Способы преодоления стрессовых состояний в современных условиях ОУ
консультация
Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя, воспитателя. В работе педагога много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_preodoleniya_stressovyh_situaiy.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОУ
(консультация для педагогов)
Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя, воспитателя. В работе педагога много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.
Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности педагога и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов профилактики и коррекции профессионального стресса.
В системе педагог-ребенок, происходит постоянный обмен знаниями, а также обмен эмоциями. Педагог постоянно вынужден реагировать эмоционально, давать обратную связь ребенку. Постоянное эмоциональное участие в жизни своих обучающихся приводит к притуплению эмоциональных реакций, к эмоциональной сухости и равнодушию. Это отрицательно влияет на отношения в системе воспитатель – ребенок (педагог-ребенок) и приводит к дегуманизации образовательного процесса.
Практически ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Профессиональный стресс – многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях.
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Г. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.
Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.
Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, а, следовательно, по мнению Г. Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.
Разработав теорию стресса, автор выделил в ней три фазы.
Первая – реакция тревоги – это фаза мобилизации защитных сил организма. Данная фаза стресса, сопровождается ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу.
Эта борьба может выражаться в различных формах – бегство от стресса в любые занятия и действия, и раздраженный выброс стрессовых переживаний во время работы и общения. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.
Вслед за первой наступает вторая фаза – борьба или внутренний конфликт, выражающийся в попытке организма и психики справиться с возрастающей нагрузкой. Известно, что любая война заканчивается победой одной из сторон. Поскольку подавляющее большинство людей не умеют грамотно противостоять стрессу, то, можно предопределить исход сражения следующей формулой: «но в борьбе со стрессом побеждает стресс». Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается.
Однако, если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение. Если мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, например, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. В моменты сильного напряжения организм резко теряет энергию (иммунитет). В таких случаях, как правило, человек ощущает одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы.
Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Академик К.М. Быков, замечает «Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы». По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала или острая психическая травма, или длительное психическое напряжение.
Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает.
Было исследовано 30 педагогов нашего МБДОУ в возрасте от 21 до 66 лет. Все они имеют среднее или высшее педагогическое образование и работают в образовательном учреждении. За основу взяли тест на эмоциональное выгорание В.В. Бойко. В психологии синдром профессионального выгорания определяется как одно из проявлений длительного рабочего стресса, а также некоторых видов профессионального кризиса. Возникает он в результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Профессиональная деятельность насыщена стрессогенами, среди ключевых психологи называют:
– Необходимость много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Изо дня в день приходится сталкиваться с разными проблемами множества людей, а такой контакт с эмоциональной точки зрения очень трудно поддерживать продолжительное время. Если человеку присущи скромность, застенчивость, замкнутость и концентрация на проблемах «трудовых будней», то он склонен накапливать эмоциональный дискомфорт.
– Частая работа в ситуациях, требующих высокой эффективности (следует быть неизменно милой, обаятельной, вежливой, организованной, собранной и т.д.). Такая публичность и жесткий внешний контроль со стороны, как руководителя, так и коллег, со временем могут вызвать внутреннее раздражение и эмоциональную нестабильность.
– Эмоционально напряженная атмосфера (ежедневные взаимодействия с родителями, коллегами, визиты, зависимость от настроения руководителя), постоянный контроль над правильностью своих действий. В условиях, когда требования превосходят внутренние и внешние ресурсы человека, стресс возникает как закономерная реакция.
Были получены следующие результаты:
фаза напряжения – 1 человек (в стадии формирования);
фаза резистенции – 5 человек (сформировавшаяся фаза) ;
фаза истощения – 1 человек (сформировавшаяся фаза).
Так как каждая фаза включает в себя четыре симптома, то сформировавшимся или доминирующим оказались следующие:
– неадекватное избирательное реагирование ;
– эмоционально-нравственная дезориентация;
– расширение сферы экономии эмоций;
– редукция профессиональных обязанностей;
– психосоматические и психовегетативные нарушения.
Таким образом, оперируя количественными показателями и смысловым содержанием, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. При составлении индивидуального маршрута психологической помощи необходимо получить ответ на следующие вопросы:
– какие симптомы доминируют;
–какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
–если выявлено «истощение», то объяснимо ли факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
– какой симптом(ы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;
–в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
– какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба самой личности, профессиональной деятельности и взаимодействию с партнерами.
Однако существуют и экспресс-приемы, которые могут помощь в ситуации острого стресса. Рассмотрим их:
- Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
- Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык» лица и тела путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь.
Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Белая дверь, голубые жалюзи, большая ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
- Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.
Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь.
Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
- Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку.
Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
- Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.
Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
- Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения).
Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
Таким образом, педагогам ДОУ с целью сохранения своего психического и физического здоровья целесообразно использовать приемы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
Желаю Вам крепкого здоровья и творческих успехов в труде!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие. Тема : "Снижение уровня тревожности, напряжённости, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе АРТ - терапии"
Данное занятие было проведено в целях профилактики ЭВ ....
Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: "Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии"
КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"Цель:...
Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор...
«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»
laquo;СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива...
Протокол педсовета,на котором представлен опыт работы на тему «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами Арт-терапии. Анализ результатов анкетирования »
Представлен протокол педсовета...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ. ПОДБОР МЕТОДОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Представлен опыт работы по исследованию коллектива ДОУ...