Рабочая программа "Космодром детства"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kosmodrom_destva.docx | 75.91 КБ |
Предварительный просмотр:
шапка
Рабочая программа
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Космодром детства»
Чубшвец Анна Александровна, воспитатель
г. Лабытнанги
Содержание
1. | Раздел 1. Целевой | Стр. 1 - 9 |
1.1. | Пояснительная записка | Стр. 3 – 4 |
1.1.1. | Цели и задачи Программы | Стр. 4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | Стр. 4 – 6 |
1.1.3 | Значимые для разработки Программы характеристики | Стр. 6 - 8 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | Стр. 8 |
1.3. | Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей | Стр. 8 - 9 |
2. | Раздел 2. Содержательный | Стр. 9 - 16 |
2.1. | Содержание Программы | Стр. 13 - 14 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | Стр. 14 |
2.3. | Способы и направления поддержки детской инициативы | Стр. 14 - 16 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | Стр. 16 |
3. | Организационный | Стр. 16 - |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | Стр. 16 - 17 |
3.1.1. | Материально-техническое обеспечение | Стр. 16 |
3.1.2. | Обеспеченность методическими материалами | Стр. 17 |
3.2. | Организация НОД | Стр. 17 - 19 |
3.3. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | Стр. 19 |
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
«Космодром детства» - рабочая программа по ознакомлению с космосом детей дошкольного возраста (далее -Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница» (далее - МАДОУ «Волшебница»).
Программа «Космодром детства» определяет содержание и организацию узконаправленного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по формированию представления о космосе: позволяет развивать у воспитанников представление о Солнечной системе, звездах, планетах, и т.д.; знакомит с историей освоения космоса; позволяет расширять и углублять представление об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме, а так же подводит к пониманию уникальности нашей планеты, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни; воспитывает чувство гордости и уважения к своей планете, к достижениям ученых, конструкторов, космонавтов по освоению космического пространства; развивает исследовательские и творческие навыки детей. Данная программа органично вписывается в исследовательски - познавательный компонент программы «Космодром детства».
Программа определяет спектр содержания работы с детьми дошкольного возраста, способствующий эффективно - целостному развитию личности в области естествознания; развитию творческой, исследовательской активности дошкольников; с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа «Космодром детства» для детей старшего дошкольного возраста реализуется через организацию работы кружка, который посещают дети с опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере.
Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Устав МАДОУ «Волшебница»;
- Образовательная программадополнительного образования, разработанная педагогическим коллективом МАДОУ «Волшебница».
За основу Программы взяты методические пособия Е.А. Паниковой, В.В. Инкиной; Т.А. Шорыгиной, М.Ю. Парамоновой.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».
Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности по ознакомлению детей с космосом, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.
Программа предназначена для кружковой работы с детьми старшего дошкольного возрастас опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере, со склонностью к экспериментально – исследовательской деятельности.
Срок реализации Программы – 2 года.
- Цели и задачи Программы
Целью Программы являетсяформирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе, о роли человека в изучении космического пространства.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
Общие задачи:
- развитие интеллектуальных способностей в области естествознания;
- формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления - т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;
- развитие интереса к научному познанию, познавательной активности, формирование предпосылок к поисковой деятельности, экспериментированию;
- развитие творческой, исследовательской активности дошкольника в процессе детского экспериментирования;
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Специальные задачи:
- пополнение знаний детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
- воспитание уважения и любви к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, чувство гордости за историю своей планеты, интерес и уважение к людям - первооткрывателям, покорителям космоса;
- развитие у детей фантазии и творческого воображения;
- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к само -переживанию, ответственности, толерантности,развитие эмоциональной отзывчивости, стремления выражать свое отношение к окружающему миру;
- развитие речи.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Теоретические подходы и их учет в осуществлении содержания программы.
Астрономический компонент содержания дошкольного образования в данной программе учитывает принципы исторического подхода и сочетает в себе:
- упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека во Вселенной;
- описание и объяснение часто наблюдаемых природных явлений: подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;
- некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле;
- первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные «мифы о героях» – ученых, космонавтах и их свершениях.
Методологическим основанием для разработки программы является технология деятельностного метода, которая предполагает партнёрские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).
Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие дидактические принципы:
- принцип сотрудничества (отношения строятся на доброжелательной и доверительной основе);
- принцип научности (представленный материал соответствует современному представлению в области естествознания);
- принцип гармонии и красоты (они являются структурирующей и созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, чувствах, деятельности человека, в сопереживании, согласии);
- принцип доступности и реалистичности (объём представлений адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается как излишняя упрощенность, так и перегруженность научными терминами);
- принцип наглядности (чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения);
- принцип концентричности – возврат к ранее пройденному на более высоком уровне;
- принцип самостоятельности и активности (связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир);
- принцип обучения и воспитания;
- принцип исследовательского познания (постановка ребенка в активную позицию
- исследователя);
- принцип развивающего обучения (формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие).
Основные принципы реализации Программы сформированы в соответствии с современными научными взглядами об основах развивающего обучения у детей деятельностных способностей, с ФГОС ДО.
К основным принципам относятся:
- психологическая комфортность (создаётся образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживания радости, чувство удовлетворения, увлечённости деятельностью);
- деятельность (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
- научная обоснованность и практическая применяемость (содержание, формы, методы развития детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области умственного развития и экологического воспитания);
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания экологического образования, возможность «на малом учить многому);
- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач (реализуется в соответствии с логикой системы умственного развития);
- целостность (новые знания раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
- «минимакса» (разноуровневое развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
- вариативность (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах экспериментально – опытной деятельности);
- непрерывность (обеспечиваются преемственные связи между содержанием образования в детском саду и начальной школе);
- интеграция образовательных областей (экспериментально – опытная деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Кружок посещают дети старших и подготовленных к школе групп с ярко выраженной интеллектуальной способностью.
Информация о педагогическом работнике
С детьми в кружке «Космодром детства»работает воспитатель: с высшим педагогическим образованием, первой квалификационной категорией, стажем работы 11 лет.
Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста:
- у детей активно развивается логическое и абстрактное мышление, тем самым идет формирование основ системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
- к 6 годам формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические;
- совершенствуется познавательная активность;
- преобладает ровное оптимистическое настроение, развитие сосредоточенности и наблюдательности;
- воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее;
- игра остается ведущей деятельностью, в игре развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления;
В этом возрасте детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, так как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствуют формированию личностных особенностей ребенка.
Возрастные особенности воспитанников
подготовительного дошкольного возраста:
- на седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии, формируется готовность к предстоящему школьному обучению;
- формируются личностные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер;
- в этом возрасте происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной;
- постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной;
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
1.2 Целевые ориентиры
1.2.1 Планируемые результаты освоения Программы
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В связи с тем, что в МАДОУ «Волшебница» воспитанники поступают с 1 года 6 месяцев, то целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте соответствуют их актуальному уровню развития.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.2.2Планируемыерезультаты освоения Программы
К концу обучения дети смогут:
- иметь элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, роли Солнца в возникновении и развитии жизни на Земле, звездах и созвездиях, об истории освоения космоса;
- проявлять интерес к окружающему миру и познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов, уметь делать выводы по итогам экспериментов, с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, будут способны поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.
Проводимые в свободное от НОД время, праздники, досуги, викторины, помогают закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки детей;так же получаемые знания воспитанники реализовывают в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, используя ИКТ т.д.).
1.3Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей
При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития ребёнка усвоения Программы в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Педагогическая диагностика (мониторинг):
- не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-экспериментальной деятельности дошкольника и оценить его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребёнка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной исследовательской деятельности по следующим направлениям:
- уровень познавательной активности детей;
- уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Мониторинг достижений детей осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности по теме «Космос».
Интеллектуальная компетентность:
- способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений; способен обобщать освоенные знания, понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос», способен самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Эстетическая компетентность:
- умеет замечать необычное в обыденном; способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира; способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.
Речевая компетентность:
- способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Содержание Программы
Таблица 1
№ | Тема | Программное содержание | |
1 | Экскурсия в «космическую лабораторию» | Знакомство с «уголком Космоса», оборудованием и материалами, находящимися в нем; выяснение знаний детей о космосе; развитие любознательности, интереса к космосу. | |
Блок «Земля – наш дом во вселенной» | |||
2 | Неизвестная Вселенная | Формировать у детей понятие «космос», «космическое пространство», объяснить, что представляет собой Вселенная, ввести понятия «звезды», «галактика»; подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара, познакомить с представлениями древних людей о форме Земли; развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи; развивать стремление к познанию нового. | |
3 | Представление людей о земле и небесах. Экскурс в историю. | ||
4 | Земля. А какая она? | ||
5 | Земля – наш общий дом | ||
Блок «Звезда по имени Солнце» | |||
6 | Солнце – большая звезда | Дать представление о Солнце как о звезде (из чего состоит солнце, какую форму имеет, что больше – Солнце или Земля), подвести детей к пониманию, что солнце источник жизни на Земле (солнце дает нам свет и тепло), познакомить детей с представлениями древних людей о солнце, дать понятие о «путешествии солнца по небосводу», развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между солнцестоянием и длиной дня; развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление. | |
7 | Как солнце по небу путешествует | ||
8 | Почему люди когда-то боялись солнца. Как солнце человеку служит. | ||
Блок «Луна – спутник Земли» | |||
9 | Луна – спутник Земли (I часть) | Познакомить детей со спутником Земли Луной (какую форму имеет луна, как выглядит лунная поверхность, почему луна бывает разная и т.д.), дать понятие о том, как влияет Луна на Землю (приливы, отливы морей и т.д.); формировать познавательный интерес, логическое мышление, внимание и наблюдательность. | |
10 | Луна – спутник Земли (II часть) | ||
Блок «Семья планет» | |||
11 | Солнечная система | Объяснить детям, что представляет собой Солнечная система, познакомить детей более подробно с планетами Солнечной системы - Меркурием, Марсом, Венерой, Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном, их расположением и движением относительно Солнца, ввести понятия: «спутники», «кометы», «метеоры», «астероиды», «орбита»; развивать логическое мышление и воображение детей. | |
12 | «Быстро Меркурий бежит по орбите...» | ||
13 | «В честь богини красоты названа Венера ты…» | ||
14 | «Земля – планета жизни!» | ||
15 | «Красная планета – Марс!» | ||
16 | «Юпитер – больше всех планет!» | ||
17 | «Сатурн – красивая планета, кольцами окружена всегда…» | ||
18 | «Уран – «лежебока!»» | ||
19 | «Планета Нептун от Земли далеко…» | ||
20 | «Несется в пространстве карлик – Плутон…» | ||
Блок «Звездные миры» | |||
21 | «Можно ли проткнуть небо…» | Познакомить детей с приборами для наблюдения за звездным небом, рассказать о изобретении телескопа; расширять представления детей о звездном небе; формировать понятие о созвездиях; развивать у детей умение сравнивать и выделять признаки отличия и сходства (яркость, размер, звезд, созвездие); познакомить с легендами и сказаниями о звездах и созвездиях; развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства. | |
22 | О чем рассказал телескоп… | ||
23 | Звезды - какие они? | ||
24 | Звезды и созвездия (I часть) | ||
25 | Звезды и созвездия (II часть) | ||
26 | Метеориты, кометы, астероиды | ||
27 | В мире далеких солнц… | ||
Блок«Освоение космоса» | |||
28 | Исследователи космоса | Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К.Э. Циолковским, С.П. Королевым; познакомить с животными- космонавтами, которые раньше людей побывали в космосе; дать детям представление о космонавтах (закрепить представление о первом космонавте Земли - Ю. А. Гагарине, познакомить с первым космонавтом - женщиной В. С. Терешковой, дать представление о первом выходе человека в открытый космос; воспитывать гордость за космонавтов, желание брать с них пример. | |
29 | Первооткрыватели космоса - животные | ||
30 | Сын России – Ю. А. Гагарин | ||
31 | Женщины - космонавты | ||
32 | Человек в открытом космосе | ||
33 | Ракета летит к звездам | ||
Блок «Космос будущего» | |||
34 | Летающие тарелки и пришельцы из космоса | Подвести детей к пониманию того, что Вселенная бесконечна и что, возможно, где-то существует жизнь в разнообразных ее формах; формировать познавательный интерес; развивать творческую фантазию детей. | |
35 | На далекой удивительной планете | ||
36 | Космос будущего |
Таблица 2
№ | Тема | Название опыта, эксперимента, наблюдение, игры и т.д. | Материал | ||||
1 | Блок «Земля – наш дом во вселенной» | ||||||
Неизвестная Вселенная | Творческое задание: «Создаем Вселенную». Эксперимент «Как движутся спиральные галактики» | Цветные блестки, клеевой карандаш, лист ватмана темного цвета, калейдоскоп, фонарик, видео «Съемки Вселенной телескопом Хаббл», литровая банка, конфетти, палочка. | |||||
Экскурс в историю (Представление людей о земле и небесах) | Эксперимент « Как ты видишь?» | Плоская тарелка, мяч, Презентация«Представление людей о Земле и небесах в древности»), фильм «Съемки Земли из космоса». | |||||
Земля. А какая она? | Задание: «Что такое атмосфера». Опыт «Почему Землю называют голубой планетой»» | Листы бумаги, простые карандаши, банка, молоко, фонарик, ложка, пипетка. | |||||
Земля – наш общий дом. | Игра «Хорошо – плохо». Опыт «Делаем облако» | Горячая вода, лед,глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, краска, спички, пластилин. | |||||
2 | Блок «Звезда по имени Солнце» | ||||||
Солнце – большая звезда | Эксперимент «Солнце и Земля». Эксперимент «Как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» | Большой мяч, бусина, два термометра, настольная лампа, длинная линейка, презентация «Солнце» | |||||
Как солнце по небу путешествует | Эксперименты «Солнце за горизонтом», «Кто придумал лето» | Банка с крышкой, линейка, книги, пластилин, фонарик, глобус. | |||||
Почему люди когда-то боялись солнца. Как солнце человеку служит. | Эксперимент «Затмение солнца» | Фонарик, глобус. | |||||
3 | Блок «Луна – спутник Земли» | ||||||
Луна – спутник Земли (1ч) | Эксперимент «Далеко ли до Луны». Опыт «Лунный пейзаж». | Два зеркальца, клейкая лента, листок бумаги, фонарик. | |||||
Луна – спутник Земли (2ч) | Опыты: «Вращение Луны». «Почему Луна выглядит по-разному» | Два листа бумаги, фонарик, кубики, Настольная лампа, мяч маленький, мяч среднего размера, презентация «Луна» | |||||
4 | Блок «Семья планет» | ||||||
Солнечная система | Эксперимент «Солнечная система». Лепбук «Схема строения Солнечной системы» ( по авт.Т. Пироженко.) | Деревянная палочка, нитки, 9 шариков. Презентация «Солнечная система», лист бумаги со схемой солнечной системы, картинки планет, клей. | |||||
«Быстро Меркурий бежит по орбите...» | Опыты: «Как положение Меркурия относительно солнца может мешать наблюдению за его поверхностью» «В какое время суток планета Меркурий лучше всего видна с Земли» | Настольная лампа, карандаш, линейка, мерка, черный карандаш, полиэтиленовая пленка, мяч. Видео «Меркурий». | |||||
«В честь богини красоты названа Венера ты…» | «Индикатор кислот и щелочей» | Индикаторы, отвар из красной капусты, три высоких стакана, прозрачный лимонад, вода, питьевая сода, чайная ложка, перчатки. Видео «Венера». | |||||
«Земля – планета жизни!» | Опыты:«Из чего состоит воздух»» «Как атмосфера пополняется кислородом» | Глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, краска, спички, пластилин, несколько веточек водяных растений, лоток, стеклянная банка, открытка, вода. | |||||
«Красная планета – Марс!» | Опыты: «Марсианская ржавчина». «Метеоритный кратер». | Блюдце, бумажная салфетка, резиновые перчатки, мочалка из тонкой стальной проволоки. Опыт провести заранее: сложить пополам салфетку и положить на блюдце, положить мокрую мочалку на салфетку, по истечении нескольких дней на мочалке появляется ржавчина. Видео «Марс». | |||||
«Юпитер – больше всех планет!» | «Красное пятно» | Банка с широким отверстием, щепотка чая, карандаш. Видео «Юпитер». | |||||
«Сатурн – красивая планета… Кольцами окружена всегда…» | Опыт «Кольца Сатурна» Задание «Сатурн» (лепка). | Пластилин, глина, фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками. Видео «Сатурн». | |||||
«Уран – «лежебока» | Игра «Изобрази Уран» Эксперимент «Почему Уран лежит на боку» | Шарики изо льда голубого цвета, свечка. Видео «Уран». | |||||
«Планета Нептун от Земли далеко…» | Рисование «Нептун» Поделка «Нептун» | Краски, листы бумаги. Воздушный шарик, нитки синего цвета, клей. Видео «Нептун». | |||||
«Несется в пространстве карлик – Плутон…» | Эксперимент «Как при помощи астролябии можно узнать расстояние» | Нитки, линейка, тяжелый болт, соломинка для коктейля, клейкая лента, транспортир.Видео « Плутон» | |||||
5 | Блок «Звездные миры» | ||||||
«Можно ли проткнуть небо…» | Опыт «Почему звезды видны только ночью» | Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик. | |||||
О чем рассказал телескоп… | Эксперимент «Планетарий в коробке» | Коробка, фонарик, черная бумага, булавка. Игра «Обсерватория» | |||||
Звезды - какие они? | Аппликация «Звездное небо» | Цветня бумага, клей, темный лист ватмана. | |||||
Звезды и созвездия(I часть) | Опыт «Почему кажется, что звезды движутся по кругу» | Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета. Игра «Обсерватория» | |||||
Звезды и созвездия(II часть) | Эксперимент «Почему звезды совершают круговое движение по ночному небу?» | Зонтик темного цвета, белый мелок. Игра «Обсерватория» | |||||
Метеориты, кометы, астероиды | «Небесные гости» | Пластилин, глина, бумага. Видео о небесных телах. | |||||
В мире далеких солнц… | Идея для фотосессии | Картон, краски, ножницы. Видео. (съемки телескоп Хаббл. | |||||
6 | Блок «Освоение космоса» | ||||||
Исследователи космоса | Опыты «Почему в космосе темно». «Какая сила держит спутники Земли на орбите?» | Фонарик, линейка, стеклянная банка, стеклянный шарик. | |||||
Первооткрыватели космоса - животные | Лэпбук «Первооткрыватели космоса - животные» | Карандаши, листы бумаги, клей, ножницы. | |||||
Сын России – Ю. А. Гагарин | Опыт «Сигнал со спутника». Рисуем «Ю.А. Гагарин в космосе» | Зеркальце, пластилин, фонарик, карандаши, фломастеры, листы бумаги. Видео о Ю.А. Гагарине. | |||||
Женщины - космонавты | Опыт «Вода в скафандре» Рисуем «В.Н. Терешкова в космосе» | Банка, вода, карандаши, фломастеры, листы бумаги. Видео о В.Н. Терешковой. | |||||
Человек в открытом космосе | Опыт «Сахарный свет» Лепбук «Человек в открытом космосе» | Молоток, Сахар – рафинад, пластиковый пакет, кусок дерева, схема, Части космического корабля из бумаги, фигурка космонавта, звезды, кометы, метеориты из бумаги. | |||||
Ракета летит к звездам | «Большое космическое путешествие» | Компьютерная игра. | |||||
7 | Блок «Космос будущего» | ||||||
Летающие тарелки и пришельцы из космоса | Рисование и лепка. | Карандаши, фломастеры, листы бумаги, пластилин. | |||||
На далекой удивительной планете | «Большое космическое путешествие» | Компьютерная игра. |
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Ознакомление детей с космосом предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками.
Подгрупповое взаимодействие с детьми организуется с целью достижения более эффективного результата, когда решаются следующие задачи:
- знакомство с новым материалом;
- закрепление ранее полученных знаний и умений.
Индивидуальное взаимодействие с детьми организуется по мере необходимости, в зависимости от ситуаций:
- помощь ребёнку в освоении пройденного материала;
- помощь ребенку в освоении более усложненного материала;
- подготовка исследовательских проектов.
Необходимо организовывать образовательную ситуацию таким образом, чтобы
- мотивировать детей к поиску выхода из проблемной ситуации;
- активизировать их поисковую и творческую деятельность;
- создавать возможности для самостоятельных действий;
- способствовать приобретению опыта и усвоению алгоритма совместной с педагогом деятельности по разрешению проблем и отрефлексировать новый опыт.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Детская инициатива проявляется в самостоятельной экспериментально – опытной деятельности детей по выбору и интересам (во время свободных занятий в Зимнем саду, в группах во время свободной деятельности).
Источники самостоятельной деятельности детей:
- непосредственно образовательная деятельность;
- праздники, развлечения, досуги, игры;
- детские образовательные передачи (Галилео, Шишкина школа, Почемучка и др.);
- образовательные мультфильмы.
Формы организации:
- индивидуальные;
- дидактическая игра;
- компьютерная игра;
- творческая деятельность;
- опытно – экспериментальная деятельность.
- сюжетно-ролевая игра.
Структура:
возникновение замысла, реализация замысла,самостоятельные действия.
Факторы:
обучение в НОД;
специальное оборудование и материалы;
косвенные методы руководства и гибкий творческий подход.
Условия:
правильное соотношение показа действий и действия по собственной инициативе,
побуждение самообучению и взаимопомощи, обучение самостоятельному выражению в конкретном образе своего видения содержания, подбор доступного и увлекательного оборудования для проведения опытов и экспериментов.
Требования к педагогам для развития детской инициативы и самостоятельности:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
При организации НОД по ознакомлению детей с космосом используются следующие виды педагогических технологий:
- Здоровье сберегающие технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Технология проектного метода обучения;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии.
Содержание Программы скомплектовано по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, экспериментально-исследовательская деятельность), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка); через игровую и практическую деятельность.
Содержание Программы по ознакомлению старших дошкольников с космосом поделено на блоки по определенным темам. Ознакомление детей с космосом базируется на живом интересе ребенка и проводится в увлекательной форме.
НОД делятся на:
- информационные, где детям передаются определенные, неизвестные им ранее познавательные факты и сведения;
- познавательные практикумы, где получение новой информации происходит в процессе работы детей с разным специальным оборудованием и материалами под контролем и наблюдением педагога;
- итоговые мероприятия, на которых происходит завершение целенаправленной педагогической работы по познавательному блоку, подводятся итоги этой работы.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношенийвлияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:
- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
- создать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
- повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.
Формы работы с родителями
- Анкетирование;
- Просветительство: родительские собрания, консультации, памятки;
- Обучение практическим умениям: мастер-классы, открытые занятия,
- Вовлечение в образовательный процесс: день «открытых дверей», развлечения, совместные праздники, выставки рисунков, поделок.
Раздел 3. Организационный
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды
Астрономический материал успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 6 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы обще учебных знаний, умений и навыков.
3.1.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства: ноутбук, фотоаппарат, интерактивная доска, планетарий, интерактивная панель «Колибри».
Оборудование: глобус, картины с изображением космических объектов, схемы рождения звёзд, схема солнечной системы, Лепбук «Схема строения Солнечной системы» ( по авт.Т. Пироженко.), макет звёздного неба, коллаж Вселенной.
3.1.2 Обеспеченность методическими материалами
см. в приложении №1
3.1.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для формирования у детей познавательной активности, желания знакомиться с космосом создана развивающая предметно – пространственная среда, которая разделена на следующие зоны:
- учебная зона включает в себя:
- технические средства: видеоаппаратуру, ноутбуки, планшеты, компьютерный стол (где дети могут самостоятельно выполнять различные задания и закреплять полученные ранее знания);
- библиотеку, где располагается соответствующая познавательная литература: энциклопедии, справочники, журналы и детские книги по экологии, экспериментированию;
- игротеку с дидактическими, компьютерными играми, моделями, игрушками и т.д;
- наглядные пособия: презентации по темам, отдельные слайды-плакаты, слайды - иллюстрации, фото, видеофайлы, карточки с символами, знаками, схемы, картинки, иллюстрации и фотографии;
- зона лаборатории, где находится необходимое оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов.
При оборудовании развивающей среды в Зимнем саду были учтены следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
3.2. Организация НОД
Программа «Космодром детства» для детей 5-7 лет реализуется через организацию работы кружка, который посещают дети с опережающим уровнем развития в интеллектуальной сфере.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Учебно - тематический план
Программа рассчитана на два года обучения (36 часов)
Таблица 3
Первый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | ||
теоретических | практических | ||||
1 | Экскурсия в «космическую лабораторию» | 1 | 1 | ||
2. | I блок «Земля – наш дом во вселенной» | 4 | |||
2.1 | Неизвестная Вселенная | 1 | |||
2.2 | Представление людей о земле и небесах. Экскурс в историю. | 1 | |||
2.3 | Земля. А какая она? | 1 | |||
2.4 | Земля – наш общий дом | 1 | |||
3 | II блок «Звезда по имени Солнце» | 3 | |||
3.1 | Солнце – большая звезда | 1 | |||
3.2 | Как солнце по небу путешествует | 1 | |||
3.3 | Почему люди когда-то боялись солнца? Как солнце человеку служит? | 1 | |||
4 | Луна – спутник Земли | 2 | |||
4.1 | Луна – спутник Земли(I) | 1 | |||
4.2 | Луна – спутник Земли(II) | 1 | |||
Второй год обучения | |||||
5 | Семья планет | 10 | |||
5.1 | Солнечная система | ||||
5.2 | «Быстро Меркурий бежит по орбите…» | 1 | |||
5.3 | «В честь богини красоты названа Венера ты…» | 1 | |||
5.4 | «Земля – планета жизни!» | 1 | |||
5.5 | «Красная планета – Марс!» | 1 | |||
5.6 | «Юпитер – больше всех планет!» | 1 | |||
5.7 | «Сатурн – красивая планета…Кольцами, окружена всегда…» | 1 | |||
5.8 | «Уран – «лежебока»» | 1 | |||
5.9 | «Планета Нептун от Земли далеко…» | 1 | |||
5.10 | «Несется в пространстве карлик – Плутон…» | 1 | |||
6 | Звездные миры | 7 | |||
6.1 | «Можно ли проткнуть небо…» | 1 | |||
6.2 | О чем рассказал телескоп | 1 | |||
6.3 | Звезды - какие они? | 1 | |||
6.4 | Звезды и созвездия | 1 | |||
6.5 | Звезды и созвездия | 1 | |||
6.6 | Метеориты, кометы, астероиды | 1 | |||
6.7 | В мире далеких солнц… | 1 | |||
7 | Освоение космоса | 6 | |||
7.1 | Исследователи космоса | 1 | |||
7.2 | Первооткрыватели космоса – животные | 1 | |||
7.3 | Сын России – Ю. А. Гагарин | 1 | |||
7.4 | Женщины – космонавты | 1 | |||
7.5 | Человек в открытом космосе | 1 | |||
7.6 | Ракета летит к звездам | 1 | 1 | ||
8 | Космос будущего… | 3 | |||
8.1 | Летающие тарелки и пришельцы из космоса | 1 | |||
8.2 | На далекой удивительной планете | 1 | |||
8.3 | Космос будущего | 1 | |||
Итого часов: | 36 | 26 | 10 |
3.1.4 Модель годовых праздников и традиционных событий
Культурно-досуговая деятельность способствуеткультурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, развитию детского творчества в различных видах деятельности, развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту, созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых, формированию коммуникативной культуры детей, расширению кругозора, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей.
.
Месяц | Тема | Форма |
Апрель | «Большое космическое путешествие» «Я мечтаю о космосе» | Развлечение Выставка рисунков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Детство" - старшая группа.
Рабочая програма "Детство" для старшей группы....
Аннотация к рабочей программе Детство в средней группе
Аннотация к рабочей программе в средней группеРабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе образовательной программы дошкольного образования, примерной основн...
Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.
Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Детство" подготовительная группа
laquo;Согласовано»«Утверждаю»________________________________________ (указание названия коллегиального органа ОУ)...
Аннотация к рабочей программе "Детство" подготовительная группа
Аннотация написана к рабочей программе "Детство" на 2019/2020 учебный год. Возрастная группа - подготовительная...
Рабочая программа "Детство" старшая-подготовительная группа
Рабочая программастаршей/подготовительной группы (5-7 лет)общеразвивающей направленности №14 «Смешарики»на 2019-2020 учебный год...
рабочая программа "ДЕТСТВО" средняя группа
Рабочая программа "ДЕТСТВО" средняя группа...