«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития дошкольников».
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа)

Николаенко Наталья Владимировна

Мы рассмотрели все образовательные области кроме физического развития. Неужели экспериментирование может быть связано с ним?

Двигательная деятельность – одна из наиболее любимых для детей дошкольного возраста. В каждом дошкольном периоде ребенок осваивает все новые и новые движения, применяя их в тех или иных ситуациях. Действуя с предметами, ребенок выбирает те, которые ему более интересны, пробует с ними разнообразные движения, сам или с помощью взрослого делает определенные выводы.   

В процессе  взаимодействия с предметами происходит развитие  мелкой моторики пальцев рук.

   (Слайд -2)     Мелкая      моторика —это          способность      выполнения         мелких  движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Дети с удовольствием во время экспериментов обследуют разнообразные предметы, (Слайд- 3, 4, 5) лепят из мокрой глины и песка, (Слайд – 6) переносят воду из одной ёмкости в другую с помощью пипетки, губки, рассматривают и сортируют камни разные по размеру, фактуре.

(Слайд – 7) Знакомясь с  различными видами бумаги, сравнивая её качественные характеристики и свойства, дети режут, рвут и мнут бумагу.

На столах у вас лежит бумага. Возьмите правой рукой лист писчей бумаги и сомните в комочек, а теперь возьмите салфетку и также сомните в комочек. Какая бумага быстрее смялась? Какие ощущения вы получили? (Салфетка мягкая, легко смялась, бумага тяжелее смялась, получился грубый комочек).

А теперь попробуйте с места бросить комочек из писчей бумаги в  цель, а потом бросить комочек из салфетки.

Сминая бумагу,  ребёнок сжимает и разжимает кулачки, развивая мелкую моторику и подвижность рук. А попасть комком в цель - отличное упражнение на меткость   и       координацию.

Изучая, свойства воздуха мы говорим о том, что воздух везде и повсюду, заполняет все пустоты и есть даже в организме человека. Дыхательные упражнения доказывают, это предположение к тому же повышают общий жизненный тонус ребёнка, закаливают, делают более устойчивым организм к заболеваниям дыхательной системы, способствуют развитию дыхательной мускулатуры.

Для того,  чтобы доказать, что воздух находится в организме человека можно использовать самодельное оборудование (Слайд – 8, 9, 10, 11) («Задуй мяч в ворота», стакан с водой и коктейльная трубочка, бутылочки с разным наполнителем) или  фабричное оборудование (Слайд- 12, 13)  (вертушки,  свистульки,  тренажёр «Аэробол»).

 

Предлагаю вам взять коктейльные трубочки и подуть в них. Подставьте палиц к противоположной стороне трубочки. Что вы ощущаете? Это воздух, который находится в организме человека, в его лёгких. С этим воздухом можно поиграть. Для этого нужно вначале сделать спокойный вдох через нос, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот  в трубочку.

 

Возьмите вертушку и палочку для коктейлей и подуйте в середину вертушки так, чтобы она закрутилась быстро, а потом медленно. У кого вызвало затруднения? Почему?

 

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни одна из задач физического развития в детском саду. Проведения экспериментов по таким темам как «Здоровая полезная пища», «Кто живёт у нас во рту», «Как попадают микробы на руки» формируют у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.

 

Изучая данную тему, мы пришли к выводу, что проводить различные эксперименты можно и на занятиях физической культурой. Поэтому планируем разработать серию занятий-экспериментов по физическому развитию. С некоторыми своими идеями хотела бы поделиться.

1 задание.

Приглашаю несколько человек, которые хотят принять участие в эксперименте. Нужно снять обувь.

Задание.

Пройти по канату, подставляя пятку к носку, при этом держа руки вдоль туловища.

Пройти по канату, подставляя пятку к носку, держа руки на поясе.

Пройти по канату, подставляя пятку к носку, держа руки в стороны.

Какой способ оказался наиболее лёгким? Как вы думаете почему?

Руки помогают балансировать.

Т.е. на занятии можно не просто дать детям задание, а сначала поэкспериментировать и доказать самим себе, что этот способ удобнее и практичнее.

2 задание

Приглашаю выйти также несколько человек. Взять в руки мяч.

Задание. Держим мяч двумя руками, по команде нужно подбросить мяч  вверх, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать мяч также двумя руками.

Для взрослых это задание простое, а вот не у каждого ребенка такое задание получается с первого или даже со второго раза.

Немного усложним задание. Держим мяч двумя руками, по команде подбросить мяч  вверх, хлопнуть в ладоши перед собой, затем сзади и поймать мяч двумя руками. Какой из предложенных вариантов для вас оказался наиболее простым? Почему?

Выполняя данное упражнение, мы вновь не даем детям готового решения. Только с помощью проб и ошибок ребенок выполняет это задание.

Вы сами убедились, что тем для экспериментирования огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, как он сам начинает искать ответ и придумывает даже несколько вариантов ответа. Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет развивать познавательную активность детей, расширяет кругозор ребенка, позволяет применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, способствует формированию навыков здорового образа жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...

«Детское экспериментирование как средство всестороннего развития ребенка»

Из этой презентации вы узнаете. что такое эксперимент, какие виды экспериментов существуют, познакомитесь с формами и приемами экспериментирования, узнаете о достоинствах применения детского экспериме...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство всестороннего развития детей».

Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по организации экспериментальной деятельности в ДОО....

Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников

Детский туризм как средство всестороннего развития дошкольников...

"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"

Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дош...