"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"
статья
Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: театральная деятельность, дошкольный возраст, развитие ребенка, театральный уголок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юманова Роза Николаевна,
Матвеева Светлана Яковлевна
Николаева Галина Михайловна
воспитатели МБДОУ «Детский сад №50»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для развития ребенка. Одним из эффективных средств воспитания детей, который мы используем в нашей группе, является театральная деятельность. Игра является главным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр мы считаем одним из доступных видов искусства. Именно поэтому нами было принято решение разработать и реализовать проект «Театр глазами детей». Мы выбрали данную тему потому что, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, формирует их чувства и позволяет решать проблемные ситуации персонажей. Благодаря всему этому ребята преодолевают застенчивость и неуверенность в себе.
Успешности использования театральных игр в работе с детьми дошкольного возраста способствует организация предметно-развивающей среды. В группе мы организовали театрализованный уголок, в котором расположили различные виды театра, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей и атрибуты для различных театральных игр. Оформили уголок переодевания и подобрали игрушки, маски, костюмы для театрализации, а также смастерили ширму для показа кукольного театра. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей моделирования и экспериментирования. Именно поэтому в театрализованном уголке мы так же разместили разный природный, бросовый материал и ткани. Учитывая гендерные особенности детей, постарались разместить в группе оборудование и материалы, отвечающие интересам мальчиков и девочек.
С самого раннего детства важно приобщать ребенка к театру, литературе, живописи. Мы считаем, что больших результатов можно добиться при раннем приобщении детей к искусству. Занимаясь с детьми театральной деятельностью, главной целью перед собой мы ставим развитие их творческих способностей.
Нами активно организуются с детьми игры-инсценировки знакомых сказок, игры в кукольный театр и игры-спектакли. Демонстрируем детям небольшие кукольные спектакли, сюжет которых всегда берем из знакомых потешек, стихов или сказок. Затем постепенно включаем детей в игры-драматизации, игры-имитации действий человека, животных и разных сказочных персонажей. Для показа активно применяем настольный, пальчиковый и другие виды театра.
С целью развития мелкой моторики и формирования речи дошкольников в своей работе мы активно используем пальчиковый театр.
Для того, чтобы развивать фантазию и творческие способности а так же стимулировать детскую инициативу в театрализованной деятельности мы применяем театр теней.
Наиболее эффективным средством, который доступен для понимания ребенка является настольный театр. Участие детей в постановке такого спектакля способствует развитию логического мышления, внимания, памяти и воображения. У них развивается умение интонационно и разнообразно передавать текст и пересказывать услышанное.
В своей работе активно применяем ролевой театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа и с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки и инсценируют песни.
Отличным вариантом театральных игр считаем театр масок. Маски для игр создаем совместно с детьми из бумаги или картона.
Театр на палочках для ребят не просто игра, но и хорошее средство для всестороннего развития и воспитания, с его помощью у ребенка развивается речь и обогащается словарный запас.
Немалое место в нашей работе с детьми по театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра. Использование кукольного театра оказывает огромную помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Во время игры в театр дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, а так же осваивают культуру общения. С уверенностью можем сказать, что в творческой атмосфере дошкольники развиваются быстрее.
В организации театрализованных игр мы широко применяем практические методы обучения, такие как игра и метод игровой импровизации. Из словесных методов мы используем рассказ взрослого, чтение, рассказы детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Все эти методы и приемы мы используем в комплексе с целью развития у дошкольников внимания, памяти и творческого воображения.
Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств, видео и аудиозаписи. Нами подготовлены подборки игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирования речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика, а так же сценарии сказок.
Проанализировав результаты работы, мы заметили, что у детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности. У воспитанников расширились представления об окружающей действительности, обогатился и активизировался словарный запас, развилась выразительность речи. Из наблюдений можно заметить, что у дошкольников усовершенствовалось умение правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое.
Список литературы
Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду. / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2001. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...
Творческий проект «Мультипликация в детском саду как средство всестороннего развития личности ребёнка».
21 век – век компьютерных технологий. Сегодня дети не мыслят себя без компьютера, но мало кто из них владеет компьютерной техникой и современными технологиями так, чтобы это действительно ...
«Театральная деятельность в дошкольной организации как средство всестороннего развития ребёнка»
Основной вид театрализованной деятельности — это театрализованная игра....
«Создание мультфильмов в детском саду, как средство всестороннего развития личности ребёнка»
Актуальность в том, что все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом....
«Театральная деятельность в детском саду, как средство всестороннего развития ребёнка»
Статья из опыта работы...
Статья «Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития ребёнка»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовнымценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают...
Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи
Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это пом...