МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка (старшая группа)

ЯцуненкоГалина Ивановна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ.

ТЕМА:

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

 ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДЕТСКОМ САДУ».

 

 

 

  Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    Театральная деятельность позволяет   уберечь ребенка от эстетической глухоты.

     Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

  1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
  7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
  8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
  9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
  10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия  по театрализованной деятельности в детском саду

 По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

 - Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 - Игры- драматизации;

 - Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 - Упражнения по формированию выразительности исполнения;

 - Отдельные упражнения по этике;

 - Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий(выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

 В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

      В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

настольный, плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

     Задачи театрализованной деятельности в  детском саду:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Из многообразии средств рекомендуется включать:

  • Специальные театральные этюды и упражнения;
  • Игры на превращения;
  • Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  • Ритмопластика;
  • Игры на развитие двигательных способностей;
  • Ритмический этюд;
  • Музыкально-пластические импровизации;
  • Жесты;
  • Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

-   зарядка для шеи,

-   зарядка для языка.

  • Упражнения на дыхание;
  • Сочини сказку;
  • Придумай диалог;
  • Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
  • Скороговорки.

          Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

           Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к МО "Современные формы и методы развитию речи в детском саду" (часть 2)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Статья "Проектная деятельность как метод самореализации детей в детском саду"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектный метод в деятельности детского сада (методические рекомендации)

Целью данных рекомендаций является рассмотрение организации проектной деятельности в детском саду. Педагогическая проектная деятельность является сложной формой организации социально-педагогического д...

«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

презентация «Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада»

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...

«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности детского сада»

У детей в дошкольном возрасте очень высокая познавательная активность. Поиск  нового неизведанного становится естественным. Ведь  поисковое поведение – это напряжение мысли, фант...