Конспект логоритмического занятия с детьми с ОНР III уровня на основном этапе
план-конспект занятия

Хрулёва Светлана Борисовна

Тема занятия: «Сказка об умном мышонке».

Цель занятия: коррекция темпо-ритмической организации речи и движения посредством музыки, движения и слова.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со «Сказкой об умном мышонке».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmicheskoe.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логоритмического занятия с детьми с ОНР III уровня на основном этапе

Тема занятия: «Сказка об умном мышонке».

Цель занятия: коррекция темпо-ритмической организации речи и движения посредством музыки, движения и слова.

Задачи:

Образовательные: 

- познакомить детей со «Сказкой об умном мышонке».

Воспитательные:

- воспитывать у детей представления о необходимости мыться, чистить зубы;

- воспитывать у детей интерес к логопедическим занятиям.

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- развивать голос, мимическую мускулатуру;

- развивать слуховое внимание;

- развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Оздоровительные:

- работать над регуляцией мышечного тонуса;

- воспитывать чувство равновесия;

- развивать зрительные функции.

Общая продолжительность занятия: 30 мин.

Оборудование: иллюстрации к сказке — кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы; песня про ёжика.

Средства логопедической ритмики:

  1. вводная ходьба;
  2. упражнения на развитие голоса и артикуляции;
  3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  4. упражнения, активизирующие внимание;
  5. речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  7. пение;
  8. игровая деятельность.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004.
  3. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных управляющих и воспитателей / О.В. Клезович. - Минск: Аверсэв , 2005.
  4. Кныш В. А. Логоритмические минуты. Тематические занятия для дошкольников / В.А. Кныш. - Минск: Аверсэв , 2008.
  5. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Кузнецова. – М.: Гном и Д, 2004.

Ход занятия

Разделы занятия

Ход занятия

Время

Приложение

1

Ходьба по кругу.

Дети входят в зал под музыку, идут по кругу на носочках, затем на пяточках.

1 мин

2

Мимические упражнения.

Логопед: Сегодня, ребята, мы познакомимся со «Сказкой об умном мышонке».

Унесла мышонка кошка

Логопед показывает детям картинки с изображением кошки и мышки.

И поет: — Не бойся, крошка.

Дети передают мимикой различные эмоции: испуг, хитрость, задор (или радость).

Поиграем час – другой мы

В кошки-мышки, дорогой. —

Перепуганный спросонок,

Отвечает ей мышонок:

- В кошки-мышки наша мать

- Не велела нам играть. —

- Мур-мур-мур, — мурлычет кошка, —

- Поиграй, дружок, немножко. —

А мышонок ей в ответ:

—У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только пусть я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!—

Засмеялась кошка Мурка:

—Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать. —

Говорит мышонок Мурке:

—Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком

И лови меня потом. —

Завязала кошка глазки,

Но глядит из-под повязки,

Даст мышонку отбежать,

И опять бедняжку — хвать!

1,5 мин

Наглядный материал:

Карточки с изображением кошки и мышки.

3

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

Логопед: Давайте и мы сыграем в «Жмурки».

Дети встают в круг, внутри которого находятся «мышонок» (ребенок в маске мышонка) с колокольчиком и «кошка» (ребенок в маске кошки) с завязанными глазами. «Мышонок» бегает и все время звонит в колокольчик, «кошка» старается его поймать.

Логопед:

Говорит он хитрой кошке:

- У меня устали ножки,

- Дай, пожалуйста, чуть-чуть

Мне прилечь и отдохнуть.

- Хорошо, — сказала кошка. —

- Отдохни, коротконожка,

- Поиграем, а затем

Я тебя, голубчик, съем.

1,5 мин

Наглядный материал:

маски кошки, мышонка, платок, колокольчик.

4

Массаж ступни и пальцев ног

Логопед:

Стал мышонок отдыхать, усталые ножки массажировать. Давайте и мы отдохнем, помассируем наши ножки.

Пальчики на ножках,

Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.

Как на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать научу.

Разведу вперед-назад

Один палец тянуть рукой на себя, другой — от себя.

И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики,

Сжимание ладонями пальцев ног.

Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

Логопед:

Кошке — смех, мышонку — горе...

Но нашел он щель в заборе,

Сам не знает, как пролез.

Был мышонок — да исчез!

Добежал он до опушки.

Слышит, квакают лягушки.

Логопед показывает детям картинку с изображением лягушки.

2 мин

Наглядн ый материал:

Картинка с изображением лягушки

Музыкальное сопровождение.

5

Артикуляционная гимнастика

Логопед:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

  1. Упражнение «Улыбка».

Губы в трубочку сложу,

Как кукушка, закричу.

2)        Упражнение «Трубочка».

Нам понравилось играть.

Повторяйте-ка опять!

2 мин

6

Голосовая гимнастика

Дети произносят хором.

-Ква-ква! — урчит лягушка.

- Ку-ку! — кричит кукушка.

Дети произносят «ква-ква» низким голосом, «ку-ку» — высоким и показывают высоту звука рукой.

Целый день по лесу:

- Ква-ква!

- Ку-ку!

- Ква-ква!

- Ку-ку!

2 мин

Наглядн ый материал:

Картинка с изображением совы.

7

Гимнастика для глаз

Логопед:

Вправо, влево смотрит кошка:

Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.

— Мяу-мяу, где ты, крошка? —

А мышонок ей в ответ:

— Там, где был, меня уж нет! —
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.

В этой норке жил зверек —

Длинный, узенький хорек.

Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой.

И бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень.

Логопед показывает детям картинку с изображением хорька.

1,5 мин

Наглядн ый материал:

Картинка с изображением хорька.

8

Ритмические движения с речью под музыкальное сопровождение (динамическое упражнение «Хорек»)

Логопед:

Хомка-хомка, наш хорек,

Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе.

Юркий маленький зверек.

Хомка раненько встает,

Поднять руки вверх, потянуться за ними.

Щечки моет, шейку трет.

Погладить ладонями щеки и шею.

Подметает хомка хатку

Имитировать подметание пола.

И выходит на зарядку.

Ходьба на месте.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Сжать пальцы в кулаки, сгибать руки к плечам и разгибать их.

Вот пришел хорек с охоты.

Гостя спрашивает: — Кто ты?

Коль попал в мою нору,

Поиграй в мою игру.

- В кошки-мышки или в жмурки? —

Говорит мышонок юркий.

- Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,

Больше любим в «уголки».

- Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй.

2 мин

Музыкальное сопровождение.

9

Массаж пальцев рук

Дети хором произносят.

Я — зверек,

И ты — зверек,

Я — мышонок,

Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.

Ты — хорек,

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон!

Логопед:

- Стой! — кричит хорек мышонку

И бежит за ним вдогонку.

А мышонок — прямо в лес

И под старый пень залез.

Стали звать мышонка белки:

Логопед показывает ребенку картинку с изображением белки.

- Выходи играть в горелки!

- У меня, — он говорит, —

Без игры спина болит.

Тогда белочки стали играть сами.

2 мин

Наглядный материал:

картинка с изображением белки.

10

Комплекс общеразвивающих упражнений с речью под музыкальное сопровождение.

Логопед:

В лесной глуши на елке

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

Вставали рано поутру,

Наклоны вправо-влево.

Изображали кенгуру:

За ушки лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

Дружно хлопали в ладошки,

Повороты вправо-влево с хлопками.

Потягивались, словно кошки.

Наклоны вперед, прогибая спину.

Ножками топали,

Выпады вперед.

Глазками хлопали,

Помигать глазами.

Головками крутили

Круговое вращение головы вправо и влево.

И друг за другом вслед ходили.

Ходьба друг за другом «след в след».

В это время по дорожке

Приседание, руки за голову.

Шел зверек, страшнее кошки,

Был на щетку он похож.

Это был, конечно, еж.

А навстречу шла ежиха,

Ходьба в полуприседе.

Вся в иголках, как портниха.

Логопед показывает картинки с изображением ежика и ежихи.

Закричал мышонку еж:

— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй-ка,

А со мною — в чехарду.

Выходи скорей — я жду! —

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел.

— Не хочу я в чехарду, —
На иголки попаду!

Давайте мы песенку споем про ежика, чтобы он не сердился на мышонка.

2 мин

Наглядный материал:

картинки с изображением ежа и ежихи.

Музыкальное сопровождение.

11

Пение (песня про ёжика)

Дети поют песню.

Логопед:

Долго ждали еж с ежихой,

А мышонок тихо-тихо

По тропинке меж кустов

Прошмыгнул — и был таков!

Дети бегут по кругу, согласовывая скорость движения с изменениями темпа в музыке.

Добежал он до опушки.

Слышит — квакают лягушки.

3 мин

Песня про ёжика.

12

Ритмические движения с речью без музыкального сопровождения (потешка «Сова»)

Логопед:

Летела сова,

Взмахивать руками.

Веселая голова.

Она летела, летела,

На дубок села.

Присесть, руки опустить.

Хвостиком повертела,

Встать, руки сложить «хвостиком» сзади, повертеть им.

По сторонам поглядела

Посмотреть в одну и в другую сторону.

И опять полетела.

Взмахивать руками.

У мышонка замер дух.

Он забился под лопух.

А сова — все ближе, ближе,

А сова — все ниже, ниже

И кричит в тиши ночной:

— Поиграй, дружок, со мной!

Пропищал мышонок: — В прятки? —

И пустился без оглядки,

Скрылся в скошенной траве.

Не найти его сове.

2 мин

13

Формирование чувства музыкального темпа (игра «День — ночь»)

Логопед:

Давайте и мы спрячемся от совы.

По сигналу «День!» (медленная музыка) дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на сигнал «Ночь!» (быстрая музыка) — замирают. «Сова» (ребенок в маске совы) медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Логопед:

До утра сова искала,

Утром видеть перестала.

Села, старая, на дуб

И глазами луп да луп.

А мышонок вымыл рыльце

Без водицы и без мыльца

И пошел искать свой дом,

Где остались мать с отцом.

2 мин

Музыкальное сопровождение.

14

Ритмические движения с речью под музыкальное сопровождение (упражнение «Моемся, чистим зубы»)

Логопед:

Давайте покажем, как умылся наш мышонок.

Моем шею, моем уши,

Тереть ладонями шею и уши.

Вытираем их посуше.

Имитировать растирание полотенцем.

Чистота всего дороже,

Погрозить пальцем.

Мы и зубы чистим тоже.

Имитировать движениями чистку зубов вправо-влево.

Порошком, порошком.

Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой рукой, потом — левой.

Раз, два, три —

Три хлопка в ладоши.

Зубы щеткой чище три.

Имитировать движениями чистку зубов в направлении сверху вниз.

Шел он, шел, взошел на горку

И внизу увидел норку.

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать!

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.

2 мин

Музыкальное сопровождение.

15

Формирование чувства музыкального темпа

Логопед:

И мы поиграем!

Дети двигаются врассыпную поскоками по залу. С изменением темпа девочки-мышки убегают, мальчики-мышата стараются их поймать. При повторении мальчики убегают от девочек.

1,5 мин

Музыкальное сопровождение.

16

Итог занятия

Логопед:

Чем мы сегодня занимались?

С какой сказкой познакомились?

1 мин

17

Вводная ходьба

Дети уходят из зала под музыку.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...

Конспект логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие»

Конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста...

конспект логоритмического занятия с детьми 6 лет

В занятии используются : распевка с движениями; упрахнение на развитие слухового внимания; ритмическая игра " Эхо"; используются карточки слогов; фонограмма пьесы " Октябрь" П.И. Чайковского...

Конспект логоритмического занятия с детьми младшнго возраста «Весёлые котята»

Задачи: • Закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление• Закрепить умение выполнять логоритмические упражнения, согласовывать координацию речи с движением.• Формиро...

«Приключения котят». Конспект логоритмического занятия с детьми 4–5 лет

Конспект логоритмического занятия для среднего дошкольного возраста....

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Терем - теремок" старшая группа

Логоритмическое занятие нацелено на преодоление речевых нарушений путем сочетания слов с движениями и музыкой. Дети в игровой форме помогают сказочному медведю построить теремок и встретятся с разными...