Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников
консультация

Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_turizm.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Туризм – это самый демократичный вид отдыха, он не ставит никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту. Не в возрасте дело. Главное – состояние души. “Не физическая сила двигает человека, - считал известный путешественник Карло Моури, - а его вера в собственные силы”.

Туризм способен удовлетворить самые разные стремления людей. Каждый в нём избирает для себя ту сложность, тот вид походов, которые более всего способствуют его устремлениям, интересами возможностям.

Туризм даёт также простор для реализации различных увлечений, наилучшие возможности для воспитания характера и для объединения людей по интересам.

Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия. И не только новых путей, уникальных природных явлений. Главное – это открытие человека. В походе лучше узнаёшь своих спутников и самого себя. В различных природных условиях вырабатываются стойкость, мужество, взаимовыручка и на деле проверяется, что стоит каждый.

Чтобы походы приносили пользу, удовольствие, заканчивались без травм, необходимо знать “азбуку” туризма – его основные правила, технические приёмы, походную этику. “Когда знаешь – не трудно, трудно – когда не знаешь” - гласит китайская поговорка.

Туризм занимает ведущее место в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возрастов. Реализация воспитательных возможностей зависит от педагогов. Работа по туризму создаёт благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Туристская подготовка в ДОУ является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий.

Дошкольный туризм, решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.

В чем же ценность туристских прогулок? Прежде всего, туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительные эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а так же комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от сердечно - сосудистых и респираторных заболеваний.

Занятия туризмом компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активности. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пенька, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а так же природный материал (шишки, желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей.

Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля.

Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, озеру – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции (удивление, восторг, радость), творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Систематическое проведение туристских прогулок позволяет регулировать работоспособность детей и избегать утомления, которое накапливается за неделю, месяц, сезон. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг (у дошкольников это, в первую очередь, игры различного характера).

Дети не только укрепляют здоровье, но и получают новые впечатления, обогащают представления о природе родного края, овладевают новыми видами движений, туристскими навыками, учатся проявлять дружеские взаимоотношения.

Неотъемлемой частью общей подготовки туриста-дошкольника является краеведческая подготовка. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомство с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Краеведческая подготовка и выполнение краеведческих наблюдений способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

МБДОУ «Детский сад№87»

Консультация для воспитателей

«Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников»

Воспитатель: Бакушина Ю.В.

Рязань 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

«Экологический туризм как средство всестороннего развития личности дошкольников»

Методическая разработка для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками...

программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...

"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"

Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дош...

«Рекреационный туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника»

В настоящее время огромное внимание уделяется рекреационному туризму, в том числе и в дошкольном учреждении. В данной статье хотелось показать значимость рекреационного туризма для дошкольников....