«Рекреационный туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника»
статья

Рысаева Ирина Ивановна

В настоящее время огромное внимание уделяется рекреационному туризму, в том числе и в дошкольном учреждении. В данной статье хотелось показать значимость рекреационного туризма для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekreatsionnyy_turizm.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рекреационный туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника»

«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму» (Китайская пословица )

Рекреационный туризм - сравнительно новое социокультурное явление для детей дошкольного возраста, которое отличается низкой степенью изученности, недостаточно развитой. Он является одной из составляющих экологического туризма и максимально соответствует требованиям Федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Он является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задачи экологического и физического воспитания детей, формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольника. Основная форма организации рекреационного туризма — прогулки-походы, предполагающие кратковременное пребывание на природе, ознакомление с объектами ближайшего социального окружения, овладение элементарными туристскими навыками. В туристской деятельности заложены широкие возможности для развития и воспитания дошкольников: в ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, всё, что связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками. Эти особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и способов рекреационного туризма для целостного развития дошкольников, создания условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм и ценностей.

Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Выделяют следующие виды туризма: – спортивный – рекреационный – краеведческий – историко-культурный – эколого-оздоровительный Спортивный туризм ограниченно возможен в дошкольном детстве, так как имеет возрастные ограничения, поэтому ставится акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.

Целью реализации программы рекреационного туризма является: – целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма; – формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности; – освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

Главная особенность реализации программы — это широкое использование средств детского туризма в разных формах образовательной деятельности. Так, на физкультурных занятиях используются схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений. Тематические подвижные игры с элементами туристской техники помогают детям осваивать и быстро выполнять двигательные задания, совершенствуют технику преодоления препятствий, совместных с партнёрами действий.

Специальные дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице, можно использовать на занятиях по познавательному развитию.

Удобнее начинать знакомить детей с рекреационным туризмом на территории дошкольного учреждения через тренировочные прогулки, формируя у детей знания о бережном отношении к природе. Дети учатся работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство, ориентироваться в предметно-пространственном окружении с помощью доступных туристских упражнений прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка, прохождения полосы препятствий и т. п.) Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Содержательно программа рекреационного туризма включает:

  1. Тематические экскурсии по маршрутам, включающие разнообразные объекты экскурсионного показа ( природные и историко- культурные)
  2. Обзорные дорожные экскурсии
  3. Посещение музейных пространств
  4. Творческие мастер – классы
  5. Туристические походы и прогулки
  6. Виртуальный туризм
  7. Спортивное ориентирование

Походы вызывают большой эмоциональный отклик у дошкольников. Походы за территорию детского сада могут быть:

- Спортивно-тренировочные - Краеведческие прогулки - Прогулка-пленэр - Развлекательные сюжетные прогулки, включающие в себя элементы развлечений, сюрпризов, увлекательных путешествий.

-Походы - квесты - это достаточно новое направление в туристической деятельности детей, набирающее широкую популярность. Их целью является формирование экологической культуры на основе туристической деятельности. Дети учатся элементарным навыкам экологических решений при возникновении опасных ситуаций в живой природе, применяя на практике полученные знания в области туристической деятельности. Такие походы помогают привить детям интерес к ЗОЖ и любовь к природе родного края через интересные задания-игры.

- Виртуальный туризм знакомит с туризмом через рассматривание фотографий, альбомов, папок, просмотр презентации и видеофильмов, чтение художественной литературы, беседы, тренинги, игры по безопасности.

Впечатления от путешествия обязательно обсуждаются и фиксируются. Способами фиксации могут быть рисунки, игры, коллективные рассказы, альбомы с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира, сбор природных материалов, которые используются в оформлении экологических центров групп, создании поделок, в играх.

В связи с введением в физкультурно-оздоровительную работу в ДОО элементов туризма, компоненты предметно-развивающей среды в детском саду должны быть пересмотрены.

Для реализации программы необходимо оснастить ДОО новыми методическими пособиями и дидактическими материалами, организовать дополнительные компоненты макросреды ДОО. Итогом реализации данной программы может стать доступность интересных природных объектов, в том числе и охраняемых природных территорий, и музейных комплексов. Родителям с детьми можно будет побывать в тех местах родного края, о которых они не знают, и никогда не побывали бы самостоятельно. Экскурсионные программы и маршруты выходного дня способствуют изменению восприятия окружающего мира у детей и доступности природных объектов, сохранению окружающей среды, позволяют совершенствовать формы экологического просвещения и туризма.

Рекреационный туризм – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь окружающий мир.

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В.В.Бианки

Литература:

  1. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник».
  2. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника»

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека. С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окру...

Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....

«Экологический туризм как средство всестороннего развития личности дошкольников»

Методическая разработка для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками...

Статья:Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Дидактическая игра является одним из основных средств  всестороннего развития развития личности дошкольника. Разнообразие дидактических игр дает возможность педагогу воздействовать на развитие ли...

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...