Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.
рабочая программа
Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
Месяц | № занятия | Название раздела учебного курса занятий | Тема занятия и форма его проведения | Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Сентябрь | 1. | Социально -эмоциональное развитие. Уверенность в себе | Ты и твои родители. Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Воспитывать уважение к себе; - Поддерживать уверенность в себе, чувство собственного достоинства; - Способствовать воспитанию патриотиче- ской любви к своей семье; - Побуждать рассказывать о своей семье, о своем доме, о занятиях и профессиях членов семьи | - Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличия от них. - Помочь понять себя. |
Октябрь | 2. | Социально -эмоциональное развитие. Уверенность в себе | Каждый привлекателен по-своему. Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Воспитывать положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям; - Организовать деятельность детей так, что- бы они чувствовали свою причастность к происходящему (рисовали, сочиняли истории, и т.д.) | - Выяснить, как ребенок относиться к своей внешности; - Помочь адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку; - Способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям - независимо от их внешности. |
Ноябрь | 3. | Социально -эмоциональное развитие. Уверенность в себе | Фоторобот Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Воспитывать положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям; - Организовать деятельность детей так, что- бы они чувствовали свою причастность к происходящему (рисовали, сочиняли истории, и т.д.) - Формировать начала экологически гра- мотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему | - Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека |
Декабрь | 4. | Социально -эмоциональное развитие. Чувства, желания, взгляды | Ты и другие в зеркале Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Формировать начала экологически гра- мотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему. - Воспитывать толерантность; - Помогать распознавать эмоции, - Выделять связь между поведением детей и их эмоциональным состоянием. | l- Развивать представления о себе и своем отличии от других; - Обобщать представления детей о различных эмоциональных состояниях; - Развивать пространственные представления детей. |
Январь | 5. | Социально -эмоциональное развитие. Чувства, желания, взгляды | Плач, смех, испуг Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Учить понимать связь между ситуацией и своим поведением; - Учить ориентироваться в непосредствен- ном прошедшем времени | - Учить детей распознавать о внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины |
Февраль | 6. | Социально -эмоциональное развитие. Чувства, желания, взгляды | Сказочные герои и ты. Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Знакомить детей непосредственно и в игровой форме с различными способами передачи сообщений; | - Учить распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом. - Развивать эмпатию. |
Март | 7. | Социально -эмоциональное развитие. Социальные навыки | Конфликты межу людьми. Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Учить соблюдать правила поведения и приличия в общественных метах. - Воспитывать положительное отношение к окружающим людям, терпимость. - Развивать инициативу в общении со взрослыми, разговаривать в доброжелательной форме. - Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим. - Развивать коммуникативные умения и социальные навьпси. - Обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций. | - Учить детей анализировать причины ссор. - Помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления- драки. |
Апрель | 8. | Социально -эмоциональное развитие. Социальные навыки | Какие качества помогают дружбе. Совместная деят- ть взрослого с детьми | - Учить соблюдать правила поведения и приличия в общественных метах. - Воспитывать положительное отношение к окружающим людям, терпимость. - Развивать инициативу в общении со взрослыми, разговаривать в доброжелательной форме. - Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим. - Развивать коммуникативные умения и социальные навыки. - Обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций. | - Познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе. - Научить с этих позиций давать оценку себе и знакомым. |
3
Социально - | Порадуй своего | - Приобщать детей к ценностям сотрудни | -Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения. | ||
Май | эмоциональ- | друга. | чества, помогать осознавать необходи- | ||
9. | ное развитие. | мость людей друг в друге. | |||
Совместная деят- | - Воспитывать положительное отношение ребенка к окружающим. | ||||
Социальные навыки | ть взрослого с детьми | ||||
Количество занятий в год: 9 |
Результаты освоения содержания программы
Компоненты структуры личности | Критерии результативности | Показатели освоения содержания программы | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса | ||
Эмоционально-волевой | У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому | Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о своей семье, доме, родителях. Стали более уверенные i себе, развивается чувство собственного достоинства, чувствуют свою причастность к происходящему. Восприняты основы толерантности, эмпатии, нормы культуры общения. | Начало адекватного отношения к себе. Установление доверительных отношений с педагогом. Проявляют интерес к книгам. С интересом слушают чтение литературных произведений. |
Деятельностно-практический | Воспитанники владеют способами деятельности (умениями и навыками) | Умеют рассказывать о себе, о себе, о своем доме, о родителях. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем вре мени, передавать сообщения различными способами. Пытаются найти конструктивные выходы из затруднительных ситуаций. | Умеют слушать литературные произведения, обсуждать услышанное. |
Когнитивный | Воспитанники имеют знания | Знают различные способы передачи сообщений, прави ла поведения в общественных местах | Знают особенности своей внешности, базовые эмоции и эмоциональные состояния, способы разрешения ссор и конфликтов; качества, помогающие и мешающие дружбе; позитивные способы общения |
Рефлексивно-творческий | У воспитанников развито творчество и способности | Развивают воображение в воссознание внешнего облика человека. Придумывают истории на заданные темы. |
Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
Показатели освоения программы | Уровни освоения программы | Методы мониторинга | Название пособия | Сроки проведения | |
низко формализованные | высоко формализованные | ||||
Тревожность | Наличие Отсутствие | Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка | 1. Субтест Люшера «Определение энергетического потенциала, экстраверсии и интроверсии,тревожности» 2. Тест «Кинетический рисунок семьи» 3. Социограмма Эйдемиллера «Круг эмоциональных привязанностей» | СобчикЛ.Н. Модифицированный вось-мицветный тест Люшера.- Речь, СПб.: 2001.C.20-21 Альманах психологических тестов- М.: КСП.1996.С.325 Системная семейная психотерапия. Под ред. Эйдемиллера-СПб.: Питер, 2002. с.45-47 | 27-31 января, 26-30 мая |
Страхи | норма -11 (у девочек) норма - 8 (у мальчиков) | ||||
Вегетативный коэффициент | 1-1,5 - норма Меньше 1,5 -торможение Больше 1,5 -возбуждение | ||||
Самооценка | Адекватная Завышенная Заниженная | ||||
Эмоциональное отношение к членам семьи | Принятие Отвержение |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1998г (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г, 2011г., 2013г.).
2. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. доктора пед.наук Л.А. Парамоновой.- М.: Карапуз - Дидактика, 2004. стр.208.
3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально - эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 2005. стр.93.
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Рабочие тетради:
• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Веселые, грустные...: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 24с.
• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. С кем дружишь: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 24с.
• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Мы все разные.: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 30с.
• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Как вести себя.: пособие для детей ст. дошк. возраста: 5-6 лет - М.: Просвещение, 2005. 32с.
2. Осеева В.А. Волшебное слово: Рассказы - М.: Дед. лит.; 1989г. 47 с.
3. Рассказы и сказки русских писателей. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд - во, 1989г. 448с.
4. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990. 420с.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» г.Чебоксары
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании педагогического совета Заведующий
____________Л.И.Ванеева
Протокол №_____ Приказ №______
от «____» ___________2013 года от «____» __________ 2013 года
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Социальное развитие ребенка: развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками»
(образовательная область «Социализация»)
Название учебного курса, предмета, дисциплины, образовательной области
для средних групп
Возрастная категория детей
на 2013 – 2014 учебный год
учебный год
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения»
С.-П.: Детство - Пресс, 2008.
название комплексной или специлизированной программы, программы на основе которой составлена рабочая учебная программа
Составитель: А.Н. Смиренская
педагог – психолог первой
квалификационной категории
г. Чебоксары
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары» обеспечивает разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет. Учреждение работает в режиме полного дня (12 часовое пребывание детей) при 5 дневной рабочей недели. В детском саду функционирует 11 возрастных групп, из них 9 групп детей дошкольного возраста, 2 группа детей раннего возраста, воспитывается детей.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Эмоциональное благополучие – это залог успешного физического и интеллектуального развития ребенка. В этом мы видим актуальность данного учебного курса.
Особое значение в социализации дошкольников занимает место совместной деятельности педагога и ребенка. Умелое использование методов, средств и приемов, направленно на развитие умения понимать окружающих людей и мир, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Основой его пути – приобщение дошкольника к доступным формам гуманного культурного поведения.
Целью курса является формирование у детей 4-5 лет социальных навыков и развитие способности к совместным действиям вбыту и игровой деятельности через решение следующих задач:
- Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми;
- Формирование у детей умения практического владения выразительными движениями (мимикой, жестов, пантомимики);
- Развитие адекватной оценочной деятельности;
- Формирование доверия к собеседнику, формирование положительных черт характера, развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
- Обучение детей речевым средствам общения.
Содержание учебного курса интегрировано двумя образовательными областями: социализацией и развитием навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Объектом данного курса являются дети среднего возраста:
- группа №1 в количестве 27 детей
- группа №10 в количестве 28 детей
Количество занятий – 37 занятий в год.
Форма работы – совместная деятельность взрослого и детей.
Для оценки динамики достижений детей проводится мониторинг дважды в год: январь (с 20 по 24) и в мае (с 19 по 23).
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Обязательная часть Содержания образования | Содержание, формируемое участниками образовательного процесса |
1. | Мир познания (единство с природой) |
|
|
2. | Языки общения (навыки общения с внешним миром) |
|
|
3. | Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я») |
|
|
4. | Взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми) |
|
|
5. | Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) |
|
|
6. | Фантазия характеров (в отношениях формируется характер, в игре – истина) |
|
|
7. | Умение владеть собой (желаемое и возможное) |
|
|
8. | Культура общения (этикет) |
|
|
9. | Мальчик и девочка (он – папа, она – мама) |
|
|
Календарно-тематический план
Месяц | № занятий | Название раздела учебного курса занятий | Тема занятия и форма его проведения | Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса |
Сентябрь | 1 | 1.Мир познания (единство с природой) | 1.1. Времена года. Совместная деятельность взрослых с детьми |
|
|
2 | 1.2. Домашние животные |
|
| ||
3 | 1.3. Мои зеленые друзья |
|
|
Октябрь | 4 | 2.Языки общения (навыки общения с внешним миром) | 2.1. Как я помню то, что помню |
|
|
5 | 2.2. Язык жестов и движений |
|
| ||
6 | 2.3. «Язык чувств» |
|
| ||
Ноябрь | 7 | 3.Тайна моего «Я». Формирование собственного «Я» | 3.1. Кто такой «Я» |
|
|
8 | 3.2. Кто такой «Я» |
|
| ||
9 | 3.3. Я сам |
|
| ||
Декабрь | 10 | 4.Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми) | 4.1. «Моя мама» |
|
|
11 | 4.2. Дружная семья |
|
|
12 | 4.3. Дружная семья |
|
| ||||
13 | 4.4. Мамы разные нужны, мамы всякие важны |
|
| ||||
Январь | 14 | 4.5. Я должен спросить у мамы |
|
| |||
15. | 4.6. Как мы ходим в магазин |
|
| ||||
16 | 4.7. На улице |
|
| ||||
Февраль | 17 | 5. Как мы видим друг друга | 5.1. Я и другой: мы разные |
|
| ||
18 | 5.2. Дружба |
|
|
19 | 5.3. День рождения |
|
| ||
20 | 5.4. Мы улыбаемся |
|
| ||
Март | 21 | 6. Фантазия характеров | 6.1. Что такое хорошо и что такое плохо |
|
|
22 | 6.2. Что такое хорошо, и что такое плохо |
|
| ||
23 | 6.3. Давай никогда не ссориться |
|
| ||
24 | 6.4. Дурные привычки |
|
| ||
Апрель | 25 | 7. Умение владеть собой | 7.1. Умей расслабиться |
|
|
26 | 7.2. Будь внимателен |
|
|
Апрель | 27 | 7.3. Как поступить |
|
| |
28 | 7.4. Не хочу быть плохим |
|
| ||
Май | 29 | 8. Культура поведения | 8.1. Секрет «волшебных слов» |
|
|
30 | 8.2. Давай поговорим |
|
| ||
31 | 8.3. Телефон |
|
|
Май | 32 | 8.4. Напиши мне письмо |
|
| |
33 | 8.5. За столом |
|
| ||
Июнь | 34 | 9. Мальчик и девочка | 9.1. Внешность |
|
|
35 | 9.2. Маленькие рыцари и дамы |
|
| ||
36 | 9.3. Дружба мальчиков и девочек |
|
|
37 | 9.4. Играем вместе |
|
| ||
Количество занятий в год: 37 |
Результаты освоения содержания программы
Компоненты структуры личности | Критерии результативности | Показатели освоения содержания программы | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса | ||
Эмоционально - волевой | У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познавательному | Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о своей семье, родителях. Стали уверенные в себе, развивается чувство собственного достоинства, свою причастность к происходящему. Воспитание эмпатии, нормы культуры общения со сверстниками и взрослыми. | Начало адекватного отношения к себе, к окружающему миру. Установление доверительных отношений с педагогом. С интересом познает окружающую действительность. |
Деятельностно- практический | Воспитанники владеют способами деятельности (умениями и навыками) | Умеют рассказывать о себе, о родителях, о профессиях, о времени года, о дружбе, о настроении, о правилах поведения в общественных местах. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем времени, передавать настроение через пантомимику | Умеют слушать произведения, понимать (чувствовать) природу и настроение окружающих людей. Обсуждать услышанное. |
Когнитивный | Воспитанники имеют знания | Знают правила поведения в общественных местах, способы передачи настроения. Элементарные знания об окружающем мире | Знают особенности своей внешности, некоторые эмоциональные состояния, принимать правильные решения в различных ситуациях, качества, помогающие дружбе, позитивные способы общения. |
Рефлексивно- творческий | У воспитанников развито творчество и способности | Развивают воображение, художественный вкус |
Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
Показатели освоения программы | Уровни освоения программы | Методы мониторинга | Название пособия | Сроки проведения | |
Низко формализован-ные | Высоко формализованные | ||||
Формы общения | Деловое общение Познавательное общение Личностное общение | Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка | 1. Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) | Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр.67-73 | 21-25 января 20-24 мая |
Эмоциональное отношение к членам семьи | Принятие отвержение | 2.Тест «Рисунок семьи» | Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 93-106 | ||
Самооценка | Адекватная завышенная заниженная | 3. Методика «Нарисуй себя» | Практикум. Психология ребенка от 0 до11 лет. Методики и тесты / Под ред. А. А.Реана. Москва, стр. 62-65 | ||
Личностное поведение ребенка | Поведение в различных видах деятельности, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми | 4. Методика по изучению личностного поведения ребенка | Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 106-110 |
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об Образовании» 1998 (с изменением от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г., 2011г., 2013г.).
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург: Детство – Пресса, 2010.- 384 с.
- Бабаева Т.И., Полякова М.Н. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - Спб: Детство – Пресс, 2008.- 480 с.
- План – программа педагогического процесса в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада/Под редакцией З.А Михайловой..- Спб: Детство – Пресс, 2009.- 255 с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» подготовительная к школе группа. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., - Волгоград: Учитель, 2010.- 131 с..
- Практикум. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/Под редакцией А.А. Реана. –Спб, 2007.- 224с.
Для детей:
Учебно – методическое и информационное обеспечение программы (расписано в учебной программе).
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» г.Чебоксары
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На заседании педагогического совета Заведующий
____________Л.И.Ванеева
Протокол №_____ Приказ №______
от «____» ___________2013 года от «____» __________ 2013года
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Социальное развитие ребенка: развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками»
(образовательная область «Социализация»)
Название учебного курса, предмета, дисциплины, образовательной области
для подготовительных групп
Возрастная категория детей
на 2013 – 2014 учебный год
учебный год
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения»
С.-П.: Детство - Пресс, 2008.
название комплексной или специлизированной программы, программы на основе которой составлена рабочая учебная программа
Составитель: А.Н. Смиренская
педагог – психолог первой
квалификационной категории
г. Чебоксары
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары» обеспечивает разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет. Учреждение работает в режиме полного дня (12 часовое пребывание детей) при 5 дневной рабочей недели. В детском саду функционирует 11 возрастных групп, из них 9 групп детей дошкольного возраста, 2 группа детей раннего возраста, воспитывается детей.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Эмоциональное благополучие – это залог успешного физического и интеллектуального развития ребенка. В этом мы видим актуальность данного учебного курса.
Особое значение в социализации дошкольников занимает место совместной деятельности педагога и ребенка. Умелое использование методов, средств и приемов, направленно на развитие умения понимать окружающих людей и мир, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Основной путь реализации – право на свободу выбора деятельности, построение проблемно – игровой деятельности, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Целью курса является формирование у детей 6-7 лет социальных навыков и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности через решение следующих задач:
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми;
- Формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестов, пантомимики);
- Развитие адекватной оценочной деятельности;
- Развитие, направленное на анализ собственного поведения и поступков людей;
- Продолжать обучать детей речевым средствам общения;
- Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
- Обучение детей пониманию себя через эмоциональное переживание.
Содержание учебного курса интегрировано двумя образовательными областями: социализацией и развитием навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Объектом данного курса являются дети подготовительного возраста:
- группа №2 в количестве 28 детей;
- группа №3 в количестве 27 детей;
Количество занятий – 38 занятий в год.
Форма работы – совместная деятельность взрослого и детей.
Для оценки динамики достижений детей проводится мониторинг дважды в год: январь (с 13 по 17) и в мае (с 12 по 16).
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Обязательная часть Содержания образования | Содержание, формируемое участниками образовательного процесса |
1. | Мир познания (единство с природой) |
|
|
2. | Языки общения (навыки общения с внешним миром) |
|
|
3. | Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я») |
|
|
4. | Взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми) |
|
|
5. | Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) |
|
|
6. | Фантазия характеров (в отношениях формируется характер, в игре – истина) |
|
|
7. | Умение владеть собой (желаемое и возможное) |
|
|
8. | Культура общения (этикет) |
|
|
9. | Мальчик и девочка (он – папа, она – мама) |
|
|
Календарно-тематический план
Месяц | № заня- тий | Название раздела учебного курса, занятия | Тема занятия и форма его проведения | Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемого участниками образовательного процесса | ||
Сентябрь |
1 | 1.Мир познаний (единство с природой) |
1.1. У природы нет плохой погоды. Совместная деятельность взрослых с детьми |
|
| ||
2 | 1.2.1 1.2.Мой ласковый и нежный зверь Совместная деятельность взрослых с детьми С |
и домашних животных;
|
| ||||
3 | 1.3. Мои зеленые друзья |
|
| ||||
Октябрь | 4 | 2. Языки общения, (навыки общения с внешним миром) | 2.1. Мои умные помощники |
|
| ||
5 | 2.2. Язык жестов и движений |
|
| ||||
6 | 2.3. Язык чувств |
|
| ||||
Ноябрь | 7 | 3.Тайны моего «Я» (формирование собственного «Я») | 3.1. Кто такой «Я» |
|
| ||
8 | 3.2. Я хочу |
|
| ||||
Декабрь | 9 | 4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности общения со взрослыми) | 4.1. Моя мама |
|
| ||
10 | 4.2. Дружная семья |
|
| ||||
11 | 4.3.Дружная семья |
|
| ||||
12 | 4.4. Мамы разные нужны, мамы всякие важны |
|
| ||||
13 | 4.5. Я должен спросить у мамы |
|
| ||||
Январь | 14 | 4.6. Как мы ходим в магазин |
|
| |||
15 | 4.7. На улице |
|
| ||||
16 | 4.8. На улице |
|
| ||||
Февраль | 17 | 5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками) | 5.1. Я и другой: мы разные |
|
| ||
18 19 | 5.2 и 5.3 Дружба |
|
| ||||
Февраль | 20 | 5.4. День рождения |
|
| |||
Март | 21 | 5.5. Мы улыбаемся |
|
| |||
22 | 6. Фантазия характеров | 6.1. Что такое хорошо и что такое плохо |
|
| |||
Март | 23 | 6.2. Что такое хорошо и что такое плохо |
|
| |||
24 | 6.3. Давай никогда не ссориться |
|
| ||||
Апрель | 25 | 6.4. Дурные привычки |
|
| |||
26 | 7. Умение владеть собой | 7.1. Умей расслабиться |
|
| |||
Апрель | 27 | 7.2. Будь внимателен |
|
| |||
28 | 7.3. Как поступить |
|
| ||||
Май | 29 | 7.4. Не хочу быть плохим |
|
| |||
30 | 8. Культура общения | 8.1. Секрет волшебных слов |
|
| |||
31 | 8.2. Давай поговорим |
|
| ||||
32 | 8.3. Телефон |
|
| ||||
Июнь | 33 | 8.4. Напиши мне письмо |
|
| |||
34 | 8.5. За столом |
|
| ||||
35 | 9. Мальчик и девочка | 9.1. Внешность |
|
| |||
36 | 9.2. Маленькие рыцари и дамы |
|
|
Июнь | 37 | 9.3. Дружба мальчиков и девочек |
|
| |
38 | 9.4. Играем вместе |
|
| ||
Количество занятий в год: 38 |
Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
Показатели освоения программы | Уровни освоения программы | Методы мониторинга | Название пособия | Сроки прове-дения | |
Низко формализован-ные | Высоко формализованные | ||||
Эмоциональное состояние ребенка | Положительное нейтральное отрицательное | Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка |
исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой) | Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр.78-93 | 14-18 января 13-17 мая |
Эмоциональное отношение к членам семьи | Принятие отвержение | 2.Тест «Рисунок семьи» | Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 93-106 | ||
Формы общения | Познавательное общение Личное общение | 3.Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной) | Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Азбука общения, -Детство-Пресса, СПб, 2008г., стр. 67-73 | ||
Самооценка | Адекватная завышенная заниженная | 4. Методика «Нарисуй себя» | Практикум. Психология ребенка от 0 до11 лет /Под ред. Реана, Москва, стр. 62-65 |
Результаты освоения содержания программы
Компоненты структуры личности | Критерии результативности | Показатели освоения содержания программы | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса | ||
Эмоционально - волевой | У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познавательному | Повысилась самооценка. С интересом рассказывают о семье, родственниках, о происходящем в окружающем мире. Стали более уверенные в себе, развито чувство собственного достоинства, свою причастность к происходящему. Воспитание эмпатии нормы культуры общения со сверстниками и взрослыми. | Развито адекватное отношение к себе, к окружающему миру. Установление доверительных отношений с педагогом. С интересом познает окружающую действительность. |
Деятельно- практический | Воспитанники владеют способами деятельности (умениями и навыками) | Умеют рассказывать о себе, о семье, о родителях, о дружбе, о профессиях, о настроении, о правилах поведения в общественных местах. Умеют понимать связь между ситуацией и своим поведением, ориентироваться в прошедшем времени, передавать сообщения различными способами, пытаются найти конструктивные выходы из затруднительных ситуаций. | Развито чувство эмпатии по отношению к окружающему миру. Сформирована культура поведения в общественных местах. Умеют обсуждать услышанное, развита саморегуляция и самооценка. |
Когнитивный | Воспитанники имеют знания | Знают различные способы передачи сообщений, правила поведения в общественных местах. Обладают знаниями об окружающей действительности | Знают особенности базовых эмоций, особенности своей внешности, способы разрешения ссор и конфликтов; качества, помогающие и мешающие дружбе, позитивные способы общения. |
Рефлексивно- творческий | У воспитанников развито творчество и способности | Развивают воображение, художественный вкус |
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об Образовании» 1998 (с изменением от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002г, 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003г., 2011г., 2013г..
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Санкт – Петербург: Детство – Пресса, 2010.- 384 с.
- Бабаева Т.И., Полякова М.Н. Дошкольник 6-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». - Спб: Детство – Пресс, 2008.- 480 с.
- План – программа педагогического процесса в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада/Под редакцией З.А Михайловой..- Спб: Детство – Пресс, 2009.- 255 с.
- Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» для средних групп. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., - Волгоград: Учитель, 2010.- 103 с..
- Практикум. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/Под редакцией А.А. Реана. – Спб, 2007.- 224с.
Для детей:
Учебно – методическое и информационное обеспечение программы (расписано в учебной программе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в области «Социально- коммуникативного» и «Художественно- эстетического» развития, в подготовительной группе, на тему «Герб города Набережные Челны» (Автор: Нурмухаметова А.С.- воспитатель высшей квалификационной категории)
Программное содержание1. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Набережные Челны. Познакомить с основными правилами геральдики: форма, цветовой фон, д...
Рабочая программа по реализации образовательной области « Художественное эстетическое развитие» (базовый вид деятельности «Музыка») младшей, средней, старшей и подготовительной групп на период с 01.09.2015 по 31.05.2016уч.г.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Прог...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего возраста (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в страну Эмоций»
Конспект «Путешествие в страну Эмоций» может помочь воспитателям провести интересное занятие для детей в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитиюЦель: Развитие эмоцио...
План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста...
Перспективный план образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» Совместная трудовая деятельность в подготовительной группа
Этот методический материал "Социально - коммуникативное развитие " Совместная трудовая деятельность поможет в календарном планировании....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по Социально-коммуникативной области для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Научим сказочных героев безопасности»
Сформировать умение разбираться в ситуации, которая несет себя опасность и правильно реагировать в таких случаях...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей и подготовительной подгруппы. Тема: «Пекарь»
Конспект организованной образовательной деятельностипо социально-коммуникативному развитию для детей старшей и подготовительной подгруппы.Тема: «Пекарь»...