«Рекреационный туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника»
статья
В настоящее время огромное внимание уделяется рекреационному туризму, в том числе и в дошкольном учреждении. В данной статье хотелось показать значимость рекреационного туризма для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Рекреационный туризм как средство всестороннего развития личности дошкольника»
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму» (Китайская пословица )
Рекреационный туризм - сравнительно новое социокультурное явление для детей дошкольного возраста, которое отличается низкой степенью изученности, недостаточно развитой. Он является одной из составляющих экологического туризма и максимально соответствует требованиям Федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Он является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задачи экологического и физического воспитания детей, формирует его личностные качества, создаёт социальные ситуации развития дошкольника. Основная форма организации рекреационного туризма — прогулки-походы, предполагающие кратковременное пребывание на природе, ознакомление с объектами ближайшего социального окружения, овладение элементарными туристскими навыками. В туристской деятельности заложены широкие возможности для развития и воспитания дошкольников: в ходе тематических прогулок, экскурсий, походов ребёнок узнаёт свою страну, а начинает это познание со своей малой родины. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме. Окружающий мир предстаёт ребёнку непосредственно: он его видит, слышит, осязает. Образы, получаемые из внешнего мира, всегда более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, всё, что связано с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками. Эти особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и способов рекреационного туризма для целостного развития дошкольников, создания условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм и ценностей.
Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Выделяют следующие виды туризма: – спортивный – рекреационный – краеведческий – историко-культурный – эколого-оздоровительный Спортивный туризм ограниченно возможен в дошкольном детстве, так как имеет возрастные ограничения, поэтому ставится акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма состоит в том, что он всесезонен.
Целью реализации программы рекреационного туризма является: – целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколого-оздоровительного, краеведческого туризма; – формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности; – освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Главная особенность реализации программы — это широкое использование средств детского туризма в разных формах образовательной деятельности. Так, на физкультурных занятиях используются схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений. Тематические подвижные игры с элементами туристской техники помогают детям осваивать и быстро выполнять двигательные задания, совершенствуют технику преодоления препятствий, совместных с партнёрами действий.
Специальные дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице, можно использовать на занятиях по познавательному развитию.
Удобнее начинать знакомить детей с рекреационным туризмом на территории дошкольного учреждения через тренировочные прогулки, формируя у детей знания о бережном отношении к природе. Дети учатся работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство, ориентироваться в предметно-пространственном окружении с помощью доступных туристских упражнений прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка, прохождения полосы препятствий и т. п.) Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Содержательно программа рекреационного туризма включает:
- Тематические экскурсии по маршрутам, включающие разнообразные объекты экскурсионного показа ( природные и историко- культурные)
- Обзорные дорожные экскурсии
- Посещение музейных пространств
- Творческие мастер – классы
- Туристические походы и прогулки
- Виртуальный туризм
- Спортивное ориентирование
Походы вызывают большой эмоциональный отклик у дошкольников. Походы за территорию детского сада могут быть:
- Спортивно-тренировочные - Краеведческие прогулки - Прогулка-пленэр - Развлекательные сюжетные прогулки, включающие в себя элементы развлечений, сюрпризов, увлекательных путешествий.
-Походы - квесты - это достаточно новое направление в туристической деятельности детей, набирающее широкую популярность. Их целью является формирование экологической культуры на основе туристической деятельности. Дети учатся элементарным навыкам экологических решений при возникновении опасных ситуаций в живой природе, применяя на практике полученные знания в области туристической деятельности. Такие походы помогают привить детям интерес к ЗОЖ и любовь к природе родного края через интересные задания-игры.
- Виртуальный туризм знакомит с туризмом через рассматривание фотографий, альбомов, папок, просмотр презентации и видеофильмов, чтение художественной литературы, беседы, тренинги, игры по безопасности.
Впечатления от путешествия обязательно обсуждаются и фиксируются. Способами фиксации могут быть рисунки, игры, коллективные рассказы, альбомы с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира, сбор природных материалов, которые используются в оформлении экологических центров групп, создании поделок, в играх.
В связи с введением в физкультурно-оздоровительную работу в ДОО элементов туризма, компоненты предметно-развивающей среды в детском саду должны быть пересмотрены.
Для реализации программы необходимо оснастить ДОО новыми методическими пособиями и дидактическими материалами, организовать дополнительные компоненты макросреды ДОО. Итогом реализации данной программы может стать доступность интересных природных объектов, в том числе и охраняемых природных территорий, и музейных комплексов. Родителям с детьми можно будет побывать в тех местах родного края, о которых они не знают, и никогда не побывали бы самостоятельно. Экскурсионные программы и маршруты выходного дня способствуют изменению восприятия окружающего мира у детей и доступности природных объектов, сохранению окружающей среды, позволяют совершенствовать формы экологического просвещения и туризма.
Рекреационный туризм – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценивать свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Это положительные эмоции (удивление, восторг, радость, творчество), яркие незабываемые впечатления от общения с природой. Это необходимый опыт, где дети в непринужденной обстановке учатся исследовать, наблюдать, беречь окружающий мир.
Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В.В.Бианки
Литература:
- Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник».
- Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника
план по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-743589-1475595790.jpg)
«Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника»
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека. С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-918131-1492613897.jpg)
Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.
Декаративно-прикладное искусство как часть нашей повседневной жизни и как очень важный компонент в воспитании и развитии личности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-431395-1396694046.jpg)
«Экологический туризм как средство всестороннего развития личности дошкольников»
Методическая разработка для воспитателей, работающих со старшими дошкольниками...
Статья:Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.
Дидактическая игра является одним из основных средств всестороннего развития развития личности дошкольника. Разнообразие дидактических игр дает возможность педагогу воздействовать на развитие ли...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-876949-1556431672.jpg)
Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»
Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...