Конспект открытого занятия образовательная область "Познание" в старшей группе на тему: "Удивительный мир камней"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель занятия: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, вместе с детьми классифицировать камни по признакам, развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление, способствовать развитию эстетического вкуса. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_udivitelnyy_mir_kamney.docx | 69.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия образовательная область "Познание"
в старшей группе № 7
"Удивительный мир камней"
Автор: Корниенко М.В.
Должность: воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 113"
Цель:
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Интеграция образовательных областей:
"Познание", "Коммуникация", "Опытно-исследовательская деятельность".
Задачи:
Обучающие:
Обратить внимание детей на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (легкий, тяжелый); плавучесть (тонет в воде)
Развивающие:
Развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление.
Эстетические:
Способствовать развитию эстетического вкуса. Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закреплять навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Исследовательские:
Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представлением о камнях.
2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.
Демонстрационный и раздаточный материал:
1.Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
2. Сказочная героиня - Хозяйка медной горы.
3. Шкатулка с сокровищами.
4. Синяя, белая ткань.
5. Набор крупного строительного материала.
6. Ящик ощущений.
7. Набор схем - рисунков.
8. Диск с таинственной музыкой
9. Шапка ученого.
10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
11. Набор камней на каждого ребенка.
12. Лупы
13. Стакан с водой, ложка
14. Салфетки
15. Коробка с ячейками.
16. Алгоритмы исследований.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства.
Чтение сказок П.П. Бажова "Каменный цветок".
Словарная работа: жесткий, плотный, шершавый, шероховатый, лупа, "Ящик ощущений".
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Ребята сегодня я утром получила необычное письмо и посылку.
Адрес отправителя тоже загадочный - Горная страна. От гномов.
Кто из вас знает, кто такие гномы? Чем они занимаются? Посмотрите гномы прислали нам большую коробку - посылку. Как вы думаете, что может находиться в посылки. Давайте посмотрим, что там. Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержание этой посылки.
Дети: Камни
Воспитатель: Верно - это камни. А знаете ли вы, что каменными богатствами в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте). Здесь высокие горы.
В них много богатств и сокровищ, здесь - то и работают гномы.
И работают они на Хозяйку медной горы. Добывают золото и драгоценные камни.
Ребята, а еще больше я растерялась, когда увидела не только посылку, но и конверт - в нем нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.
Но с какой целью гномы нам послали эти камни и схемы? (предложения детей).
Не просто так посылка здесь,
И в том наверно есть секрет:
В посылке этой камни есть,
Что излучают свет!
Один, как мамины глаза,
Прозрачно - голубой;
Как виноградная лоза,
Зелененький - другой,
А третий солнышка светлей,
А вдруг это алмаз ?!
Я предлагаю, дети, их
Вам рассмотреть сейчас.
- Ребята, а что вы знаете о камнях?
Не очень много вы знаете о них. А хотите узнать больше. Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Прошу садитесь на свои места. Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза? Дети: - "Чтобы смотреть". Руки? Дети: - "Чтобы ощупывать предметы".
Уши? Дети: - "Чтобы слушать".
А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфеточки. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. "Определение цвета и формы".
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д.)
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему - рисунок, прикрепляет на доске.)
__________________________________________________________
Опыт № 2. "Определение размера".
Воспитатель показывает вопросительный знак и спрашивает: "Все камни одинакового размера?" - Дети: - "Нет."
"Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?"
Вывод: камни бывают разных размеров.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Подготовка рук - массаж.
"Каждый пальчик мы потрем, свои ручки разомнем"
Опыт № 3. "Определение характера поверхности".
"Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?" (дети делятся открытиями).
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. "Рассмотрение камней через лупу"
"Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся чем? - лупой". (Дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: - "Что интересного вы увидели ребята?" (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, точки). "Молодцы, вы очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минутку стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают".
Опыт № 5. "Определение веса"
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые
"Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки.
Стол какой? (холодный). А щеки? (теплые). Наша кожа может быстро определять температуру".
Опыт № 6. "Определение температуры камня".
"Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?" (дети предлагают способы действий. проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень).
Дыхательная гимнастика.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: - "Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду" (версии детей).
- "Почему вы так думаете? (доводы детей). А что нужно сделать, чтобы узнать правду - истину?" (предложение детей).
Опыт № 7. "Плавучесть"
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатами опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
А достаньте камень из воды и протрите его салфеткой. Какой камень стал? (сухой).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку ученого и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод о проделанной опытах).
Дети приводят рабочее место в порядок и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.
Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин. Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. (сюрпризный момент). Дети открывают глаза. раскрывают шкатулку.
Ребята! Это, наверное Хозяйка медной горы совершила чудо. Посмотрите какие изделия делают из камней. Возьмем шкатулочку и рассмотрим сокровища. Вам понравились камни. Все, что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям. Всего вам доброго.
Использованная литература:
1. Н.А. Рыжова "Я и природа", Москва - 1996 г.
2. Н.А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду: теория и практика", Москва - 1999 г.
3. Т.М. Бондаренко: "Экологические занятия с детьми 6 лет", Воронеж - 2002 г.
4. Т.Н. Зенина: "Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (старшая группа), Москва - 2008 г.
5. А.И. Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду", Москва - 2007 г.
15.04.2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятие по изодеятельности Старшая группа
открытое занятие по изодеятельности...
"Наше настроение". Конспект открытого занятия для детей старшей группы.
Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в ...
конспект открытого занятия по физкультуре, старшая группа
Конспект открытого занятия по физической культуре на тему : " мы солдаты" ....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»
1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме: "Путешествие в страну здоровья"
Конспект открытого занятия для средней группы на тему: «Путешествие в страну здоровья»Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в первой средней группе на тему: «Путешествие в с...
Конспект открытого занятия НОД в старшей группе тема: «Сказочная гжель».
Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для художественно- эстетического развития дошкольников....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме "Удивительные свойства воды"
Конспект занятия по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте по теме "удивительные свойства воды"....