
Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение. И рассказала Добрая Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать».
«Представь себе, что наша жизнь - это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики - Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины - если- его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика - Семья, Здоровье, Друзья и Душа - стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя.
Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху». Послушала её Солнышко и решила жить по-новому - уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет. Работа стала приносить ей удовольствие. Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят». Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать.
«Вот и сказке конец. А кто слушал - молодец!».
3. Часть.
Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений. Ответы на поставленные в начале встречи вопросы «Что теперь делать этому человеку? Как его спасти? И как не попасть на эту «вершину»?
Приложение 1
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» - 4 балла;
«часто» - 3 балла;
«иногда» - 2 балла;
«редко» - 1 балл;
«никогда» - 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
- суммарный показатель до 10 баллов - низкий показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 11 до 20 - средний показатель эмоционального выгорания;
- суммарный показатель от 21 и более баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие. Тема : "Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе АРТ - терапии"
Данное занятие было проведено в целях профилактики ЭВ ....
План конспекта занятия " снижению уровня тревожности в рабочем коллективе методами арт-терапии"
В данном конспекте рассматривается методы и приёмы по снижению уровня тревожности, напряжения, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт- терапии....
Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: "Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии"
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"Цель:...
Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор...
Профилактическое занятие «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».
Профилактическое занятие...
Протокол педсовета,на котором представлен опыт работы на тему «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами Арт-терапии. Анализ результатов анкетирования »
Представлен протокол педсовета...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ. ПОДБОР МЕТОДОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Представлен опыт работы по исследованию коллектива ДОУ...