«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития дошкольников».
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа)
Мы рассмотрели все образовательные области кроме физического развития. Неужели экспериментирование может быть связано с ним?
Двигательная деятельность – одна из наиболее любимых для детей дошкольного возраста. В каждом дошкольном периоде ребенок осваивает все новые и новые движения, применяя их в тех или иных ситуациях. Действуя с предметами, ребенок выбирает те, которые ему более интересны, пробует с ними разнообразные движения, сам или с помощью взрослого делает определенные выводы.
В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие мелкой моторики пальцев рук.
(Слайд -2) Мелкая моторика —это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Дети с удовольствием во время экспериментов обследуют разнообразные предметы, (Слайд- 3, 4, 5) лепят из мокрой глины и песка, (Слайд – 6) переносят воду из одной ёмкости в другую с помощью пипетки, губки, рассматривают и сортируют камни разные по размеру, фактуре.
(Слайд – 7) Знакомясь с различными видами бумаги, сравнивая её качественные характеристики и свойства, дети режут, рвут и мнут бумагу.
На столах у вас лежит бумага. Возьмите правой рукой лист писчей бумаги и сомните в комочек, а теперь возьмите салфетку и также сомните в комочек. Какая бумага быстрее смялась? Какие ощущения вы получили? (Салфетка мягкая, легко смялась, бумага тяжелее смялась, получился грубый комочек).
А теперь попробуйте с места бросить комочек из писчей бумаги в цель, а потом бросить комочек из салфетки.
Сминая бумагу, ребёнок сжимает и разжимает кулачки, развивая мелкую моторику и подвижность рук. А попасть комком в цель - отличное упражнение на меткость и координацию.
Изучая, свойства воздуха мы говорим о том, что воздух везде и повсюду, заполняет все пустоты и есть даже в организме человека. Дыхательные упражнения доказывают, это предположение к тому же повышают общий жизненный тонус ребёнка, закаливают, делают более устойчивым организм к заболеваниям дыхательной системы, способствуют развитию дыхательной мускулатуры.
Для того, чтобы доказать, что воздух находится в организме человека можно использовать самодельное оборудование (Слайд – 8, 9, 10, 11) («Задуй мяч в ворота», стакан с водой и коктейльная трубочка, бутылочки с разным наполнителем) или фабричное оборудование (Слайд- 12, 13) (вертушки, свистульки, тренажёр «Аэробол»).
Предлагаю вам взять коктейльные трубочки и подуть в них. Подставьте палиц к противоположной стороне трубочки. Что вы ощущаете? Это воздух, который находится в организме человека, в его лёгких. С этим воздухом можно поиграть. Для этого нужно вначале сделать спокойный вдох через нос, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот в трубочку.
Возьмите вертушку и палочку для коктейлей и подуйте в середину вертушки так, чтобы она закрутилась быстро, а потом медленно. У кого вызвало затруднения? Почему?
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни одна из задач физического развития в детском саду. Проведения экспериментов по таким темам как «Здоровая полезная пища», «Кто живёт у нас во рту», «Как попадают микробы на руки» формируют у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Изучая данную тему, мы пришли к выводу, что проводить различные эксперименты можно и на занятиях физической культурой. Поэтому планируем разработать серию занятий-экспериментов по физическому развитию. С некоторыми своими идеями хотела бы поделиться.
1 задание.
Приглашаю несколько человек, которые хотят принять участие в эксперименте. Нужно снять обувь.
Задание.
Пройти по канату, подставляя пятку к носку, при этом держа руки вдоль туловища.
Пройти по канату, подставляя пятку к носку, держа руки на поясе.
Пройти по канату, подставляя пятку к носку, держа руки в стороны.
Какой способ оказался наиболее лёгким? Как вы думаете почему?
Руки помогают балансировать.
Т.е. на занятии можно не просто дать детям задание, а сначала поэкспериментировать и доказать самим себе, что этот способ удобнее и практичнее.
2 задание
Приглашаю выйти также несколько человек. Взять в руки мяч.
Задание. Держим мяч двумя руками, по команде нужно подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать мяч также двумя руками.
Для взрослых это задание простое, а вот не у каждого ребенка такое задание получается с первого или даже со второго раза.
Немного усложним задание. Держим мяч двумя руками, по команде подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши перед собой, затем сзади и поймать мяч двумя руками. Какой из предложенных вариантов для вас оказался наиболее простым? Почему?
Выполняя данное упражнение, мы вновь не даем детям готового решения. Только с помощью проб и ошибок ребенок выполняет это задание.
Вы сами убедились, что тем для экспериментирования огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, как он сам начинает искать ответ и придумывает даже несколько вариантов ответа. Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет развивать познавательную активность детей, расширяет кругозор ребенка, позволяет применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, способствует формированию навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...
Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...
«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития ребенка»
Из этой презентации вы узнаете. что такое эксперимент, какие виды экспериментов существуют, познакомитесь с формами и приемами экспериментирования, узнаете о достоинствах применения детского экспериме...
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство всестороннего развития детей».
Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по организации экспериментальной деятельности в ДОО....
Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников
Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников...
«Детский туризм, как средство всестороннего развития дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"
Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дош...