Конспект логоритмического занятия с детьми с ОНР III уровня на основном этапе
план-конспект занятия
Тема занятия: «Сказка об умном мышонке».
Цель занятия: коррекция темпо-ритмической организации речи и движения посредством музыки, движения и слова.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со «Сказкой об умном мышонке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmicheskoe.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логоритмического занятия с детьми с ОНР III уровня на основном этапе
Тема занятия: «Сказка об умном мышонке».
Цель занятия: коррекция темпо-ритмической организации речи и движения посредством музыки, движения и слова.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со «Сказкой об умном мышонке».
Воспитательные:
- воспитывать у детей представления о необходимости мыться, чистить зубы;
- воспитывать у детей интерес к логопедическим занятиям.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развивать голос, мимическую мускулатуру;
- развивать слуховое внимание;
- развивать зрительно-пространственную ориентацию.
Оздоровительные:
- работать над регуляцией мышечного тонуса;
- воспитывать чувство равновесия;
- развивать зрительные функции.
Общая продолжительность занятия: 30 мин.
Оборудование: иллюстрации к сказке — кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы; песня про ёжика.
Средства логопедической ритмики:
- вводная ходьба;
- упражнения на развитие голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- пение;
- игровая деятельность.
Литература:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004.
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных управляющих и воспитателей / О.В. Клезович. - Минск: Аверсэв , 2005.
- Кныш В. А. Логоритмические минуты. Тематические занятия для дошкольников / В.А. Кныш. - Минск: Аверсэв , 2008.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Кузнецова. – М.: Гном и Д, 2004.
Ход занятия
№ | Разделы занятия | Ход занятия | Время | Приложение |
1 | Ходьба по кругу. | Дети входят в зал под музыку, идут по кругу на носочках, затем на пяточках. | 1 мин | |
2 | Мимические упражнения. | Логопед: Сегодня, ребята, мы познакомимся со «Сказкой об умном мышонке». Унесла мышонка кошка Логопед показывает детям картинки с изображением кошки и мышки. И поет: — Не бойся, крошка. Дети передают мимикой различные эмоции: испуг, хитрость, задор (или радость). Поиграем час – другой мы В кошки-мышки, дорогой. — Перепуганный спросонок, Отвечает ей мышонок: - В кошки-мышки наша мать - Не велела нам играть. — - Мур-мур-мур, — мурлычет кошка, — - Поиграй, дружок, немножко. — А мышонок ей в ответ: —У меня охоты нет. Засмеялась кошка Мурка: —Ах ты, дымчатая шкурка! Говорит мышонок Мурке: —Ну, тогда сыграем в жмурки! И лови меня потом. — Завязала кошка глазки, Но глядит из-под повязки, Даст мышонку отбежать, И опять бедняжку — хвать! | 1,5 мин | Наглядный материал: Карточки с изображением кошки и мышки. |
3 | Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком» | Логопед: Давайте и мы сыграем в «Жмурки». Дети встают в круг, внутри которого находятся «мышонок» (ребенок в маске мышонка) с колокольчиком и «кошка» (ребенок в маске кошки) с завязанными глазами. «Мышонок» бегает и все время звонит в колокольчик, «кошка» старается его поймать. Логопед: Говорит он хитрой кошке: - У меня устали ножки, - Дай, пожалуйста, чуть-чуть Мне прилечь и отдохнуть. - Хорошо, — сказала кошка. — - Отдохни, коротконожка, - Поиграем, а затем Я тебя, голубчик, съем. | 1,5 мин | Наглядный материал: маски кошки, мышонка, платок, колокольчик. |
4 | Массаж ступни и пальцев ног | Логопед: Стал мышонок отдыхать, усталые ножки массажировать. Давайте и мы отдохнем, помассируем наши ножки. Пальчики на ножках, Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах. Как на ладошках. Я их смело покручу И шагать научу. Разведу вперед-назад Один палец тянуть рукой на себя, другой — от себя. И сожму руками. Здравствуйте, пальчики, Сжимание ладонями пальцев ног. Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные! Логопед: Кошке — смех, мышонку — горе... Но нашел он щель в заборе, Сам не знает, как пролез. Был мышонок — да исчез! Добежал он до опушки. Слышит, квакают лягушки. Логопед показывает детям картинку с изображением лягушки. | 2 мин | Наглядн ый материал: Картинка с изображением лягушки Музыкальное сопровождение. |
5 | Артикуляционная гимнастика | Логопед: Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, А глаза у них, как блюдца.
Губы в трубочку сложу, Как кукушка, закричу. 2) Упражнение «Трубочка». Нам понравилось играть. Повторяйте-ка опять! | 2 мин | |
6 | Голосовая гимнастика | Дети произносят хором. -Ква-ква! — урчит лягушка. - Ку-ку! — кричит кукушка. Дети произносят «ква-ква» низким голосом, «ку-ку» — высоким и показывают высоту звука рукой. Целый день по лесу: - Ква-ква! - Ку-ку! - Ква-ква! - Ку-ку! | 2 мин | Наглядн ый материал: Картинка с изображением совы. |
7 | Гимнастика для глаз | Логопед: Вправо, влево смотрит кошка: Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз. — Мяу-мяу, где ты, крошка? — А мышонок ей в ответ: — Там, где был, меня уж нет! — В этой норке жил зверек — Длинный, узенький хорек. Острозубый, остроглазый, Был он вором и пролазой. И бывало, каждый день Крал цыплят из деревень. Логопед показывает детям картинку с изображением хорька. | 1,5 мин | Наглядн ый материал: Картинка с изображением хорька. |
8 | Ритмические движения с речью под музыкальное сопровождение (динамическое упражнение «Хорек») | Логопед: Хомка-хомка, наш хорек, Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе. Юркий маленький зверек. Хомка раненько встает, Поднять руки вверх, потянуться за ними. Щечки моет, шейку трет. Погладить ладонями щеки и шею. Подметает хомка хатку Имитировать подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба на месте. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. Сжать пальцы в кулаки, сгибать руки к плечам и разгибать их. Вот пришел хорек с охоты. Гостя спрашивает: — Кто ты? Коль попал в мою нору, Поиграй в мою игру. - В кошки-мышки или в жмурки? — Говорит мышонок юркий. - Нет, не в жмурки. Мы, хорьки, Больше любим в «уголки». - Что ж, сыграем, но сначала Посчитаемся, пожалуй. | 2 мин | Музыкальное сопровождение. |
9 | Массаж пальцев рук | Дети хором произносят. Я — зверек, И ты — зверек, Я — мышонок, Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке. Ты — хорек, Ты хитер, А я умен. Кто умен, Тот вышел вон! Логопед: - Стой! — кричит хорек мышонку И бежит за ним вдогонку. А мышонок — прямо в лес И под старый пень залез. Стали звать мышонка белки: Логопед показывает ребенку картинку с изображением белки. - Выходи играть в горелки! - У меня, — он говорит, — Без игры спина болит. Тогда белочки стали играть сами. | 2 мин | Наглядный материал: картинка с изображением белки. |
10 | Комплекс общеразвивающих упражнений с речью под музыкальное сопровождение. | Логопед: В лесной глуши на елке Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Жили-были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Наклоны вправо-влево. Изображали кенгуру: За ушки лапками хватались И вправо-влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки, Повороты вправо-влево с хлопками. Потягивались, словно кошки. Наклоны вперед, прогибая спину. Ножками топали, Выпады вперед. Глазками хлопали, Помигать глазами. Головками крутили Круговое вращение головы вправо и влево. И друг за другом вслед ходили. Ходьба друг за другом «след в след». В это время по дорожке Приседание, руки за голову. Шел зверек, страшнее кошки, Был на щетку он похож. Это был, конечно, еж. А навстречу шла ежиха, Ходьба в полуприседе. Вся в иголках, как портниха. Логопед показывает картинки с изображением ежика и ежихи. Закричал мышонку еж: — От ежей ты не уйдешь! С ней в пятнашки поиграй-ка, А со мною — в чехарду. Выходи скорей — я жду! — А мышонок это слышал, Да подумал и не вышел. — Не хочу я в чехарду, — Давайте мы песенку споем про ежика, чтобы он не сердился на мышонка. | 2 мин | Наглядный материал: картинки с изображением ежа и ежихи. Музыкальное сопровождение. |
11 | Пение (песня про ёжика) | Дети поют песню. Логопед: Долго ждали еж с ежихой, А мышонок тихо-тихо По тропинке меж кустов Прошмыгнул — и был таков! Дети бегут по кругу, согласовывая скорость движения с изменениями темпа в музыке. Добежал он до опушки. Слышит — квакают лягушки. | 3 мин | Песня про ёжика. |
12 | Ритмические движения с речью без музыкального сопровождения (потешка «Сова») | Логопед: Летела сова, Взмахивать руками. Веселая голова. Она летела, летела, На дубок села. Присесть, руки опустить. Хвостиком повертела, Встать, руки сложить «хвостиком» сзади, повертеть им. По сторонам поглядела Посмотреть в одну и в другую сторону. И опять полетела. Взмахивать руками. У мышонка замер дух. Он забился под лопух. А сова — все ближе, ближе, А сова — все ниже, ниже И кричит в тиши ночной: — Поиграй, дружок, со мной! Пропищал мышонок: — В прятки? — И пустился без оглядки, Скрылся в скошенной траве. Не найти его сове. | 2 мин | |
13 | Формирование чувства музыкального темпа (игра «День — ночь») | Логопед: Давайте и мы спрячемся от совы. По сигналу «День!» (медленная музыка) дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на сигнал «Ночь!» (быстрая музыка) — замирают. «Сова» (ребенок в маске совы) медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится. Логопед: До утра сова искала, Утром видеть перестала. Села, старая, на дуб И глазами луп да луп. А мышонок вымыл рыльце Без водицы и без мыльца И пошел искать свой дом, Где остались мать с отцом. | 2 мин | Музыкальное сопровождение. |
14 | Ритмические движения с речью под музыкальное сопровождение (упражнение «Моемся, чистим зубы») | Логопед: Давайте покажем, как умылся наш мышонок. Моем шею, моем уши, Тереть ладонями шею и уши. Вытираем их посуше. Имитировать растирание полотенцем. Чистота всего дороже, Погрозить пальцем. Мы и зубы чистим тоже. Имитировать движениями чистку зубов вправо-влево. Порошком, порошком. Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой рукой, потом — левой. Раз, два, три — Три хлопка в ладоши. Зубы щеткой чище три. Имитировать движениями чистку зубов в направлении сверху вниз. Шел он, шел, взошел на горку И внизу увидел норку. То-то рада мышка-мать! Ну мышонка обнимать! А сестренки и братишки С ним играют в мышки-мышки. | 2 мин | Музыкальное сопровождение. |
15 | Формирование чувства музыкального темпа | Логопед: И мы поиграем! Дети двигаются врассыпную поскоками по залу. С изменением темпа девочки-мышки убегают, мальчики-мышата стараются их поймать. При повторении мальчики убегают от девочек. | 1,5 мин | Музыкальное сопровождение. |
16 | Итог занятия | Логопед: Чем мы сегодня занимались? С какой сказкой познакомились? | 1 мин | |
17 | Вводная ходьба | Дети уходят из зала под музыку. | 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина
Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...
Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина
Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...
Конспект логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие»
Конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста...
конспект логоритмического занятия с детьми 6 лет
В занятии используются : распевка с движениями; упрахнение на развитие слухового внимания; ритмическая игра " Эхо"; используются карточки слогов; фонограмма пьесы " Октябрь" П.И. Чайковского...
Конспект логоритмического занятия с детьми младшнго возраста «Весёлые котята»
Задачи: • Закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление• Закрепить умение выполнять логоритмические упражнения, согласовывать координацию речи с движением.• Формиро...
«Приключения котят». Конспект логоритмического занятия с детьми 4–5 лет
Конспект логоритмического занятия для среднего дошкольного возраста....
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Терем - теремок" старшая группа
Логоритмическое занятие нацелено на преодоление речевых нарушений путем сочетания слов с движениями и музыкой. Дети в игровой форме помогают сказочному медведю построить теремок и встретятся с разными...