Программа ДОП "Волшебный песок"
рабочая программа (старшая группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

Программа по дополнительной образовательной программе для старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnyy_pesok.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная 

общеобразовательная программа

«Волшебный песок»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                                                                Составила

                                                            Воспитатель МАДОУ «Березка»

                                                            Агафонова Ольга Владимировна

                                           Содержание:

  1. Пояснительная записка …………………. 1

  1. Показания для применения арт – методов в песочной терапии … 2

  1. Цель программы ………………………….... 2

  1. Задачи программы ………………………….. 2

  1. Методы и приемы ……………………………. 3

  1. Программно – методическое обеспечение….. 4

  1. Тематическое планирование ………………… 5

Пояснительная записка

В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно   занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.

Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша. Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются нашим психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы  морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик  и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история.

Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей, как правило, несет в себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков».  Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического

восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Показания для применения

Арт - методов в песочной терапии:

•  трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;

•  психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;

•  эмоциональные трудности;

•  оптимизация психического развития в детском возрасте;

•  нарушение внимание.

Цель  программы: создание условий для развития  самостоятельности  и  творчества  детей  в  изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Задачи:

  • развивать  познавательные  процессы  (восприятие,  внимание,  память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развивать  творческий  потенциал,  раскрытие  своих  уникальных способностей,
  • формировать коммуникативные навыки;
  • тренировать  мелкую  моторику  рук,  координацию  движения, пластику,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценно  развивать  работу  левого (мышление,  логика)  и правого (творчество,  интуиция)  полушарий  головного  мозга;
  • развивать межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация  эмоционального  состояния,  умение  расслабляться, получение  ресурса  (снятие  эмоционального  напряжения  у  тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

Тематическое планирование занятий включает в себя:

  • Историю возникновения песочной анимации.
  • Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров.
  • Основы композиции, значения музыки в анимации.
  • Основы анатомии людей, животных.
  • Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.
  • Основные приёмы песочной анимации.
  • Рассказ  о  разных  стилях  песочной  анимации,  создание  импровизированной совместной творческой работы.
  • Создание собственной «живой» песочной анимации.

Метод  рисования песком позволит детям:

  • Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
  • Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
  • Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
  • Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
  • Повысить мотивацию в деятельности.
  • Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-7 лет. Занятия проводятся

2 раза в неделю по 20 - 25 минут.  

Методы и приёмы:

  • Беседы, практические методы (показ);
  • игровые методы;
  • использование ИКТ;
  • наглядные методы.

Технические приёмы рисования песком:

  • рисование  кулаком,  ладонью,  ребром  большого  пальца,  щепотью, мизинцами,
  • несколькими пальцами одновременно,
  • симметрично двумя руками,
  • насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
  • скользя  ладонями  по  поверхности  песка,  выполнять  зигзагообразные  и круговые движения;
  • выполнять  зигзагообразные  и  круговые  движения,  поставив  ладонь  на ребро;
  • создавать  отпечатками  ладоней,  кулачков,  костяшек  кистей  рук,  рёбрами ладоней всевозможные узоры.

Программно-методическое обеспечение:

  • Васильченко  Л.  «Песочная  терапия  как  средство  развития  деятельности ребёнка»
  • Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
  • Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»
  • Зинкевич  –  Евстигнеева  Т.М.,  Грабенко  Т.М.  «Чудеса  на  песке,  или песочная терапия»
  • Сакович Н. «Достоинства песочной терапии»

Тематическое планирование занятий «Волшебный песок»

для детей 5-6 лет

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Кол-во

часов

Октябрь

«Песочная сказка»

1.Правила техники безопасности рисования песком.

2.Знакомство с песком.

Тактильное знакомство с песком.

2

«Картинки на песке»

1.Знакомство детей с техникой рисования на песке.

2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу.

Дети практикуются рисовать на песке.

3

«Лес, точно терем расписной»

1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов.

2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев.

3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей).

Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

3

Ноябрь

«Едем, едем, едем в далекие края»

1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы.

2.Развивать воображение, чувство формы.

Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т.д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем.

3

« Смотрим мы в окно»

1.Поощрять объединение сюжетов.

Рисование пейзажей –

«Вид за окном во время путешествия».

2

«Необыкновенные следы»

1. Учить  навыкам выкладывать  предметы на песке по заданию.

2.Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться.

Рисование на песке с использованием трафаретов и схем.

3

декабрь

«Дремлет лес под сказку сна»

1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев.

 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели

4

«Зимние превращения»

1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета).

 2.Развитие образного мышления и творческого воображения.

Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний.

4

январь

«Бабушкины сказки»

1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей.

2.Развивать способности к сюжетосложению.

3.Развивать умение передавать характер персонажей

 Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок , игры - драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев.

3

«На дне морском»

1.Поддерживать стремление создать образ подводного мира.

2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения.

 3.Развивать представления об обитателях подводного мира.

4.Учить договариваться и планировать коллективную работу.

Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно».

3

февраль

«Волшебные превращения»

1.Развивать воображение детей.

2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц.

Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики.

3

«День Защитника Отечества»

«День Защитника Отечества»

Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

3

март

«В далеком космосе».

1.Развивать чувство композиции.

2.Уточнять представления о космосе.

3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фант. -их образов.

 Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян.

3

«Весенние цветы»

1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции.

 2. Экспериментирование с рисунком

Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах.

3

апрель

«Весенний пейзаж»

1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной.

2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке

3

«Бабочки»

1.Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушёвки.

2. Развивать творческое воображение. 3. Вызывать интерес к созданию коллективных композиций

Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек.

3

«Песочное шоу».

Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений.

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»)

2

Итого: 48

Тематическое планирование занятий кружка «Волшебный песок»

для детей 6-7лет

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Кол-во

часов

Октябрь

«Песочные превращения»

1.Закрепить правила техники безопасности рисования песком.

2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу.

Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему

2

«Зоопарк»

1.Закреплять умение рисовать песком по трафарету.

2.Формировать умение дорисовывать композицию.

Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции

3

«Осенний лес»

1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов.

 2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев.

3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей).

Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

3

Ноябрь

«Транспорт нашего города»

1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы. Придумывать и рисовать сюжетную композицию. 2.Развивать воображение, чувство формы.

Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем.

4

« Волшебные превращения ладошки»

 1.Учить рисовать различные образы из отпечатка ладошки, дополняя композицию по замыслу.

2. Развивать фантазию, чувство формы.

Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком.

4

Декабрь

«Зимний лес»

1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев.

 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи.

4

«Песни метели»

1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета).

 2.Развитие образного мышления и творческого воображения.

Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне.

4

Январь

«Мои любимые герои сказок»»

1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей.

2.Развивать способности к сюжетосложению.

3.Формировать умение менять движение героя (мультфильм).

 Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация.

3

«Аквариум»

1. Учить рисовать рыбок в аквариуме. Учить создавать оттенки песком. 2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения.

3.Учить договариваться и планировать коллективную работу.

Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно».

3

февраль

«Волшебные превращения»

1.Развивать воображение детей. 2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц

Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики.

3

«Моя семья»

1.Учить детей рисовать семейный портрет, передавая характер, эмоциональное состояние образа.

2.Развивать композиционные умения при изображении групп объектов.

Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики.

3

март

«Сказочные замки».

 1.Учить рисовать сказочные замки, прорисовывая мелкие части (окна, фактуру стен и т.д.) 2.Формировать.умение соблюдать пропорции частей.

3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания сказочных образов.

 Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей.

3

«Весенние цветы»

1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции. Трансформация образов.

 2. Развитие художественно - эстетического вкуса

Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах.

3

апрель

«Весна идёт»

1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. 2.Поощрять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств.

Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке.

3

«Скоро лето»

1.Учить рисовать летние пейзажи.

 2. Развивать творческое воображение, композиционные умения.

 3. Вызывать положительные эмоции при рисовании песком.

Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке.

3

«Песочное шоу».

Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений.

Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото .

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"

работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...

Программа \'\'Волшебный песок \'\'

Развитие высших психических функций, снятие психоэмоционального напряжения....

Программа кружка «Волшебный песок».

Кружок предназначен для детей от года до трех лет ....

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа расчитана для детей от 1,5 до 3 лет...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа кружка "Волшебный песок" для детей 4-5 лет....