Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Курочкина Лада Олеговна

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdushnyy_okean_dlya_starshey_gruppy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН»

Воспитатель:

 Курочкина Лада Олеговна

Павловск - 2013

Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе

ТЕМА: «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН»

Актуальность:

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательный аспект:

Обеспечить узнавание и добиться расширения и усвоения знаний детей о воздухе, его свойствах.

Обеспечить применения на практике правил безопасности при проведении опытов.

  1. Развивающий аспект:

Обеспечить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и подвести детей к выводам.

  1. Воспитывающий аспект:

Способствовать формированию представления о роли воздуха, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, природе.

Вызвать интерес к окружающей жизни, желание беречь ее, любознательность.

Материалы и оборудование:

Глобус, костюм Волшебника, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, емкость с водой, прозрачные пластиковые стаканы, салфетки, пластилин, веер на каждого ребенка, иллюстрации, халат на каждого ребенка.

Ход НОД

Дети входят в лабораторию в белых халатах.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. К нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто работает в лаборатории? А вы хотите поиграть в ученых и поработать в нашей лаборатории?

Посмотрите, что на вас надето?

В лаборатории все работают в халатах. Давайте и мы отправимся в лабораторию.

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не толкай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

У нас необычная лаборатория, а ВОЛШЕБНАЯ!  Хотите убедиться? Тогда я предлагаю вам на минутку крепко-крепко закрыть глазки и не подглядывать. Вас ждёт сюрприз.

(Звучит музыка, дети закрывают глаза, воспитатель превращается в Доброго Волшебника, приносит с собой глобус).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я – Добрый Волшебник, а вы будете моими помощниками. Согласны? И мы вместе с вами покажем нашим гостям разные чудеса.

Посмотрите, что я вам принёс.

Ответы детей.

Воспитатель: А что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель: А какого цвета на глобусе больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Что обозначает синий цвет на глобусе?

Ответы детей.

Воспитатель:  Кто живёт в океане?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а где живут люди?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу открыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живём на дне очень большого океана. Только нас окружает не вода, а что – то другое. Послушайте загадку.

 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

 Как вы думаете, что это за невидимка?

(если не отгадали, еще 2 загадки)

  1. Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

      С нами рядом каждый час,

      Но не видим он для нас.

  1. Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это воздух. А океан, который нас окружает, называется «ВОЗДУШНЫЙ». Повторите, пожалуйста, за мной «Воздушный».

Ребята, а нам воздух нужен?

Ответы детей.

Воспитатель: Зачем?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте убедимся, что нам нужен воздух.

Вдохните воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно.

Какое было желание?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?  Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Что произойдет?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

Кому ещё нужен воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А кому воздух не нужен?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, воздух нужен для объектов живой природы, и совсем не нужен объектам неживой природы.

Игра на внимание «Живое – неживое»

Воспитатель:   Давайте поиграем.

Правила игры такие: воздух нужен – хлопок руками, не нужен  - топаем ногами.  (Птицы,  камни, заяц, песок, гора, дерево, цветок, вода, железо и т.д.)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?  

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем поймать воздух ладонями. Получается? Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.

Возьмите мешочки.

(Воспитатель раздаёт пустые полиэтиленовые пакеты).

Посмотрите, что там?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки.

(Дети закручивают мешочки).

Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

 Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим?  Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, лёгкий, бесцветный, он – невидим.

Ребята, посмотрите, что я ещё вам принёс.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, а как их еще называют?

Как вы думаете почему? Что находится у них внутри?  

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте сделаем красивый круг, мы превращаемся в воздушные шары.

Пальчиковая гимнастика « шары».

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Опыт «Сухой из воды»

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»?

Как вы это понимаете? Как вы считаете, это возможно?

Ребята, а как вы думаете, возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

 Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Посмотрите  сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите,  на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно  погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в  стакан?

(Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

Намокла ли салфетка?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же помешало воде её намочить?

Ответы детей.

Воспитатель: А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

Ответы детей.

Воспитатель: Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет.

Наклонить стакан.

Значит, хотя воздух и  невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – занимает место.

(Воспитатель предлагает детям  повторить этот опыт самостоятельно).

Вывод: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.

Воспитатель: Ребята, я еще хочу загадать вам  загадку. Попробуйте отгадать.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

(ветер)

Правильно, это – ветер.

А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Ответы детей.

Воспитатель: А откуда взялся ветер?

Ответы детей.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Каким образом?

Ответы детей.

Воспитатель: А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко?

 Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.

Вот какую помощь оказывает  ветер.

Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете?

Ответы детей.

(Воспитатель показывает иллюстрации).

Воспитатель: Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры?

Ответы детей.

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показами иллюстраций).

Воспитатель: Итак. Ребята, с каким океаном мы сегодня познакомились?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали, что нас окружает?  

Что воздух какой? А для чего нам нужен воздух? Ещё мы узнали, что воздух занимает место, что ветер – это движение воздуха.

 

Мы с вами очень плодотворно потрудились, а теперь давайте  представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Релаксация на ковре под шум ветра и шелест листьев.

Нас в любое время года
Учит умная природа,
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду –
Обучают нас труду,
И к тому же в их труде –
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце – доброте,
И  при всей огромности –
Обучает скромности.

В нашей волшебной лаборатории есть награды настоящим ученым.

Это грамоты! Вот они, за вашу отличную работу вручаю вам грамоты «Юный исследователь воздуха»

До свидания, юные исследователи. Мне было очень приятно работать вместе с вами. С нетерпением будем ждать нашей следующей встречи в нашей волшебной лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе детского сада тема "Игра-путешествие в страну Математики"

Программное содержание:1.     закрепить прямой счет до 10, умение правильно применять знаки “=”, “? ”, “> ”, “< ”, “+ ”;2.     устанавливать соответ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе.

У каждого из нас есть малая Родина.Это то место, где мы родились и выросли. Мы должны знать свою культуру, быт,особенности своего народа. Занятие разработано для старшей группы и входит в систему заня...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект организованный образовательной деятельности по области «Познание» в старшей группе. «Математическое путешествие в сказке»

Цель: Закреплять счетные умения, знание цифр, умение соотносить цифру с количеством, умение измерять ширину с помощью мерки, ориентироваться в пространстве, умение работать в коллективе, развивать реч...