Программа кружка "Волшебный песок " для ФПМ-2020
материал
Предварительный просмотр:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком «Sand-Art».
Актуальность данной программы в том, что песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть.
Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что - то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Делаем вывод: песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто.
С помощью песка, любых других сыпучих продуктов и маленьких фигурок можно проигрывать волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном пространстве ребенка, освобождает его от внутреннего напряжения.
Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Можно сказать просто: рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.
Новизна программы «Волшебный песок» заключается в том, что сочетает в себе педагогическое (художественно-творческое) и арт-терапевтические техники (арт-терапия в переводе с англ. – лечение искусством).
Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию психоэмоциональной состояния детей . Она также призвана раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать эмоционально - волевую сферу.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
- Цель и задачи реализации программы.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей, психолого-педагогическая поддержка, средствами пескотерапии.
В целом раздел программы по песочной анимации, независимо от возрастной направленности, нацелен на решение следующих задач:
1. Образовательные:
- формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии.
- дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;
2. Развивающие:
- развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком и познавательную активность
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния.
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
- способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
3. Воспитательные:
- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности, -воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире,
- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности,
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
4. Психотерапевтические:
- поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка,
- поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования,
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей,
- учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию
1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций.
2. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.
3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством. В первой части занятия предлагаются упражнения, требующие точных повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.
4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.
5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования…
6. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков.
7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.
8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского изобразительного творчества.
- Планируемые результаты
1.1.2 Целевые ориентиры
Первый год обучения 3-4 года
∙ Знает техники рисования и может их воспроизвести. Рисовать пальцами, кулаком.
∙ Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения простых форм.
∙ Изображает отдельные предметы, простые по композиции, включая в картины воображение (круг, квадрат…)
∙ Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы; умеет радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. Видит красоту в окружающем мире и может передавать ее, используя техники песочной анимации
Второй год обучения 4-5 лет
∙ Изображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию
∙ Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
∙ Ярко проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному замыслу.
∙ Рисунки эмоционально выразительны, передают настроение ребенка и красоту окружающего мира.
Третий год обучения 5-6 лет
∙ Создает изображения предметов, сюжетные изображения (с натуры, по представлению); при этом используя разнообразные техники песочной анимации. Владеет графическими действиями (темным по светлому, насыпание песка)
∙ Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
∙ Проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному замыслу. Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое 10 мышление. Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ.
∙ Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем. Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом. Четвертый год обучения 6-7 лет
∙ Самостоятельно называет техники рисования песком. Изображает предметы и явления, сюжетные изображения (с натуры, по представлению); передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию
∙ Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину. Способен одновременно работать пальцами двух рук.
∙ Увлеченность в рисовании на песке, желания рисовать по собственному замыслу. Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление. Умеет передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка. Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ, при этом выбирает тип изображения (светлый, темный). Создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
∙ Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства. Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методы, используемые при организации занятий с детьми:
- Наглядные включают в себя:
∙ наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
∙ наглядно – зрительные (дидактический материал) ;
∙ тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
∙ формы несловесной поддержки (улыбка и т.п.);
- Словесные методы:
∙ объяснение ( краткое, четкое, эмоциональное );
∙ указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
∙ вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память;
- Практические методы:
∙ метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
- Игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
- Арт-терапевтические методы развития эмоций и чувств:
∙ Пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний
∙ Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное
∙ Контроль и оценка изобразительной деятельности.
Формы работы:
- Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
- Групповые игры Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
2.2.1. Техника рисования:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем
2.2.2. Способами засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
2.2.3. Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.
2.2.4. Структура занятий:
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком
I. Вводная часть:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию
3. Рефлексия.
4. Ритуал прощания
2.2.5. Планирование образовательной деятельности Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из учебного плана и перспективного планирования.
2.3. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Месяц | Тема | Наименование разделов художественно-изобразительного творчества | Содержание | Кол-во занятий |
1. | Сентябрь | Волшебный песок | «Здравствуй песочная страна» | Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров. Беседа о происхождении песка, как образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. | 4 |
«Тайные следы и отпечатки» | |||||
«Волшебные точки» | |||||
«Ожившие линии» | |||||
2. | Октябрь | Роспись песком | «Послушные штрихи и линии» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Знакомство со свойствами песка. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок. | 4 |
«Превращение кружка» | |||||
«Узор ив круге» | |||||
«Солнышко лучистое» | |||||
3. | Ноябрь | Геометриче ские фигуры | «Занимательный квадрат» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении геометрических фигур | |
«Веселый прямоугольник» | |||||
«Треугольные фантазии» | |||||
«В стране Песочной графики» | |||||
4. | Декабрь | Музыка леса | «Деревья такие разные» | Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины ). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт | 4 |
«Новогодняя ёлка» | |||||
«Зимний лес» | |||||
«По лесной дорожке» | |||||
5. | Январь | Поющая тишина морских глубин | Подводное царство | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к морским жителям (морская звезда, морской конек, рыбка). Снятие эмоционального напряжения. | 4 |
Золотая рыбка | |||||
Обитатели морей | |||||
Прекрасное рядом (по замыслу) | |||||
6. | Февраль | Птицы | «Сказочные птицы » | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком под влиянием изменения музыки. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения | 4 |
«Птичьи следы» | |||||
«Зернышки для птички» | |||||
«Красногрудый снегирь… …» | |||||
7. | Март | Здравствуй весна | Просыпается природа | Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе. | 4 |
«Подснежник | |||||
«Букет для мамы» | |||||
Весенняя капель | |||||
8. | Апрель | Мир игрушек и предметов | «Мой сеселый звонкий мяч…» | Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины | 4 |
«Вот так кукла неваляшка …». | |||||
«Что за башенка такая – это пирамидка…». | |||||
«Моя любимая игрушка» | |||||
9. | Май | «Дети – цветы жизни» | «Волшебные цветы» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | 4 |
«Радуга чудес» | |||||
«Картина - пейзаж» | |||||
«Песочная фантазия» | |||||
Всего занятий: | 36 |
Второй год обучения
№ | Месяц | Тема | Наименование разделов художественно-изобразительного творчества | Содержание | Кол-во занятий |
1. | Сентябрь | “Волшебство линий. Роспись песком” | «Песочная страна» | Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров. Беседа о происхождении песка, как образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий | 4 |
«Страна Эльфов» | |||||
«Дорисуй треугольник…» | |||||
Выдуманное… (свободное рисование) | |||||
2. | Октябрь | Осеннее настроение | «Мой любимый дождик» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Знакомство со свойствами песка. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок. | 4 |
«Веселые грибочки.» | |||||
«Деревья и кусты.» | |||||
По замыслу | |||||
3. | Ноябрь | Осенние запасы | «Грибочки на веревочке» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении геометрических фигур | 4 |
«Яблоки и груши.» | |||||
«Колкий Ёж» | |||||
По замыслу | |||||
4. | Декабрь | «Зимовье» | «Зимушка, зима! Снеговик» | Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками . Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт | 4 |
«Маленькой елочке холодно зимой.» | |||||
«Рукавичка.» | |||||
По замыслу | |||||
5. | Январь | В январе все деревья в серебре. | «Зимний пейзаж» | Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягоды различной величины ). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | 4 |
«Еловый лес» | |||||
«Дуб, береза, ель» | |||||
«Волшебное дерево» | |||||
6. | Февраль | Мир животных | «Домашние животные » | Совершенствовать рисование песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Сравнить диких и домашних животных | 4 |
«Дикие животные ». | |||||
«Мои любимые животные из сказок » | |||||
«Подарок для папы» | |||||
7. | Март | Мир насекомых | «Сказочная бабочка» | Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе | 4 |
«Божьи коровки на лужайке » | |||||
«Шесть ножек, бегают по дорожке» | |||||
Открытка для мамы. | |||||
8. | Апрель | Весеннее настроение | «Нарисуй и укрась вазу для цветов» «Цветы» «Солнышко» По замыслу | Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони, умение рисовать цветы (ребром ладони, указательным пальцем). Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности, любовь к природе, эстетическое восприятие и любовь к родителям. | 4 |
9. | Май | Мир, труд, Май!!! | День Победы! Транспорт «Спасибо мир над головой» (голубь) По замыслу | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования Развивать чувство формы и величины | 4 |
Всего занятий: | 36 |
Третий год обучения
№ | Месяц | Тема | Наименование разделов художественно-изобразительного творчества | Содержание | Кол-во занятий |
1. | Сентябрь | Осень золотая | «Подсолнухи» | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | 4 |
«Падают листья». | |||||
«Осенний пейзаж» | |||||
«Пейзаж за окном» | |||||
2. | Октябрь | Дары осени | «Полезный мир овощей» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.. Закрепить умение равномерно наносить песок | 4 |
«Фруктовый сад» | |||||
«Натюрморт» | |||||
«Грибы в лукошке» | |||||
3. | Ноябрь | «Веселый зоопарк» | «Полосатые и усатые» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | 4 |
«Двух метровый жирафенок…» | |||||
«В воду прыгнул и плывет, неуклюжий бегемот» | |||||
По замыслу | |||||
4. | Декабрь | Разноцветная сказка | сказка «Колобок» | Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств выразительности, развитие творческого воображения. Самостоятельное и творческое отражение представлений о сказочном герое разными изобразительно - выразительными способами рисования песком на стекле. | 4 |
сказка «Курочка ряба» | |||||
«Мой любимый мультигерой» | |||||
«Моя сказка» | |||||
5. | Январь | «Весѐлая ферма» | «Жили у бабуси два веселых гуся…» | Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Умение классифицировать внимание, память. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком под влиянием изменения музыки. | 4 |
«Идет бычок качается…» | |||||
«Розовые щечки, нос пяточком…» | |||||
Отгадай загадку | |||||
6. | Февраль | «Я пеку, пеку, пеку!» | «Баранки для моей…». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к хлебобулочным изделиям. Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка Снятие эмоционального напряжения. | 4 |
«Как… испекли мы каравай…» | |||||
«Праздничный стол» | |||||
По замыслу | |||||
7. | Март | Мартовские приметы весны | Грач на горе – Весна на дворе» | Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами.Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе | 4 |
«Длинные сосульки к долгой весне» | |||||
«Март – протальник» | |||||
По замыслу | |||||
8. | Апрель | «Сладкие витаминные загадки» | «Он большой, как мяч футбольный…» (Арбуз) | Учить детей превращать песочные пятна во фрукты используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями согласно задуманного образа. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию | 4 |
«Само с кулачок, румяный бочок…»(яблоко) | |||||
«Покраснел зеленый сад, капли расные висят…»(вишня) | |||||
По замыслу | |||||
9. | Май | Времена года | Осенний пейзаж | Рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в рисунке. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | 4 |
Зимний пейзаж | |||||
Весенний пейзаж | |||||
Летний пейзаж | |||||
Всего занятий: | 36 |
2.4. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по программе «Волшебный песок»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы в изображении песочных композиций. Работа кружка «Волшебный песок» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Техническое оснащение занятий.
Стол с подсветкой, видеокамера, интерактивная доска либо проектор, песок. Лёгкий порошок – обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, манка или что-то другое – тонкими слоями наносится на стекло;
Обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, расчески, палочки (шпашки). Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф.
Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой. Такое представление требует от исполнителя особенного профессионализма и осторожности, так как картина может быть легко испорчена от неверного движения. Видеоряд сопровождает музыка. Сменяющие друг друга рисунки из песка – песочная мультипликация. Специалистов высокого класса в этой области немного: перед тем как впервые снимать фильм, художник некоторое время работает с холстом или бумагой, он может упражняться довольно долго над продумыванием сюжета, композицией, эскизами, зарисовками с натуры. Формой подведения итогов по каждой теме являются создание песочного мультфильма в 4 руки.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна. В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
• игры;
• занятия;
• беседы;
• аудио и видео занятия;
• арт-сказки
• открытые занятия для родителей.
Занятия проводятся по подгруппам(6-8 человек), что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
3.2. Годовой календарный учебный график по программе «Песочная анимация»
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей: Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 01 сентября 2018. Окончание учебных занятий – 31 мая 2018 года
Перечень литературных источников.
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
1. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 128 с.
2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80с.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.2010.
5. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб.: Издательство «Генезис», 2005.
6. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- М .: АРКТИ. 2017.-112с.
7. Песочная терапия. Электрон. дан. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа «Живой песок»
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. УшинскийПроблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно в...
Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"
работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...
Программа \'\'Волшебный песок \'\'
Развитие высших психических функций, снятие психоэмоционального напряжения....
Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...
программа "Волшебный песок"
Программа художественно - эстетического развития детей. Программа расчитана на обучение детей рисования песком....
Программа «Волшебный песок» как средство художественно-эстетического и познавательного развития детей раннего возраста
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильн...
Рабочая программа "Волшебный песок"
В рабочей программе предствлены корекционно-развивающие занятия с песком и кинетическим песком, игры с песком...