Рабочая программа "Детство" старшая-подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа
старшей/подготовительной группы (5-7 лет)
общеразвивающей направленности №14 «Смешарики»
на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Детство" | 77.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ»
Г. ВОЛГОДОНСКА (Морская 22 а)
Принято | Утверждаю |
на заседании педсовета | Заведующий МБДОУ Д/С «Малыш» |
протокол от 03.09.2019 № 1 | г. Волгодонска (Морская 22 а) |
_____________ Л.А. Михайлец | |
Приказ от 03.09.2019 №136 |
Рабочая программа
старшей/подготовительной группы (5-7 лет)
общеразвивающей направленности №14 «Смешарики»
на 2019-2020 учебный год
Воспитатели: Крапчатова В. В.
Субботина М. Ю.
г. Волгодонск
2019 год
Содержание
| ||||
1.1 | Пояснительная записка……………………………………………. | стр.3 | ||
1.2 | Цели и задачи реализации программы …………………………… | стр.3 | ||
1.3 | Принципы и подходы к формированию рабочей программы ….. | стр.4 | ||
1.4 | Возрастные особенности детей 5-7 лет ………………………… | стр.6 | ||
1.5 | Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы ………………………………………………………… | стр.11 | ||
ПРОГРАММЫ | ||||
2.1 | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка………………………………... | стр.16 | ||
2.1.1 | Социально-коммуникативное развитие………………………..... | стр.16 | ||
2.1.2 | Познавательное развитие………………………………………..... | стр.17 | ||
2.1.3 | Речевое развитие………………………………………………….. | стр.17 | ||
2.1.4 | Художественно-эстетическое развитие………………………..... | стр.18 | ||
2.1.5 | Физическое развитие……………………………………………… | стр.18 | ||
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО ....... | стр.19 | ||
2.3 | Региональный компонент содержания дошкольного образования, реализуемый в (конкретной) группе (вариативная часть программы) …………………………………………………. | стр.21 | ||
2.4 | Направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ…………. | стр.25 | ||
2.5 | Планирование взаимодействия с семьями воспитанников | стр.27 | ||
ПРОГРАММЫ | ||||
3.1 | Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе …………………................... | стр.31 | ||
3.2 | Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей/подготовительной группе ……………………………… | стр.32 | ||
3.3 | Режим жизнедеятельности воспитанников группы | стр.34 | ||
3.4 | Расписание непрерывной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей 5-7 лет на 2019– 2020 учебный год ……………………………………………………….. | стр.35 | ||
3.5 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……………………………………………………..... | стр.37 | ||
3.6 | Комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности…………………………………... | стр.39 | ||
3.7 | Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности …………………… | стр.40 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей старшей/подготовительной группы, далее - Программа, разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад «Малыш» г. Волгодонска на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой 2014г, в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы №14 «Смешарики», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малыш», охватывает весь комплекс содержания и организации жизни и воспитания детей 5-7 лет в условиях ДОО, планирование культурно-досуговой, совместной деятельности воспитателя и дошколят, взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
- Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Конституцией РФ ст.43, 72;
- Конвенцией о правах ребенка (1989 г.);
- Уставом ДОУ.
- Цели и задачи реализации программы
Целью программы является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:
– социально-коммуникативной;
– познавательной;
– речевой;
– художественно-эстетической;
– физической.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Программа построена на основных принципах ФГОС:
- Поддержка разнообразия детства: сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека, само ценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть подготовки к следующему периоду;
- Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей.
- Уважение личности ребёнка.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
При разработке и реализации образовательной программы учитывались следующие принципы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью.
- Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; признания неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Принцип непрерывности, требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп и между детским садом и начальной школой.
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняющий недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников. Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определённых видах деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также игра с правилами и другие виды игр);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из конструктора;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная активность ребёнка (овладение основными движениями).
- Возрастные особенности детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст (5—6 лет). Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий, и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуется ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
- Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы
К шести годам | К семи годам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития ребенка
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке- государственном языке России.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
2.1.1.Социально-коммуникативное развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание работы:
- Дошкольник входит в мир социальных отношений (эмоции, взаимоотношения и сотрудничество, правила культуры поведения, общения с взрослыми и сверстниками, семья, детский сад).
- Развиваем ценностное отношение к труду (труд взрослых и рукотворный мир, самообслуживание и детский труд).
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2.1.2. Познавательное развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Содержание работы:
- Развитие сенсорной культуры.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях.
- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
- Ребёнок открывает мир природы.
- Первые шаги в математику, исследуем и экспериментируем.
2.1.3. Речевое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание работы:
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
- Художественно-эстетическое
Извлечение из ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Содержание работы:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Музыкально-художественная деятельность.
- Физическое развитие
Извлечение из ФГОС ДО:
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание работы:
- Двигательная деятельность.
- Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО
Направления развития и образования детей | Формы работы |
5-7 лет | |
Физическое развитие | - Физкультурное занятие. - Утренняя гимнастика. - Игра. - Беседа. - Рассказ. - Чтение. - Рассматривание. - Интегративная деятельность. - Контрольно-диагностическая деятельность. - Спортивные и физкультурные досуги. - Спортивные состязания. - Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. - Проектная деятельность. - Проблемная ситуация. |
Социально- коммуникативное | - Индивидуальная игра. - Совместная с воспитателем игра. - Совместная со сверстниками игра. - Игра. - Чтение. - Беседа. - Наблюдение. - Педагогическая ситуация. - Экскурсия. - Ситуация морального выбора. - Проектная деятельность - Интегративная деятельность. - Праздник. - Совместные действия. -Рассматривание. - Проектная деятельность - Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. - Экспериментирование - Поручение и задание - Дежурство. - Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера - Проектная деятельность |
Речевое развитие | - Чтение. - Беседа - Рассматривание - Решение проблемных ситуаций. - Разговор с детьми. - Игра. - Проектная деятельность. - Создание коллекций. - Интегративная деятельность. - Обсуждение. - Рассказ. - Инсценирование. - Ситуативный разговор с детьми. - Сочинение загадок. - Проблемная ситуация. - Использование различных видов театра. |
Познавательное развитие | - Создание коллекций. - Проектная деятельность. - Исследовательская деятельность. - Конструирование. - Экспериментирование. - Развивающая игра. - Наблюдение. - Проблемная ситуация. - Рассказ. - Беседа. - Интегративная деятельность. - Экскурсии. - Коллекционирование. - Моделирование. - Реализация проекта. - Игры с правилами. |
2.3. Региональный компонент содержания дошкольного образования, реализуемый в (конкретной) группе (вариативная часть программы)
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает», - «Конвенция о правах ребенка», статья 29.
Реализация задач по ознакомлению детей с малой родиной: историей, бытом, природой, культурой, искусством, традициями и обычаями достопримечательностями города.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своём городе, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что важно, способствует эмоциональному воспитанию. Все темы связаны между собой логически, дополняют друг друга и вместе представляют целостный рассказ о городе. При изучении всех тем программы раскрывается в доступной для детей форме идея единства человека, общества и природы.
Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины активно включаются во все формы работы с детьми и культурные практики:
⎯ в непосредственно образовательную деятельность (занятия);
⎯ совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям
развития ребёнка;
⎯ в культурно-досуговую деятельность;
⎯ в самостоятельную деятельность детей;
⎯ в совместную деятельность с родителями воспитанников;
⎯ в работу с социумом.
Предпочтение отдаётся культурно-досуговой деятельности.
Особенности содержания образовательной деятельности по реализации
регионального компонента
Образовательные области | Методические приёмы |
Социально- коммуникативное развитие | Ознакомление с прошлым родного края: -организация краеведческого уголка в группе; -просмотр старых фотографий, передвижные выставки музеев; -нравственно-экологические и культурно-социальные проекты; -беседы; -проведение детских фольклорных праздников по православному календарю; -празднование всех государственных и региональных праздников, - День города. |
Экология | Ознакомление с природой: - беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные; показы фрагментов фильмов о природе, передвижные выставки; музеев по ознакомлению с животным и растительным миром родного края, с народными приметами; |
Познавательное развитие | -сбор гербариев, коллекций; -опытническая и экспериментальная работа; -проектная деятельность, акции; -экскурсии; -беседы и др. |
Физическое развитие | -мини-походы; -физкультурно-оздоровительные совместные проекты; -беседы и фильмы о спортсменах-чемпионах, гордости города, родного края; -Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмом спортивной тематики; -широкое использование национальных, народных игр; -проведение спортивных праздников, развлечение, эстафет, соревнований, мин-Олимпиад; -видео-экскурсии; -экскурсии в ближайшую поликлинику, аптеку; -проектная деятельность, акции; -опыты и экспериментирование; -оборудование в группе уголка здоровья, здорового питания и др. |
Художественно- эстетическое развитие | -беседы об изобразительном искусстве родного края; -беседы, - компьютерные мини-презентации о творчестве художников города; -рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов; -музыкальный фольклор; -проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния; -ознакомление с народными музыкальными инструментами; -оформление музыкального уголка и др. |
Речевое развитие | -народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки; -мифы, легенды, народные сказки; -выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта; -игры-инсценировки; -драматизация народных сказок; -показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый); -оформление уголков ряжения (предметы народного костюма) во всех возрастных группах и др. |
Компоненты национальных и социокультурных условий развития детей
дошкольного возраста через ознакомление с малой родиной.
Информационно- содержательный (представления ребёнка об окружающем мире) | Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру) | Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) |
-культура народа, его традиции, народное творчество; -природа родного края и страны, деятельность человека в природе; -история страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках; -символика Родного города и страны (герб, флаг, гимн). | -любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; -интерес к жизни родного города и страны; -гордость за достижения своей страны; -уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; -восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта; -любовь к родной природе, к родному языку; -уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде. | -трудовая. -игровая. -художественно- продуктивная. -художественно- музыкальная. -коммуникативная. -поисково- экспериментальная. -конструктивная. -проектная. -двигательная. -познавательная . |
Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ростовской
области.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- элементарное представление о родном городе (название, символика).
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе);
- формирование элементарных представлений о животном и растительном мире родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона).
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к
природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Образовательная область | Задачи |
Социально- коммуникативное развитие | Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Ростовской области, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие | Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. |
Речевое развитие | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Ростовской области. |
Художественно- эстетическое развитие | Приобщать детей старшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Ростовской области. |
Физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ростовской области. |
2.4. Направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и /или созданных ими самостоятельно.
Своим приоритетным направлением в работе с детьми мы выбрали «Развитие речевых навыков путем пересказа текста по мнемотаблицам».
Мы работаем с детьми, часть из которых имеет недоразвитие речи. У таких детей нарушены психические процессы; внимание, мышление, память, а пересказ в свою очередь корректирует и развивает эти процессы. Одним из разрядов педагогической работы, является развитие связной речи, где пересказ выступает основной ее формой.
Массовое явление. Связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства не совершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь очень бедна и малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь, а работе над речевыми навыками. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в общей системе дошкольного образования.
Целью нашего направления является обучение дошкольников пересказу.
Задачами являются:
- Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая на ряду с содержанием и элементами художественной выразительности.
- Закрепление и развитие детей навыков речевой коммуникации.
- Формирование умений планирования развёрнутых высказываний.
- Формирование навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
- Обучение оформления высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.
При обучении и детей пересказу нами используются следующие методические приемы:
Моделирование:
- Графические схемы;
- Денотативно-графическая программа;
- Фланелеграф;
- Иллюстрированное панно;
- Иллюстрации рассказа;
- Детские рисунки сюжетных фрагментов;
- Детские схемы (символическая аналогия);
- Иллюстрации пересказа одного ребенка другим (подбор картинок).
Последовательность:
- Чтение текста;
- Беседа;
- Загадки;
- Малые фольклорные формы;
- Сюрпризы;
- Игры;
- Настольный театр.
Упражнения:
- Лексико-грамматические;
- Специальные коррекционные;
- Эмпатические.
Пересказ:
- По плану-схеме;
- По опорным вопросам;
- По цепочке;
- Выборочный;
- По следам демонстрируемого действия;
- С использованием элементов драматизации;
- С элементами творчества (языковая трансформация);
- После восстановление деформированного текста.
Планируемые результаты освоения программы.
Благодаря систематической работе по формированию у детей дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов, они начинают глубоко переживать произведение, проявляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. Словарный запас становится богаче, реже встречаются грамматические ошибки, в речи становится больше прилагательных, постепенно уменьшается количество ошибок в ударении.
Внимание детей становится постепенно более сосредоточенным, устойчивым, развивается произносительное внимание. Работа по пересказу художественных произведений оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей.
2.5. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Задачи:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия | Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований | -Анкетирование - Социологический опрос -интервьюирование - | 3-4 раза в год По мере необходимости |
В создании условий | - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; | 2 раза в год Постоянно ежегодно |
В управлении ДОУ | - участие в работе родительского комитета; педагогических советах. | По плану |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»; -памятки; -консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; | 1 раз в квартал Обновление постоянно 1 раз в месяц По годовому плану 1 раз в квартал 1 раз в месяц |
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Совместные праздники, развлечения. -Встречи с интересными людьми - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности | 2 раза в год 1 раз в квартал По плану По плану Постоянно по годовому плану |
План работы с родителями
Сентябрь | 1.Родительское собрание: «Знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 5 - 7 лет»; 2. Консультация «Режим дня в детском саду. Его значение в развитии и воспитании детей»; 3. Памятка для родителей «На пути к школе»; 4. Оформление родительского уголка на осеннюю тему «Золотая осень». |
Октябрь | 1. Творческая выставка рисунков, поделок и композиций из природного материала «Краски осени»; 2. Наглядная информация «Математика-это легко!»; 3. Консультация: - «Хвалить или ругать»; 4. Беседы «Одежда детей в группе и на улице». |
Ноябрь | 1.Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности» 2. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 3. Беседа «Одежда детей в группе». 4. Акция «Помоги тем, кто рядом». (Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц) 5. Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек». 6. Собрание представителей родительского комитета «Подготовка к Новогоднему утреннику». |
Декабрь | 1. Творческая мастерская новогодних поделок. Выставка; 2. Консультация «Безопасный Новый год»; 3. Беседа «Как вести себя на празднике»; 4. Праздник: «Здравствуй, Новый год! ». 5. Памятка для родителей «Правила перевозке детей в автомобиле». |
Январь | 1. Консультация «А вам пора в школу?». 2. Анкетирование родителей «Определение готовности ребёнка к школе» 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4. Консультация «Первая помощь при обморожении». |
Февраль | 1. Фотоколлаж на тему: «Мы с папой». 2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей». 3. Консультация «Формирование интереса у детей 5-7 года жизни к людям разных профессий». 4. Консультация «Азбука дорожного движения». 5. Памятка для родителей «Если ребёнок провинился». 6. Родительское собрание «Защита прав и достоинств ребёнка» 7. Совместное развлечение «Широкая масленица»; |
Март | 1.Творческая выставка поделок и рисунков «Цветы для мамы», приуроченная к Международному женскому дню; 2. Утренник «8 марта праздник мам»; 3. Фотовыставка «Мамочка любимая моя!»; 4. Советы родителям: «Детско-родительские отношения в современных семьях». |
Апрель | 1. Консультация «Формирование культуры трапезы». 2. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» 3.Папка – передвижка. «Праздник – Светлая Пасха!» 4. Фотовыставка «Вот как мы живем!» 5. Консультация «Основы нравственных отношений в семье» 6. Тематическая выставка «День Космонавтики!» |
Май | 1. Творческая выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы; 2. Памятки для родителей «Рекомендации родителям будущих школьников» 3. Папка-передвижка «15 мая - День Семьи» 4.Подготовка к выпускному утреннику. 5. Консультация «Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период». 6. Советы и рекомендации родителям на летний период. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
Разновозрастные группы решают сразу несколько проблем.
Перечислим их некоторые (далеко не все) преимущества:
- дети учатся занимать друг по отношению к другу различные позиции общения;
- между старшими и младшими детьми складываются отношения привязанности, доверия и любви в большей мере, чем это происходит со сверстниками, с которыми у дошкольников нередки соревновательные, конкурентные отношения;
- старшие дети заботятся о младших, чувствуют известную ответственность за них, что является важной основой нравственного воспитания;
- младшие дети ценят внимание старших и стремятся им подражать; они видят в старших смысл своего роста и развития (стать, как старший друг), многому учатся у старших, чувствуют себя защищенными;
- происходит естественная трансляция от старших к младшим игровой и других видов детской субкультуры;
- старшие дети, обучая младших, лучше осознают собственные знания и умения и существенно их совершенствуют;
- старшие дети, чувствуя свое старшинство, осознают его преимущества и возможности, что облегчает воспитательную работу с ними;
- старшие дети, общаясь с младшими, вспоминают себя в таком же возрасте, и у них лучше выстраивается психологическое прошлое (основы биографической памяти и воображения), что способствует становлению личностной рефлексии;
- старшие дети не директивно задают младшим нормы поведения, реакций на разные ситуации, адекватных действий;
- каждый из младших детей имеет много «больших» (взрослых и старших детей), к кому он может обратиться за помощью, с вопросом или просьбой;
- взрослым (воспитателям и их помощнику) легче управлять разновозрастной группой, она более мобильна, чем одновозрастная: старшие помогают маленьким одеваться, накрывают на стол, убирают игрушки и т.д.
- в присутствии малышей они остро ощущают свою нужность, полезность.
Введение в дошкольном учреждении разновозрастных групп сопряжено с решением некоторых особых задач:
а) При комплектации разновозрастных групп необходимо, с одной стороны, помещать в одну группу братьев и сестер, соседей и вообще знакомых и, там более, дружащих между собой детей, а также детей знакомых и дружащих родителей, и, с другой стороны, стараться достичь относительно равномерной представленности всех четырех дошкольных возрастов и обоих полов. Оптимальным, на момент начала работы учреждения, будет состав группы из примерно 16 детей, где имеется по 4 ребенка 3, 4, 5 и 6 лет, причем, желательно, примерно поровну мальчиков и девочек. Разумеется, это требование не может быть абсолютным, скорее это точка отсчета, на которую следует ориентироваться.
б) Состав разновозрастной группы учреждения, меняется постепенно: на второй год работы в группу приходят маленькие, трехлетние новички (3-4 человека), и так происходит каждый год.
в) Режим дня в разновозрастной группе устанавливается средний между режимами в старших и младших группах. Младших детей пораньше укладывают спать и последними поднимают, и т.д. Старшие дети, вместе с взрослыми, принимают участие в уходе за малышами: помогают им одеваться и т.д., и, за счет этого, гулять выходят все одновременно.
г) Мебель и оборудование в разновозрастной группе имеется разных размеров, и таких, как нужно для младших, и таких, как для старших. В основном группа оборудуется как для старших дошкольников, но в ней имеется необходимое количество (по числу детей) маленьких стульчиков и пара маленьких столиков, а также другие необходимые для малышей предметы.
д) В разновозрастной группе имеются материалы и инструменты для продуктивной деятельности и творчества, игрушки и пособия, предназначенные для детей всех дошкольных возрастов. Особый акцент делается на материалы и инструменты для самостоятельного изготовления поделок, атрибутов, аксессуаров, пособий и импровизированных игрушек, а также на материалы для конструирования, фланелеграфы и т.п., которыми пользуются дети всех возрастов.
3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей/подготовительной группе
Создание и обновление предметно-развивающей среды в разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО.
Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которых развертываются определенные функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
Предметно - развивающая среда строится на основе учета принципов построения развивающей среды:
• содержательно насыщена;
• трансформируема;
• полифункциональна;
• вариативна;
• доступна;
• безопасна.
«Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности) » содержит: геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал, прямоугольник, трапеция); лото, домино в картинках; предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии, инструменты); иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники; картинки с изображением частей суток и их последовательности; геометрическую мозаику; «чудесные мешочки» («ящик ощущений); настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания; счетные палочки; алгоритм описания предмета; контурные и цветные изображения предметов; развивающие игры: блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; счеты; пазлы; песочные часы; карту РФ.
«Центр конструирования (конструктивной деятельности)» содержит: конструкторы разного размера: напольный (крупный строительный материал из дерева), настольный (мелкий строительный материал из дерева): игрушки для обыгрывания: машинки, фигурки людей и животных: образцы построек различной сложности; игрушки бытовой тематики; тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический).
«Центр двигательной активности» содержит: картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; картотеки гимнастики - спортивный инвентарь; коврики для массажа стоп.
«Центр игры» содержит: игрушки транспортные; игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки и др.); предметы заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.); ролевые атрибуты к играм – имитациям и сюжетно – ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия; игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных действий; куклы, животные; разграниченные зоны для разнообразных игр: кухня, салон красоты, магазин, больница, гараж, почта; одежду для ряженья, стойку и плечики для одежды, сундучок.
«Музыкально – театральный уголок» содержит: разные виды театра - маски, шапочки, домик для показа фольклорных произведений; фланелеграф; музыкальные инструменты.
«Центр речевого развития» содержит: детские книги различной тематики; иллюстрации к детским произведениям; картинки по разным лексическим темам; сюжетные картинки; портреты писателей и поэтов; схемы, модели слов и предложений; настольно – печатные игры по обучению грамоте, для составления рассказа по картинкам, а также на тему «Сказки».
«Центр творчества» содержит: произведения народного искусства; наглядно – дидактические пособия (Хохлома, Городецкая роспись и др.); иллюстрации к книгам; произведения живописи; фартуки и нарукавники; магнитную доску; цветные карандаши, восковые мелки, непроливашки, палитры, кисти; печатки, губки, ватные палочки; готовые формы для выкладывания и наклеивания; ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, соленое тесто; схемы последовательного рисования предмета; трафареты (животных, птиц, насекомых); книжки-раскраски с образцами.
«Центр природы» содержит: коллекция камней, ракушек, семян; игротека экологических развивающих игр; библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии; муляжи овощей и фруктов; календарь погоды и природы; иллюстрации с изображением общих признаков растений, животных, птиц, насекомых; иллюстрации с изображением животных, птиц, растений, грибов; настольно – печатные игры («Животные и их детёныши», «Подводный мир» и др.).
«Центр лаборатория» содержит: емкости для измерения, пересыпания; маленькие зеркала, магниты, бумага, фольга, ведёрко с дырочкой на дне, мыльные пузыри, трубочки, пипетки, краски, стёкла разного цвета, увеличительное стекло, воздушные шары; материалы для пересыпания и переливания, фартуки.
«Центр безопасности» содержит: материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры); макет проезжей части, светофор, дорожные знаки; иллюстрации и предметы, изображающие опасные ситуации.
Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
- Низкий уровень шума в группе.
- Низкая конфликтность между детьми.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей.
- Положительный эмоциональный настрой детей.
3.3. Распорядок и режим дня в разновозрастной группе
Режимные моменты | 5-6 лет | 6-7 лет |
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика | 07.00-08.20 | 07.00-08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак, свободная игровая деятельность | 08.20-09.00 | 08.20-09.00 |
Второй завтрак | 10.10-10.15 | 10.10-10.15 |
Игры, подготовка к НОД | 08.40-09.00 | 08.40-09.00 |
Непосредственно-образовательная деятельность | 09.00-09.50 | 09.00-09.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 09.50-12.00 | 09.50-12.00 |
Возращение с прогулки, подготовка к обеду. | 12.00-12.20 | 12.00-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.45 | 12.20-12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45-15.00 | 12.45-15.00 |
Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-16.20 | 15.00-16.20 |
Уплотненный полдник | 16.20-16.45 | 16.20-16.45 |
Образовательная деятельность | - | - |
Игры, досуги, сам.деятельность | 16.45-17.05 | 16.45-17.05 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой | 17.05-19.00 | 17.05-19.00 |
3.4. Расписание непрерывной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей 5-7 лет на 2019– 2020 учебный год
Примечание. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5-6 лет – не более 25 минут, 6-7 лет – не более 30 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе не превышает 50 минут, а в подготовительной 60 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, в средней группе организовывается в первую половину дня, а в старшей и во вторую половину дня.
Дни недели | Группа №14 «Смешарики» |
Понедельник | 1. Мир искусства и художественная деятельность. 2.Дополнительное образование. 2 половина дня 3.Физическое развитие/ Речевое развитие. |
Вторник | 1.Математическое развитие. 2.Мир музыки. |
Среда | 1.Физическое развитие/Подготовка к обучению грамоте. 2 половина дня 2. Социальный мир. |
Четверг | 1.Мир искусства и художественная деятельность. 2.Социальный мир. 3.Мир музыки. |
Пятница | 1. 1. Мир искусства и художественная деятельность. 2.Дополнительное образование. 3.Физическое развитие (на улице как часть прогулки). |
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми разновозрастной группы 5 - 7 лет в соответствии с ФГОС ДО
Для конкретизации и корректировки воспитательно - образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует:
• Беседы;
• Дежурства в уголке природы;
• Утреннюю гимнастику;
• Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;
• Пальчиковые игры;
• Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.;
• Привитие культурно-гигиенических навыков;
• Рассматривание предметов и иллюстраций;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;
• Индивидуальную работу;
Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:
• Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов;
• Беседы;
• Экспериментирование;
• Индивидуальную работу;
• Работу с родителями (беседы, консультации);
• Чтение произведений художественной литературы с продолжением;
• Развлечения, досуги;
• Наблюдение в природе и явлений общественной жизни
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (игровых уголках) | ежедневно |
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Культурно - досуговая деятельность
Культурно-досуговая деятельность – важное направление организации жизни детей в детском саду, который способствует:
- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
- созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- формированию коммуникативной культуры детей;
- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формированию представлений о формах культурного отдыха, воспитанию потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его «Я-концепции». Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что чрезвычайно важно для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны реализовывать задачи в соответствии с возрастом детей.
Задачи педагога по организации досуга детей.
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.
Традиции группы.
Ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа.
В нашей группе традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели и проверена временем:
- «Доброе утро!».
Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
- «Мое настроение».
Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
- «Отмечаем день рождения».
Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
- «Знакомство с сотрудниками ДОУ».
Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.
- «Мастерская добрых дел».
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.
- «В гостях у книжки».
Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
- «Чистая пятница».
Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.
- «Мы всегда вместе».
Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.
3.6. Комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности
Неделя | Тема |
Сентябрь | |
1 неделя | День Знаний. Мой детский сад. |
2 неделя | Мой любимый город/ Волгодонск – город, в котором я живу |
3 неделя | Урожай. Фрукты. Сад. |
4 неделя | Урожай. Овощи. Огород. |
Октябрь | |
1 неделя | Осень. Краски осени. Деревья. Грибы. Ягоды. |
2 неделя | Птицы. Перелетные птицы. |
3 неделя | Дикие животные. Обитатели морей и океанов. |
4 неделя | Одежда. Обувь. Головные уборы. |
Ноябрь | |
1 неделя | Россия – наша Родина! |
2 неделя | Наша гордость – леса, поля, степи, реки, моря. Дополнительно: Хлеб. |
3 неделя | Бытовые приборы. Инструменты (орудия труда) |
4 неделя | Мама – главное слово! Дополнительно: Посуда. Продукты питания. |
Декабрь | |
1 неделя | Зима. Зимняя сказка. Зимние забавы (зимние виды спорта) |
2 неделя | Зимующие птицы. Животные севера. |
3 неделя | Игрушки. Новогодний калейдоскоп. |
4 неделя | Новый год – веселый праздник. |
Январь | |
2 неделя | Культура, фольклор, казачество. Святки. Народные традиции. Дом. Мебель. |
3 неделя | Домашние животные и птицы. Уход за ними и польза для людей. |
4 неделя | Комнатные растения. Уход. Польза. |
Февраль | |
1 неделя | Животные жарких стран. |
2 неделя | Части тела. Я – Человек. Профессии. |
3 неделя | День защитника Отечества. |
4 неделя | Семья. Здоровье. Дополнительно: Детские поэты России. |
Март | |
1 неделя | Женский день – 8 Марта. |
2 неделя | Весна. Приметы весны (птицы, животные, растения) Дополнительно: Детские писатели России. |
3 неделя | Флора и Фауна Донского края. Дополнительно: Детские писатели Донского края. |
4 неделя | Правила дорожные - правила надежные. Безопасность. |
Апрель | |
1 неделя | Транспорт. |
2 неделя | Космос. День космонавтики. |
3 неделя | Зеленые легкие земли. Растения. Деревья, травы, цветы. Дополнительно: Весенние работы на селе. |
4 неделя | День Земли. Дополнительно: Детские поэты России. |
Май | |
1 неделя | Поздняя весна (растения, животные, птицы, насекомые). Дни воинской славы. |
2 неделя | День Победы! |
3 неделя | Дружба. Миром правит доброта. |
4 неделя | Лето. Летний отдых (безопасность) |
3.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей/подготовительной группе
№ п/п | Название | Автор | Год издания | Примечание |
ЛИТЕРАТУРА | ||||
1. | Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа ФГОС. | Н.В. Нищева | 2019 г. | Обучающая |
2. | Образовательная область «Познавательное развитие». Методический комплект программы «Детство» ФГОС. | З.А. Михайлова | 2017 г. | Обучающая |
3. | Математика- это интересно. Парциальная программа. ФГОС. | З.А. Михайлова | 2017 г. | Обучающая |
4. | Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС ДО. | О.С. Ушакова | 2019 г. | Обучающая |
5. | Изобразительная деятельность в детском саду. | И.А. Лыкова | 2016 г. | Обучающая |
6. | Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. | О.В. Дыбина | 2002 г. | Обучающая |
7. | Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи | В.Н. Волчкова Н.В. Степанова | 2004 г. | Обучающая |
8. | Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников. | З.А. Михайлова | 2012 г. | Обучающая |
9. | Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. | Т.С. Комарова | 2012 г. | Обучающая |
10. | Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет | Л.В. Куцакова | 2010 г. | Обучающая |
11. | Основы безопасности детей дошкольного возраста. | Н.Н.Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина | 2000 г. | Обучающая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа
РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...
Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)
Программа для детей группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Воспитателя группы № 6 « Гномики» Вторая младшая группа
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)
В пособии представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...
Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...