Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго – Восточного окружного Управления Образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №439 «Интеллект»
г. Москва, Перовское шоссе д. 8 , стр.1 (499)171-22-23; (499)171-98-07
Принято: Утверждено:
на заседании Педагогического совета Директор ГБОУ ДО №439 «ГБОУ Школа №439 До
Н. А. Рототаева
«___»_ 2017 г.
Приказ№_____2017г
Протокол №__
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный песок»
Направленность: Песочная терапия
Уровень: базовый
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 1,5 - 3 года
Составитела: Стасева М.В., педагог-психолог
г. Москва
Календарно-тематическое планирование
Месяц (или число) | Тема занятий | Номер занятия | Кол-во занятий |
Октябрь | Разогревающие игры | 1-2 | 2 |
Игра-упражнение «Мы создаем мир» | 3-4 | 2 | |
«Первый урок волшебства: | 5-6 | 2 | |
Ноябрь | «Второй урок волшебства: | 7-8 | 2 |
«Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы». | 9-10 | 2 | |
«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители». | 11-12 | 2 | |
Декабрь | «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами». | 13-14 | 2 |
«Домашние животные» | 15-16 | 2 | |
«Мы едем в гости» | 17-18 | 2 | |
Январь | «Обитатели морей и рек» | 19-20 | 2 |
«Прятки» | 21-22 | 2 | |
«Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка | 23-24 | 2 | |
Февраль | Волшебники-строители | 25-26 | 2 |
Фантазия | 27-28 | 2 | |
Строим и фантазируем. | 29-30 | 2 | |
Март | «Кто к нам в гости приходил?» | 31-32 | 2 |
“Кричалки—шепталки—молчалки” | 33-34 | 2 | |
“Ласковые лапки” | 35-36 | 2 | |
Апрель | «Песочный круг» | 37-38 | 2 |
Загадочный город | 39 | 2 | |
Чудесное спасение | 40 | 1 | |
Берег больших черепах | 41 | 1 | |
Зазеркалье | 42 | 1 | |
Всего | 42 | 42 |
Рабочая программа по песочной терапии "Волшебный песок»
Пояснительная записка
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директива по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством. Как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».
Оздоровительные: сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей; обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
Образовательные: побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность; формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
Воспитательные: способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым; способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка; способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности; развивать любознательность; обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ вызвать у детей радость от общения с окружающими.
Работа с кинетическим песком обладает целым рядом положительных моментов: простота; возраст ребенка; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность.
Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность: Гармонизировать психоэмоциональное состояние; Формировать установку на положительное отношение к себе; Способствовать успешной адаптации; Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); Развивать творческий потенциал; Формировать коммуникативные навыки; Тренировать мелкую моторику рук.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование «педагогической песочницы»
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого,/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или белого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
• различные здания и постройки;
• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Организация игр-занятий с песком
1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Ведущий в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Психолог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».
2. Игра с Песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
3. Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
4. Домашнее задание
Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
- Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
- Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка
Содержание этапа аналогично содержанию работы с сухим песком.
Дополнительные условия организации
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
- Этап психопрофилактические игры с песком
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Занятие №1-2
Разогревающие игры
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
4. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ "Волшебный песок" - работа с кинетическим песком
АДОП "Волшебный песок"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо-песок» для детей 2-4 лет
Рабочая программа кружка "Чудо-песок"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный песок"
Игра в песок как один из способов развития и песочная терапия - это самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста. Достоинство песочной терапии в том, что она ...