Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций
статья

Кудря Татьяна Владмировна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stress_i_sposoby_preodoleniya_stressovyh_situatsiy.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Юля» г.Феодосии Республики Крым»

 

«Стресс и способы преодоления

стрессовых ситуаций»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

старший воспитатель

Кудря Татьяна Владимировна

 

 

 

 

 

2019 год

Содержание

Введение (с. 3)

1. Теория стресса (с. 4)

2. Признаки стресса (с.7)

3. Методы и способы преодоления стресса (с.10)

Заключение (с.13)

Список использованных источников (с.15)

Введение

Считается, что стресс – это проблема современного мира. Это не так. Человеческий организм испытывал стресс во все времена, пытаясь приспособиться к новым изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он не смог бы выжить. Однако если в старые времена отрицательные эмоции можно было сбросить в драках, кулачных боях и т.д., то в наше время подобные способы решения проблемы не уместны. Конечно, на современном этапе стресс – явление частое и уже привычное.

Во второй половине ХХ в. проблема защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды стала причиной для более глубокого и тщательного изучения понятия «стресс» и способов его профилактики.

Проявления стресса разнообразны. Последствия стресса непредсказуемы. Стресс может спровоцировать любое заболевание как психическое, так и физическое. Поэтому современному обществу просто необходимо как можно больше узнать о стрессе и способах его профилактики, а при необходимости и преодоления.

Но не стоит думать, что стресс – это зло и бич ХХ века. Стресс является отличным «тренажером» для организма, который тренирует сопротивляемость организма, помогает ему (организму) адаптироваться к любым изменениям в окружающем мире. Эмоциональное здоровье каждого человека влияет на психологическое благополучие всего общества.

Поэтому важно понять каковы биологические основы стресса, изучить механизм его происхождения и развития.

Оказаться в стрессовой ситуации можно и дома, и на улице, и в магазине и т.д. Однако возникновение стресса на работе вызывает особый интерес. Если точно установить факторы его возникновения, то вероятнее всего, это поможет миновать стрессовых ситуаций на рабочем месте, улучшить психологический климат в коллективе, избежать потери сотрудников.                                                      

Как было сказано выше, стресс наносит определенный вред здоровью,

тогда как здоровье является основой для достижения успехов в любом виде деятельности человека. Именно для того, чтобы понять все стороны влияния стресса на человека, роль, которую играют положительные и отрицательные факторы стресса в сохранении здоровья человека, необходимо познакомить современное общество с различными аспектами проблемы стресса и доступными способами профилактики, чтобы в дальнейшем применять их на практике.


 1.Теория стресса

Стресс (от англ. «stress» — напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Это могут быть как негативные эмоции (горе, отчаяние, страх), так и положительные (радость, счастье, восторг). Впервые понятие «стресс» было использовано американским невропатологом и физиологом Уолтером Кэнноном в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

В середине ХХ века «наука о стрессе» произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин (патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новой области медицины — психосоматической.

По мнению родоначальника понятия «стресс», канадского ученого Ганса Селье, стресс может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. В положительном аспекте стресс мобилизирует внутренние резервы личности, общую систему организма. В отрицательном – восприятие многих ситуаций может приниматься организмом как стрессовые, так как человек не может к ним адаптироваться. Уровень стресса зависит от того, как человек реагирует на ту или иную ситуацию, какие использует способы саморегуляции. То есть, открытие теории Г.Селье заключается в неспецифической реакции организма.

Данная теория дала толчок к развитию исследований в этом направлении психологии человека.

Так, русским ученым И.П. Павловым была выдвинута теория экспериментального невроза, которая раскрывает закономерности изменения высшей нервной деятельности при функционировании организма в условиях повышенной нагрузки. Сущность теории такова: создаются трудные условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервных центрах. Таким образом, человек выходит из состояния равновесия и впадает в одну из крайностей: апатия или гиперреактивность. И то, и другое состояние человека оказывают ему вред. Данная теория стресса имеет экспериментальное подтверждение. В состоянии торможения происходит снижение активности рефлекторной деятельности. Противоположное состояние приводит организм в состояние повышенного возбуждения и беспокойства.

Исследования Уолтера Кэннона показали, что организм стремится всегда обеспечить постоянство и равновесие состава своей внутренней среды и уровней функционирования всех систем. Но когда организму предъявляются новые требования, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. При этом он подчеркнул, что новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами.

В своей теории о стрессе Т. Кокс, делает ударение на зависимости стресса от эмоционального состояния человека. Стресс, как известно, включает в себя эмоциональный компонент, но и сама стрессорная реакция зависит от эмоционального фона. Ученый считает стресс близким по ассоциации и к модели, основанной на ответных реакциях организма, и к физиологической модели стресса. Т. Кокс считает, что Ганс Селье недооценил  психологические факторы в развитии стрессовых состояний, аргументируя это тем, что в основном физиологическая реакция определяется непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность. 

Ряд экспериментов, проведенных американским ученым и психологом Ричардом Лазарусом и его группой исследователей, подтвердили выдвинутую ими гипотезу, что решающую роль при формировании стрессовых реакций играет оценки угрозы самим индивидуумом. Таким образом, исследования позволили сделать вывод о том, что в основе возникновения стресса лежит интеллектуальная оценка ситуации, и данное утверждение является центральным для теории когнитивной оценки Ричарда Лазаруса. Теория Р. Лазариуса стала фундаментальной в становлении понятия психологического стресса в психологии.

М. Кордуэлл в своем словаре-справочнике сформулировал понятие стресса несколькими определениями:

Стресс, как стимул, может рассматриваться в рамках характеристики окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).

Стресс, как реакция, рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.

Итак, стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях.

Стресс, безусловно, наносит вред здоровью. Организм, пребывающий в постоянном стрессе, может получить такие тяжелые заболевания, как онкология, гипертония, сердечно – сосудистые заболевания.

Существует несколько типов людей, которые умеют управлять своим организмом в стрессовом состоянии и не позволяют стрессу полностью овладеть им (человеком).

Для одной группы людей постоянный стресс является нормой. В спокойной, размеренной жизни без эмоциональных всплесков чувствуют себя некомфортно.

Вторую группу людей, наоборот, любое отклонение от запланированного течения жизни выбивает их из колеи.

Третья группа людей спокойно переносит, и присутствие стресса, и его отсутствие.

В случае, если тип «стессоусточивости» определен правильно, то угрозы для здоровья человека нет.

2. Признаки стресса

Симптомы многих заболеваний достаточно схожи с симптоматикой стресса.

Поэтому признаки стрессового напряжения разделили на несколько категорий:

  1.  Когнитивные симптомы как правило, малозаметны. Они могут проявляться:
  • в  проблемах  памяти,
  • в отсутствии способности сконцентрироваться на одном деле,
  • появление тревожных мыслей, зафиксированных исключительно на негативе,
  • не проходящее беспокойство, тревожность.

Прежде всего, подобные симптомы отрицательно влияют на работу мозга, а именно, на работу мыслительной деятельности.

  1. Эмоциональные признаки стресса имеют следующие симптомы:
  • капризность и раздражительность;
  • излишняя вспыльчивость и агрессивность;
  • психологическая невозможность расслабиться;
  • чувство загруженности;
  • чувство одиночества, уныние, депрессия;
  • в отдельных случаях истерики и резкие смены настроения.
  1. Физические симптомы проявляются:
  • в нарушении здоровья, механизм их протекания понятен, но избавиться от них без избавления от стресса невозможно; 
  • в головных болях;
  • в возникновении диареи или запора, тошноты и головокружения, общей слабости;
  • в увеличении или уменьшении давления,
  • в учащенном сердцебиении,
  • в полной потере сексуального влечения,
  • слишком частых простудах.
  1. Поведенческие признаки являются самыми явными признаками стресса, которые обуславливаются изменившимся поведением человека. Именно, поведение является первым показателем ухудшения психологического состояния. Такие признаки стрессового состояния, пожалуй, наиболее опасны как для самого человека, так и для общества, так как именно они могут стать причиной аморального поведения, что является действительно серьезной проблемой.

Поведенческие признаки включают в себя:

  • недоедание или, напротив, неконтролируемое переедание;
  • бессонницу или постоянную сонливость, не исчезающую после отдыха;
  • добровольную изоляцию от общества;
  • полное или частичное пренебрежение взятыми на себя обязанностями;
  • чрезмерное употребление алкоголя, сигарет или даже пристрастие к наркотикам;
  • проявление сенсомоторных привычек (щелканья ручкой, постукивания, топанья ногой и любых других).

Постоянное состояние депрессии, а именно: жалобы, общая подавленность, отсутствие сил и вдохновения — это своеобразный механизм предупреждения окружающих о серьёзном стрессе, который вполне может вылиться в еще более существенные психологические проблемы.

Физические последствия стресса могут выражаться в обострении хронических заболеваний, которые до этого момента не беспокоили или же не проявлялись вовсе. Так, чаще всего встречаются следующие заболевания:

  • болезни сердца;
  • болезни кожи;
  • болезни желудка и всей системы пищеварения;
  • ухудшение иммунитета;
  • психологические расстройства.

Таким образом, можно утверждать, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Рассмотрим физиологические механизмы стресса:

  1. В коре головного мозга формируется доминанта – интенсивный стойкий очаг возбуждения, подчиняющий себе всю деятельность организма человека. С целью разрядки доминанты используют отвлекающие приемы, а именно, переключение концентрации внимания либо деятельности на формирование конкурирующей доминанты.

2. Появление доминанты способствует возникновению цепной реакции. А именно – возбуждается гипоталамус, заставляющий гипофиз выделять в кровь объемную порцию адренокортикотропного гормона. В связи с этим надпочечники вырабатывают адреналин и другие гормоны стресса. Последствия подобной реакции таковы: учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление. В этом состоянии организм человека создает условия для интенсивной мышечной нагрузки. Для погашения гормонов стресса самый простой и действенный способ – это занятия физкультурой.

3. Так как стрессовая ситуация не исчезает моментально и в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, необходимо найти возможность реализовать несбывшиеся желание. В случае конфликта с сослуживцами на работе или в домашних условия с родными нужно просто заново оценить степень конфликта, найти способы его разрешения, например, помириться.

Степень тяжести стрессового состояния определяется количеством перечисленных симптомов. Если человек находится в ситуации стресса довольно длительное время, ему желательно обратиться к специалисту, который поможет восстановить возникшие нарушения организма.

3. Методы и способы преодоления стресса

«Стресс - это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»  (Ганс Селье).

Признание человеком существования стресса либо стрессовой ситуации способствует положительному результату по его преодолению. Самостоятельно выйти из стрессового состояния трудно, но возможно. Каждый человек способен самостоятельно воздействовать на процессы, происходящие с ним. Необходимо только научиться управлять своими эмоциональными реакциями в стрессовой ситуации.

Преодоление стресса определяется как “усилия, направленные на снижение влияния стресса на состояние индивида” (Эдвардс, 1988).  Стресс и его преодоление является комплексным и динамическим процессом. Преодоление –

это индивидуальный процесс, нивелирующий взаимосвязь между стрессом и его последствиями.

Способы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации: то, что прекрасно помогает одному человеку, абсолютно неприемлемо для другого. То, что подходит для одной ситуации, может быть неприменимо для другой.

Знание способов борьбы со снятием стресса является важным моментом. Разные стрессы имеют разные эмоциональные уровни, соответственно, различны и способы снятия стресса, зная их, каждый сможет избежать последствий влияния стресса на физическое и психическое состояние.

Первый метод преодоления стресса направлен непосредственно на устранение причин. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Однако этот метод применим лишь тогда, когда точно определяются причины, вызвавшие стресс.

Так же, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае нужно попытаться снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремиться избежать их усиления. Эти методы применимы тогда, когда в силу некоторых обстоятельств невозможно устранить причину, вызвавшую стресс.

Еще один метод – это активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.). Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

На самом деле существует много способов расслабиться и отдохнуть –  прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом и т.п. Выбор зависит только от человека и не обязательно при этом обращаться к психоаналитику.

Рассмотрим несколько способов избавления от стресса.

Способ 1.

Простейший способ справиться с этой проблемой - это пить как можно больше, так как одним из самых явных последствий стресса является обезвоживание организма.

Правда, тут нужно учитывать, что пить нужно не все подряд, а только чистую воду или свежевыжатые соки, которые быстро утоляют потребность организма в жидкости.

Способ 2.

Необходимо помнить, что хроническое недосыпание, свойственное в последнее время большинству людей, отрицательно отражается на здоровье. Поэтому полноценный сон крайне необходим для восстановления психического и физического баланса организма. Кроме того, уже ни для кого не секрет, что крепкий сон - это замечательный и очень приятный способ борьбы со стрессом. Поэтому, старайтесь выделять достаточное количество времени на сон.

Способ 3.

Один из доступных способов – дыхательные упражнения. Глубокое дыхание диафрагмой (дыхание «животом») способствует снятию эмоционального и физического напряжения.         Состояние страха, тревоги, раздражения приводят мышцы в напряжение. Поэтому, ослабив мышечный тонус, уменьшается и уровень эмоционального напряжения.

Способ 4.

      Психологи предлагают уникальный способ борьбы со стрессом. Они советуют записывать все свои переживания и негативные эмоции в отдельную тетрадь, описывая при этом все в мельчайших подробностях.

Когда все мысли будут зафиксированы в письменном виде, можно порвать листы или сжечь их.

Если верить специалистам, то такой способ позволяет быстро снять нервное перенапряжение и избавиться от негативных эмоций.

Способ 5.

Японские ученые придерживаются того мнения, что лучше всего выплескивать свои негативные эмоции при помощи физических упражнений.

Но рекомендуются не просто приседания и махи руками, а более специфичные формы разрядки, такие как битье посуды или других предметов интерьера.

Способ 6.

Ученые из Германии советуют снимать нервное напряжение обычным холодом. При попадании в стрессовую ситуацию или ситуацию сильного волнения необходимо выйти на холод без верхней одежды (не более 2-3 минут).

Подобный способ ученые объясняют тем, что когда человек ненадолго оказывается в среде с минусовой температурой, то мозг начинает активно вырабатывать гормон радости - серотонин.

Способ 7.

Способ театрализации также очень действенен. Принцип этого способа заключается в том, что необходимо представить себя режиссером, а всю ситуацию превратить не более чем в театральное действие. То есть, все что происходит вокруг, вовсе не касается человека. Он наблюдает за всем этим, как бы, со стороны, и потому может адекватно оценить все происходящее и найти наиболее оптимальное решение сложных задач.

Существует масса способов, помогающих справиться со стрессом. Каждый человек сам должен определить для себя, какой из этих способов окажется более действенным.

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу  подвержены все люди, не зависимо от возраста и пола.
          Стресс  не только зло, но и великое  благо, так как без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на бесцветное и безрадостное прозябание. 

Активность – единственная возможность покончить  со стрессом.

 Постоянное  сосредоточение внимания на ярких сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.

 Стресс  дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты  и длительны, оказывают отрицательное  влияние не только на психологическое  состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно – сосудистые и заболевания желудочно – кишечного тракта.

Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Каждый  человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. 

Список использованных источников


1. Александровский Ю. А. Состояния психической  дезадаптации и их компенсация. М., 2001.

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - Санкт-Петербург, 2003.

3. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4
4.Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: 2001.

5.Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.:, 2000. 
6.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2000.

7. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992, с. 104 – 109, 116 – 135

8.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001.


 

 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»

              Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрес...

«Способы разрешения стрессовых ситуаций в дошкольном возрасте»

Королева Татьяна Евгеньевнавоспитатель ГБДОУ детский сад № 23Красногвардейского районаСанкт-Петербурга  «Способы разрешения стрессовых ситуаций в дошкольном возрасте» Тезисы к мастер-кл...

Преодоление стрессовых ситуаций

здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия.Задачи: создание благоприятного психологического климата в группе детей; формирование у ребенка положительного отношения к окружающ...

Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»

Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...

«Понятие стресс. Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно- воспитательном процессе.» (Выступление на РМО)

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.Стресс дош...

Способы преодоления стрессовых состояний в современных условиях ОУ

Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя, воспитателя. В работе педагога много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высок...