Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме: Произведение М.Ю. Лермонтова «Парус».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: - освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова;
- создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи: Образовательные: - Знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.
- Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи через стихи М. Ю. Лермонтова.
- Автоматизация правильного произведения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.
- Учить создавать из бумаги парус. Самостоятельно комбинируя, освоенные приемы силуэтной и реальной аппликации.
Развивающие: - Развитие и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов творческой деятельности.
- Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух.
- Развивать композиционные умения (размещать парусник «в море» по всему листу бумаги).
- Развивать воображение, любознательность.
Воспитательная: - Воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа;
- Воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе;
- Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме: Произведение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.
Форма организации: групповое.
Цель: - освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова;
- создание благоприятных условий развития творческого потенциала каждого ребенка.
Задачи: Образовательные: - Знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова.
- Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи через стихи М. Ю. Лермонтова.
- Автоматизация правильного произведения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.
- Учить создавать из бумаги парус. Самостоятельно комбинируя, освоенные приемы силуэтной и реальной аппликации.
Развивающие: - Развитие и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов творческой деятельности.
- Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух.
- Развивать композиционные умения (размещать парусник «в море» по всему листу бумаги).
- Развивать воображение, любознательность.
Воспитательная: - Воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа;
- Воспитание у детей интерес к творческому процессу, чувство самореализации и востребованности в обществе;
- Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: - беседы о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, рассматривание иллюстраций и фотографий;
- Чтение произведений М. Ю. Лермонтова;
- Разучивание стихов М. Ю. Лермонтова: «Парус».
Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Парус».
Раздаточный материал: Листы бумаги разного формата и цвета, клей, ножницы, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков.
Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:
- Ребенок воспринимает и понимает произведения искусства;
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Ход занятия:
15 октября вся страна отмечала день рождения М. Ю. Лермонтова он великий русский поэт, драматург, художник и офицер. Родился поэт в Москве 1814 года.
Главным воспитателем маленького Миши была его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она так любила своего внука, что основала новое село и назвала его в честь Миши – Михайловским. Маленький поэт рос болезненным ребенком и бабушка, энергичная и настойчивая, употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.
Папа Миши, Юрий Петрович не принял участия в воспитании сына, только когда Миша начал учиться в университетском благородном пансионе в возрасте 12 лет только тогда начал с ним общаться.
Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось и 3 года, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, ее не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства. Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны. Мальчиком десяти лет бабушка повезла его в горы на Кавказ, на отдых;
впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Он даже начал писать картины. В основном это были прекрасные пейзажи Кавказа. (показ картин)
В возрасте 18 лет Лермонтов поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Он решает стать военным. Чему его бабушка была очень рада. Из школы он вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Именно с Кавказом связана трагедия, которая настигла поэта, когда ему было всего 27 лет. Это дом в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние 2 месяца своей жизни.
Михаил Юрьевич погиб на дуэли, на которую его вызвал бывший друг. Он посчитал, что Лермонтов оскорбил его при встрече, а ему это не понравилось. При чем Поэт даже не собирался целиться в противника, а просто выстрелил в воздух. Но его противник выстрелил в Лермонтова в упор. Памятник в Пятигорске, воздвигнутый на месте гибели поэта. Во многих городах нашей страны стоят монументы и памятники Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В Тарханах, где он вырос, в Кисловодске, в Санкт-Петербурге, где он учился, в Пятигорске, где он погиб.
И конечно же в Москве, где родился великий поэт. Этот памятник расположен недалеко от того места, где родился Михаил Юрьевич Лермонтов.
Когда Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет стихотворение «Парус» Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастья не ищет
И не от счастья бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
После чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова исполняется музыкальная композиция по мотивам стихотворения "Белеет парус…"
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение? Дети: Грустное.
Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: Потому что Парусник одинокий.
Воспитатель: - А откуда приплыл парус? Дети: с моря
Воспитатель: - Многие из вас уже были на море с родителями и могут рассказать какое бывает море?
Дети: – синее, голубое, зеленое, большое и т. д.
Воспитатель: - А если на море поднимается сильный ветер, что начнётся
Дети: начинается шторм
Воспитатель: - А как вы думаете, дети, если поднимается ветер, что происходит с парусами?
Дети: гнется и скрипит и они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед.
Воспитатель: - Правильно, они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед.
Воспитатель: - Предлагаю вам «стать ветром» и попытаться «надуть парус».
Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики
Воспитатель: - Сначала мы попробуем «наполнить ветром наши паруса».
(Раздаем детям «паруса» - листы белой бумаги формат А5).
Воспитатель: - Берем наши «паруса» с двух сторон за короткий край.
Набираем носом по больше воздуха, и дуем сначала тихонько на «парус».
– Высоко ли поднялся наш парус?
Дети: - низко
Воспитатель: - Теперь снова набираем воздух носом и дуем ртом сильно.
– Как теперь поднят наш парус?
Дети: - высоко
Воспитатель: – Высоко то высоко. Вы молодцы, но наш корабль уплывет так не далеко.
- Видите, как быстро наш парус опустился вниз?
Воспитатель: - Теперь мы с вами наберем еще больше воздуха в наши животики и будем дуть как можно дольше на наш парус. У кого листочек дольше не опустится вниз, тот станет отважным капитаном нашего парусника. (Дети аплодисментами поздравляют капитанов).
Воспитатель: - Ребята, а давайте с вами сделать парус?
Дети: Да, давайте.
Воспитатель: - Сейчас мы сядем за столы, и я научу вас, как выполнить аппликацию так, что бы ваши паруса у ваших караблей действительно были наполнены ветром, а море вздымало свои волны. (Воспитатель поэтапно показывает и дети вместе с воспитателем поэтапно выполняют работу. Тем, кто испытывает сложности, воспитатель может немного помочь).
Воспитатель: - Итак, ребята, что мы научились сегодня делать на нашем занятии?
Дети: Парусник
Воспитатель: Правильно ребята парусник. - Что вы запомнили с нашего занятия?
Дети: ответы детей
Воспитатель: а давайте мы с вами повторим стихотворение про парусник.
- А кто написал это стихотворение
Дети: М.Ю. Лермонтова
Самостоятельная работа детей. Выставка готовых композиций, обсуждение особенностей работ, выделяются наиболее эффектные и аккуратные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».
Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе детского сада тема "Игра-путешествие в страну Математики"
Программное содержание:1. закрепить прямой счет до 10, умение правильно применять знаки “=”, “? ”, “> ”, “< ”, “+ ”;2. устанавливать соответ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в старшей группе По теме: «Театры и музеи Москвы»
Управление общего образования Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....
Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"
Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, ...
Конспект ООД по образовательной области «Познание» в старшей группе. Тема: «Наш любимый город Раменское»
Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в результате получения информации о городе Раменское....