Программа ДОП "Волшебный песок"
рабочая программа (старшая группа)
Программа по дополнительной образовательной программе для старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Волшебный песок»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Составила
Воспитатель МАДОУ «Березка»
Агафонова Ольга Владимировна
Содержание:
- Пояснительная записка …………………. 1
- Показания для применения арт – методов в песочной терапии … 2
- Цель программы ………………………….... 2
- Задачи программы ………………………….. 2
- Методы и приемы ……………………………. 3
- Программно – методическое обеспечение….. 4
- Тематическое планирование ………………… 5
Пояснительная записка
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать.
Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша. Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются нашим психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Возникающие в играх на песке образы и символы глубоко диагностичны и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Песок несет в себе возможность трансформаций – он очень чуток к движениям рук. Малейшее прикосновение к песчинкам – и вот уже просто волнистые линии превратились в порывы морского ветра, а потом и в бурное море на котором руки сами рисуют кораблик и солнышко. Начинают приходить образы, которые сильно эмоционально заряжены, они значимы для ребенка, это его история.
Невербальная экспрессия, выраженная в продуктах творческой деятельности детей, как правило, несет в себе отпечаток тех травмирующих моментов, которые становятся причиной поведенческих, психологических, соматических проблем. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического
восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Показания для применения
Арт - методов в песочной терапии:
• трудности в развитии коммуникативных навыков и эмпатии у детей;
• психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки;
• эмоциональные трудности;
• оптимизация психического развития в детском возрасте;
• нарушение внимание.
Цель программы: создание условий для развития самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Задачи:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развивать творческий потенциал, раскрытие своих уникальных способностей,
- формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук, координацию движения, пластику, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
- равноценно развивать работу левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга;
- развивать межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).
Тематическое планирование занятий включает в себя:
- Историю возникновения песочной анимации.
- Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров.
- Основы композиции, значения музыки в анимации.
- Основы анатомии людей, животных.
- Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.
- Основные приёмы песочной анимации.
- Рассказ о разных стилях песочной анимации, создание импровизированной совместной творческой работы.
- Создание собственной «живой» песочной анимации.
Метод рисования песком позволит детям:
- Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства.
- Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности.
- Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования.
- Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни.
- Повысить мотивацию в деятельности.
- Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-7 лет. Занятия проводятся
2 раза в неделю по 20 - 25 минут.
Методы и приёмы:
- Беседы, практические методы (показ);
- игровые методы;
- использование ИКТ;
- наглядные методы.
Технические приёмы рисования песком:
- рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами,
- несколькими пальцами одновременно,
- симметрично двумя руками,
- насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
- скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;
- выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;
- создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Программно-методическое обеспечение:
- Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»
- Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
- Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»
- Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или песочная терапия»
- Сакович Н. «Достоинства песочной терапии»
Тематическое планирование занятий «Волшебный песок»
для детей 5-6 лет
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
Октябрь | «Песочная сказка» | 1.Правила техники безопасности рисования песком. 2.Знакомство с песком. | Тактильное знакомство с песком. | 2 |
«Картинки на песке» | 1.Знакомство детей с техникой рисования на песке. 2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. | Дети практикуются рисовать на песке. | 3 | |
«Лес, точно терем расписной» | 1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов. 2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев. 3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей). | Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 3 | |
Ноябрь | «Едем, едем, едем в далекие края» | 1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы. 2.Развивать воображение, чувство формы. | Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т.д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем. | 3 |
« Смотрим мы в окно» | 1.Поощрять объединение сюжетов. | Рисование пейзажей – «Вид за окном во время путешествия». | 2 | |
«Необыкновенные следы» | 1. Учить навыкам выкладывать предметы на песке по заданию. 2.Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться. | Рисование на песке с использованием трафаретов и схем. | 3 | |
декабрь | «Дремлет лес под сказку сна» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели | 4 |
«Зимние превращения» | 1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета). 2.Развитие образного мышления и творческого воображения. | Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний. | 4 | |
январь | «Бабушкины сказки» | 1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. 2.Развивать способности к сюжетосложению. 3.Развивать умение передавать характер персонажей | Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок , игры - драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев. | 3 |
«На дне морском» | 1.Поддерживать стремление создать образ подводного мира. 2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения. 3.Развивать представления об обитателях подводного мира. 4.Учить договариваться и планировать коллективную работу. | Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно». | 3 | |
февраль | «Волшебные превращения» | 1.Развивать воображение детей. 2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц. | Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики. | 3 |
«День Защитника Отечества» | «День Защитника Отечества» | Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики. | 3 | |
март | «В далеком космосе». | 1.Развивать чувство композиции. 2.Уточнять представления о космосе. 3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фант. -их образов. | Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян. | 3 |
«Весенние цветы» | 1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции. 2. Экспериментирование с рисунком | Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах. | 3 | |
апрель | «Весенний пейзаж» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке | 3 |
«Бабочки» | 1.Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушёвки. 2. Развивать творческое воображение. 3. Вызывать интерес к созданию коллективных композиций | Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек. | 3 | |
«Песочное шоу». | Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений. | Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки») | 2 | |
Итого: 48 |
Тематическое планирование занятий кружка «Волшебный песок»
для детей 6-7лет
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Кол-во часов |
Октябрь | «Песочные превращения» | 1.Закрепить правила техники безопасности рисования песком. 2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. | Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему | 2 |
«Зоопарк» | 1.Закреплять умение рисовать песком по трафарету. 2.Формировать умение дорисовывать композицию. | Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции | 3 | |
«Осенний лес» | 1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов. 2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев. 3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей). | Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 3 | |
Ноябрь | «Транспорт нашего города» | 1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы. Придумывать и рисовать сюжетную композицию. 2.Развивать воображение, чувство формы. | Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем. | 4 |
« Волшебные превращения ладошки» | 1.Учить рисовать различные образы из отпечатка ладошки, дополняя композицию по замыслу. 2. Развивать фантазию, чувство формы. | Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком. | 4 | |
Декабрь | «Зимний лес» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи. | 4 |
«Песни метели» | 1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета). 2.Развитие образного мышления и творческого воображения. | Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне. | 4 | |
Январь | «Мои любимые герои сказок»» | 1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. 2.Развивать способности к сюжетосложению. 3.Формировать умение менять движение героя (мультфильм). | Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация. | 3 |
«Аквариум» | 1. Учить рисовать рыбок в аквариуме. Учить создавать оттенки песком. 2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения. 3.Учить договариваться и планировать коллективную работу. | Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно». | 3 | |
февраль | «Волшебные превращения» | 1.Развивать воображение детей. 2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц | Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики. | 3 |
«Моя семья» | 1.Учить детей рисовать семейный портрет, передавая характер, эмоциональное состояние образа. 2.Развивать композиционные умения при изображении групп объектов. | Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики. | 3 | |
март | «Сказочные замки». | 1.Учить рисовать сказочные замки, прорисовывая мелкие части (окна, фактуру стен и т.д.) 2.Формировать.умение соблюдать пропорции частей. 3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания сказочных образов. | Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей. | 3 |
«Весенние цветы» | 1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции. Трансформация образов. 2. Развитие художественно - эстетического вкуса | Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах. | 3 | |
апрель | «Весна идёт» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. 2.Поощрять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 3 |
«Скоро лето» | 1.Учить рисовать летние пейзажи. 2. Развивать творческое воображение, композиционные умения. 3. Вызывать положительные эмоции при рисовании песком. | Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке. | 3 | |
«Песочное шоу». | Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений. | Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото . | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-258630-1369721328.jpg)
Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"
работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-996795-1637429571.jpg)
Программа \'\'Волшебный песок \'\'
Развитие высших психических функций, снятие психоэмоционального напряжения....
Программа кружка «Волшебный песок».
Кружок предназначен для детей от года до трех лет ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/21/picture-994309-1566382491.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный песок"
Рисование песком – это новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педа...