Программа кружка "Волшебный песок"
методическая разработка

Кузнецова Клавдия Александровна

Программа кружка "Волшебный песок" для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnaya_pesochnitsa_kuznetsova_k.a.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

Педагогическим советом

МБДОУ д/с № 27

Протокол № 1

от «____»________2021г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с № 27

_________________Г.В. Цуприкова

«______»_________2021г.

План кружковой деятельности

 «Волшебная песочница»

 для детей 4-5 лет

(кинетический песок)

                                                                                     Срок реализации:  1 год.

                                                                                     Педагог-психолог: Кузнецова К.А.

                                                                                                     

Г. Зеленогорск

2021г.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Принципы и подходы к формированию Программы кружка.

4.Планируемые результаты освоения Программы кружка.

5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе кружка (механизм оценки результатов).

6. Методические условия реализации Программы кружка.

1. Пояснительная записка.

Программа кружка по познавательному развитию для детей 4-5 лет «Волшебная - песочница», (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27 «Золотая рыбка».

Программа кружка разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года.

- ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года

- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

- Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Уставом МБДОУ д/с № 27.

2. Цель:

Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. Развитие мелкой моторики пальцев рук.  

Задачи: учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; учить выстраивать композиции на песке по образцу; развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; развитие связной речи; обогащение словарного запаса; вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Принципы формирования Программы:

1. Принцип поддержки разнообразия детства.
 Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможности для развития детей. Программа предоставляет равные возможности каждому ребенку с его индивидуальными склонностями и интересами.

2. Принцип эмоционального благополучия.
Решающим условием успешного развития детей и важнейшей характеристикой взаимодействия их со взрослыми и другими детьми является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

3. Принципы содействия, сотрудничества и участия.
Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа предполагает полноправное участие ребенка в образовательном процессе.
4. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов.
 Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью,
если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности.

5. Принцип возрастной адекватности образования.

Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне
ближайшего развития. Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые
должны опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности,
предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка,
прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).
6. Принцип обучения на примере поведения взрослого.
 Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать (Л. С. Выготский, А. Бандура, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. В совместной деятельности со взрослым, в рамках которой взрослый показывает детям образцы действий, дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития.

7. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.
 Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической
для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры.

8. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.

Ребенок - прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Исследование является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых - разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и лишь затем дать необходимые знания.
9. Принцип признания права на ошибку.
 При реализации Программы кружка каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. 

4. Планируемые результаты освоения Программы кружка.

После проведения совместной деятельности с использованием кинетического песка дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.

- Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.

- Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности.

- Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать.

- Учит усидчивости и аккуратности.

- Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.

5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности (механизм оценки результатов).

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы (Приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.

6. Методические условия реализации:

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МБДОУ д/с № 27.

Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 4-5 лет).

Подгруппа может насчитывать 6 детей.

Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 32 занятия за учебный год), во второй половине дня (четверг 15.15 – 15.35).

Длительность занятий:

- 20 минут - дети 4-5 лет.

Реализация программы кружка осуществляется:

В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).

Список детей, посещающих кружок:

1. Герасимова Арина

2. Банникова Арина

3. Петецкий Коля

4.Федоров Семен

5. Петров Семен

6. Рахматулин Рома


3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Оборудование «волшебной песочницы»

1. Пластиковый прямоугольный поднос.

2. Кинетический песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): 

• лопатки, стеки;

•разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

 • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.

Алгоритм занятий с песком:

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.

Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это принцесса из пальчикового театра.

Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Психолог сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; дети при желании предлагают также свои варианты игры или выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».

2. Игра с Принцессой. Принцесса приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). Совместно с детьми придумывается ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Принцессы обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Принцесса хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания.

Способы работы с песком:

  1. Лепка объёмных фигур.
  2. Вырезание формами (конструирование).
  3. Наполнение фигурных форм.

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно! (А.Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь Принцессе убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Психолог от имени принцессы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

  • Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
  • Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
  • Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
  • Перетираем песок между пальцами и ладонями
  • В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»

Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно - неприятно», «колючее – шершавое - гладкое».

4. Ритуал прощания

-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем принцессе, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

-Принцесса любит с вами играть, а вы с ней?

Дети обнимают принцессу и говорят: «Как им было интересно и весело».

-До свидания, я буду вас ждать.


Месяц

Кол. зан.

Лексическая тема

Количество часов

Сентябрь

1

Знакомство с песком. Свойства песка.

0,20

2

Геометрические фигуры «Бусы»

0,20

Октябрь

3

Осень. Сбор урожая «Ёжик»

0,20

4

Осень. Сад-огород «Овощи и фрукты»

0,20

5

Осень. Лес «Грибы и ягоды»

0,20

6

Осень «Листопад», «Сова»

0,20

Ноябрь

7

Человек (части тела)

0,20

8

Домашние животные «Овечка», «Поросёнок»

0,20

9

Домашние животные «Кот»

0,20

10

Древний мир «Динозавры»

0,20

Декабрь

11

Зима. Зимние забавы «Снеговик»

0,20

12

Зима «Ёлка»

0,20

13

Узоры на песке «Орнамент»

0,20

14

Узоры на песке «Песочный круг»

0,20

Январь

15

Морской мир. Обитатели моря.

0,20

16

Морской мир «Рыбка», «Кит».

0,20

17

Морской мир «Осьминог», «Медуза».

0,20

18

Морской мир «Морской лес», «Краб».

0,20

Февраль

19

Большая стройка. Строитель «Замок».

0,20

20

Транспорт «Машины».

0,20

21

Транспорт «Весёлый паровоз».

0,20

22

23 февраля. Военный «Танк».

0,20

Март

23

Накрываем стол. Кулинар «Торт».

0,20

24

8 марта «Цветы для мамы».

0,20

25

Накрываем стол «Бутерброд».

0,20

26

Части суток «Солнце и месяц».

0,20

Апрель

27

Небо. Лётчик «Вертолёт».

0,20

28

Космос. Космонавт «Ракета», «Комета».

0,20

29

Весна. Дикие животные «Медведь», «Заяц».

0,20

30

Лужок «Дерево», «Куст».

0,20

Май

31

Лужок. Насекомые «Бабочка – гусеница».

0,20

32

Лужок. Цветы «Цветочная поляна»

0,20

Итого

32

10ч.40 мин.


Содержание работы с детьми 4-5 лет.

мес

кол

название

задачи

содержание

сентябрь

1

Знакомство с песком. Свойства песка.

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Песочный дождик»

4.Упражнение «Необыкновенные следы»

5.Прощание.

Знакомство с материалом, свойствами, наблюдение, экспериментирование

2

Геометрические фигуры

«Бусы»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Узоры на песке» (рисование пальцем, ребром ладони)

геометрические фигуры

4.Упражнение «Геометрические фигуры»

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

октябрь

1

Осень. Сбор урожая.

«Ёжик»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Ёж»

Осень, приметы

Сбор урожая

Части тела животных

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Осень. Сад - огород

«Овощи и фрукты»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Овощи и фрукты»

Осень, приметы

Сбор урожая

Сад-огород

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Осень. Лес.

«Грибы и ягоды»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Грибы и ягоды»

Осень, приметы

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

Осень. Листопад.

«Сова»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Листопад»

4.Упражнение «Сова»

Осень, приметы

Листопад

Лесная птица

Части тела птицы

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

ноябрь

1

Части тела человека

«Человечек»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Человек»

Различать и правильно называть части тела человека

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Домашние животные.

«Овечка»

 «Поросёнок»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Овечка»

4.Упражнение «Поросёнок»

Домашние животные

Скотный двор

Части тела домашних животных

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Домашние животные «Кот»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Кот»

Домашние животные

Части тела домашних животных

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

Древний мир

«Динозавры»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Динозавры»

Древний мир

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

декабрь

1

Зима

Зимние забавы

«Снеговик»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение  «Снеговик»

Учимся сравнивать:

 Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Зима

«Ёлочка»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Ёлочка»

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Узоры на песке

(орнамент)

квадрат

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3. Упражнение «Узор»

Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая  и левая рука)

Цвета, формы, размеры

Установление закономерностей (чередование)

4

Узоры на песке

«Песочный круг»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражение «Песочный круг»

Ориентировка в пространстве (вверху – внизу, слева – справа, правая  и левая рука)

Цвета, формы, размеры

Установление закономерностей (чередование)

январь

1

Морской мир

Обитатели моря

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3. Упражнение «Обитатели моря»

Знакомство с обитателями моря : кит, рыба, черепаха, морская звезда, морская раковина, морской конёк.

Развитие умения различать цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»

Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше»

2

Морской мир

«Рыбка»

 «Кит»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3. Упражнение «Рыбка» 4.Упражнение «Кит»

Учимся сравнивать:

Величина (большой– маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Морской мир

«Осьминог»

 «Медуза»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3. Упражнение «Осьминог»  4.Упражнение «Медуза»

Учимся сравнивать:

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

Морской мир

 «Морской лес»

 «Краб»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Морской лес»

4.Упражнение «Краб»

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

февраль

1

Большая стойка

Строитель

«Замок»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Замок»

Профессия строитель

Различать и правильно называть части дома

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Транспорт

Шофёр

«Машины»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Машины»

Профессия шофёр

Различать и правильно называть части автомашины

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

Некоторые правила дорожного движения

3

Транспорт

«Весёлый паровозик»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Весёлый паровозик»

Различать и правильно называть части транспорта

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

23 февраля

Военный

«Танк»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

Профессия военный, солдат

23 февраля

Различать и правильно называть части военной машины

Величина (большой – маленький)

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

март

1

Накрываем стол

Кулинар

«Торт»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Торт»

Профессия Кулинар – повар

Посуда

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

8 марта

Женский день

«Цветы для мамы»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Цветы»

8 марта

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Накрываем стол. «Бутерброд»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Бутерброд»

Посуда

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

Части суток

 времена года

«Солнце и месяц»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Солнце и месяц»

Части суток и времена года

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

апрель

1

Небо

«Вертолёт»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Вертолёт»

Профессия пилот

Название частей вертолёта

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Космос

 Космонавт

«Ракета»

«Комета»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Ракета»

4.Упражнение «Комета»

Профессия космонавт

Название частей ракеты

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

3

Весна

 Дикие животные  «Медведь»

 «Заяц»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Медведь»

4.Упражнение «Заяц»

5.Упражнение «Норки»

Время года весна, приметы

Части тела животных

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

4

Лужок

Дерево, куст

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Дерево»

4.Упражнение «Куст»

Различать и правильно называть части дерева

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

май

1

Лужок

Насекомые

«Гусеница-бабочка»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Гусеница»

4.Упражнение «Бабочка»

Части тела насекомых

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро - медленно

2

Лужок

Цветы

«Цветочная поляна»

1.Снижение психофизического напряжения.

2.Расслабление.

3.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

4.Развитие внимания и наблюдательности.

5.Развитие слуховой и зрительной памяти.

6.Развитие мышления и речи.

7.Развитие мелкой моторики.

8.Развитие коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

1.Приветствие, введение в игру, правила.

2.Упражнение «Здравствуй, песок!»

3.Упражнение «Цветочная поляна»

Части цветка

Величина (большой – маленький )

Цвета

Геометрические формы

Счёт

Сравнивать по длине, ширине, высоте

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ)

Предлоги: под, на, перед, в, над

Наречия: близко – далеко, низко – высоко…


Приложение

Диагностика детей 4-5 года (сентябрь-май)

сферы

сентябрь

май

Социально-коммуникативное развитие

1.Соблюдение правил поведения в общественных местах

2.Понимать социальную оценку поступков сверстников

3.Значение слов обозначающих эмоциональное состояние

4.Понимает роль в игре со сверстниками

5.Готовит и убирает своё рабочее место

Познавательное развитие

1.1.Ф.И. ребёнка

2.Ориентируется в пространстве

3.Сравнивает количество предметов в группах

4.Счёт до 5

5.Геометрические фигуры

6.Умеет группировать предметы по цвету, величине, форме. Сравнивать.

7.Части суток

8.Времена года

Речевое развитие

1.Рассказывает о содержании сюжетной картинки

2.Поддерживает беседу

3.Использует все части речи

Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

Ребёнок 4 – 5 лет уметь:

  • Считать в пределах 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Сравнивать две группы предметов, используя счёт.
  • Сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними.
  • Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ).
  • Знать правую и левую руку.
  • Правильно произносить все звуки родного языка.
  • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • Составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • Понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • Правильно называть существительные в единственном и множественном числе.
  • Правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над, и т.д.
  • Пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
  • Знать, как зовут родителей.
  • Уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются.
  • Называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды.
  • Знать названия некоторых профессий.
  • Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый.
  • Знать и уметь рассказывать несколько сказок.
  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора.

Литература

1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.

2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.

3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.

5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).

6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Живой песок»

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. УшинскийПроблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно в...

Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"

работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...

Программа \'\'Волшебный песок \'\'

Развитие высших психических функций, снятие психоэмоционального напряжения....

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

программа "Волшебный песок"

Программа художественно - эстетического развития детей. Программа расчитана на обучение детей рисования песком....

Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильн...

Рабочая программа "Волшебный песок"

В рабочей программе предствлены корекционно-развивающие занятия с песком и кинетическим песком, игры с песком...