Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.
статья
И так поговорим о:
Педагогических технологиях успешной адаптации детей раннего возраста.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания
личности ребенка дошкольного возраста.
Детей надо приучать жить среди людей,
формировать у них определенные психологические качества
(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Понинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка по теме:
Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.
Воспитатель: Зюзикова
Анжелика Леонидовна
I квалификационная категория
с. Понино
2019 г.
И так поговорим о:
Педагогических технологиях успешной адаптации детей раннего возраста.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –
одна из важных задач воспитания
личности ребенка дошкольного возраста.
Детей надо приучать жить среди людей,
формировать у них определенные психологические качества
(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Психологическая готовность ребенка к ДОУ – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.
Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.
Опираясь на требования программы «От рождения до школы» мы ставим перед собой задачи: способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, помочь нашим детям в адаптационный период разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и окружающими;
В своей работе мы используем такие педагогические технологии как
- Сочинение – эссе «Познакомтесь со мной»
- Семейный альбом «Мой дом моя семья»
- Портфолио
- Засыпание с любимой игрушкой
- Песочная терапия
- Телесная терапия
1.При поступлении детей в детский сад мы часто просим родителей написать сочинение о своём ребёнке. Это не только творческая работа наших родителей, но и ценный материал для нас, педагогов. Этот рассказ служит важным источником диагностической информации, который поможет в дальнейшем избежать многих ошибок в общении с ребёнком Всегда приветствуется, если родители проявляют не формальное, а заинтересованное отношение к выполнению задания,
2. Фотография это важнейшая поддержка , символ присутствия родных их любви, дети ощущают живое присутствие родных рассматривая он погружается в семейный микроклимат, говорящие дети могут рассказать о своей семье. Семейный альбом может являться своеобразным мостиком между семьей и доу.
3. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
4. Многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей раннего дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна используем «любимые игрушки», объясняя присутствие данных игрушек тем, что им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование «любимых игрушек» позволило нам улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
5.Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Возможности песочной терапии многогранны, но мы в своей работе останавливаемся только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из-за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
6. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, поглаживание, обнимание периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», Инновация – это изменение того, что уже существует.
Нами было изучено влияние инновационных форм взаимодействия с родителями на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Мы отметили, что инновационным в работе с родителями является внедрение родителей в образовательный процесс, приобщение к совместным развлекающим мероприятиям. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников процесса возникала готовность к совместной деятельности. В ходе изучения методической литературы нами был сделан вывод, что адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на основе инновационных форм взаимодействия с родителями будут эффективной, если будут обеспечены: организация детей и родителей в их совместном творчестве при участии в конкурсах; выставках.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо в детском саду. Тревожные мамочки испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.
И как уже было выше сказано что родителей внедряем в образовательный процесс, приобщаем к совместным мероприятиям, в совместное творчество при участии в различных конкурсах и выставках.
В нашей практике мы отобрали ряд эффективных методик, но в качестве основного метода педагогической оценки эмоционального благополучия детей в группе используем наблюдение. Ребенка мы видим каждый день, имеем возможность наблюдать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах, режимных моментах, в организационной деятельности и свободной, в процессе взаимодействия с окружающим взрослыми и сверстниками. Наблюдение происходит в соответствии с режимом дня детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных ситуаций. Мы имеем возможность наблюдать жизнедеятельность ребенка в любой момент адаптационного периода. Результаты наблюдений регулярно обсуждаем с родителями каждого ребёнка и используем для принятия совместных решений.
Важным в адаптационный период малышей является создание комфортной обстановки в группе построение для детей развивающей среды, дающей каждому малышу возможность для развития его познавательных и творческих способностей. На видном месте и под рукой у воспитателя, на первом этапе привыкания, должны быть игрушки, способные удовлетворить его потребность в двигательной активности, так как лучший способ успокоить ребёнка - занять его движением.
Предметная среда и общая обстановка в группе имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции.
Ранний возраст называют «доигровым» периодом развития ребенка. Более, а группы в основном разновозрастные, старшие дети в группе при возникновении проблем приобретают способность уйти от стресса, погружаясь в воображаемую ситуацию. Взаимодействуя с малышами 2-3 лет, педагогу следует уделить особое внимание созданию игровых ситуаций. Простейшие игровые ситуации (кормление куклы, одевание, умывание) помогают ребенку, с одной стороны, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, с другой – обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников. Кроме того, создание игровых ситуаций готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.
На этапе образно-ролевой игры (1,2-2 года) следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы – «поплавать», «полетать». Здесь подойдут также различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.
Несколько слов хочется сказать о присутствие любимой игрушки , особенно, для тех, у кого адаптация проходит длительное время и носит болезненный характер. А в прошлом году мальчик некоторое время приносил свой плед, и этот плед нас спасал во всем так, как у мальчика существуют некоторые психологические проблемы.
На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой или предметом мы выделили следующие функции:
1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел.
2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым "другом". Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности.
3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки.
4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей свое эмоциональное состояние: "Ей грустно", "Она плачет", "Мишка ждет папу". Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и "отдают" ей свои переживания.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности.
Но присутствие игрушки нужно обговорить с родителями, напомнить им о том, чтобы игрушка соответствовала возрасту, не бала травмоопасной ну и конечно выполнялись требованиям санпина.
В нашем саду стало традиционным выступления в сельском доме культуры и ходить осеню в поход всем садом совместно с несколькими родителями, что является немаловажным в адаптационный период.
Целью этих мероприятий является:
создать условия в ДОУ для организации психопрофилактической поддержки детей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыками общения со сверстниками и взрослыми.
дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение;
развивать навыки позитивного социального поведения;
учить детей ощущать близость, тепло другого;
Создать атмосферу общности интересов педагогов дошкольного учреждения, детей и их родителей.
Воспитывать чувство дружбы и товарищества
В заключение можно сделать следующие обобщающие выводы. Под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие....
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.Презентация
Презентация...
Педагогические технологии успешной адаптации детей раннего возраста.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений –одна из важных задач воспитанияличности ребенка дошкольного возраста.Детей надо приучать жить среди людей,формировать у них определенные пс...