«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»
методическая разработка (младшая группа)

Буга Ирина Александровна
 
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации ребенка в дошкольном учреждении. .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»

 Пояснительная записка
Важным событием последнего года стало принятие Федерального гoсударственногo образовательного стандарта дoшкoльногo образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала ориентация на психолого – педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста в процессе его адаптации и социализации. Одно из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально - психологического. Эта задача в условиях детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для малыша и для родителей. Для ребенка – это стрессовые переживания, которые необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти факторы вызывают у малыша защитную реакцию, сопровождаемую плачем, отказом от еды, сна, общения с окружающими.
Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы наиболее успешной адаптации малышей к ДОУ.

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.


Методы: консультирование, наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа.


Этапы работы с детьми в период адаптации.
Вся работа педагога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Психологу необходимо в течение недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения.

Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.

Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:
- игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;
- пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».
- поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)
Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа помогает воспитателю переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. Планирование ведётся по четырём направлениям:
1. Игровое взаимодействие со взрослым.
2. Играем и строим самостоятельно.
3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
4. Развиваем движения.
Игры для налаживания контакта взрослого с ребенком очень важны. Эти игры учат ребенка доверять взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Игры должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

«Дай ручку!»

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку!Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не стоит подходить слишком близко, слова обращения к ребенку произносятся негромким,спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, взрослый и ребенок находятся на одном уровне, смотрят в лицо друг другу.

«Привет! Пока!»

Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой!Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. -Помаши ручкой на прощание. Пока!

«Иди ко мне»


Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит,воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.

«Пришел Петрушка»

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются: Веселее всех игрушка – расписная погремушка. Дайте плаксе погремушку – станет плакса хохотушкой.

«Солнце или дождик?»

Ход игры: цветы разложены на полу, у взрослого в руках зонтик.
-Дети мы сейчас с вами пойдём гулять.Дождя нет, погода хорошая,светит солнышко, и можно собирать цветы (дети ходят по комнате,собирают цветы).
Взрослый начинает стучать в бубен.
- Ой, дождик пошёл, бегите под зонтик, а то намочите ножки!
Игра повторяется несколько раз.

«Поезд»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы -вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая:
"Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Солнечные зайчики»


Материал. Маленькое зеркальце
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: 

Солнечные зайчики, играют на стене. Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе! По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. Одним из эффективных средств адаптации являются игры для мышечного и эмоционального расслабления (с песком, водой, с природным материалом).


Игры с песком: «Песочные следы», «Найди игрушку в песке»
Ход игры: воспитатель предлагает детям разные манипуляции с песком: построить фигурки,сделать следы, отпечатки пальцев, кулачков, ладоней, поиграть пальцами по песку, найти игрушки в песке и т.д.

Игры с водой:
«Напоим лошадку водой»
Необходимый инвентарь: фигурка лошадки, емкости для воды.
Переливаем воду ложкой из большого тазика в маленький.

«Водолей»
Для этой игры вам нужно приготовить: две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.
«Рыбаки»
Наливаем в тазик или глубокую миску немного воды и кидаем туда ядра каштанов,фундук, пробки от вина или шарики для настольного тенниса. Ребёнку даем ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша
– выловить все предметы и положить их в другую тарелку.

Игры с природным материалом:
«Прятки»
Берем мешочки с бобами, фасолью или горохом. В мешочках спрятать мелкие игрушки. Просим малышей найти и назвать игрушку.

«Погремушка»


Необходимый инвентарь: крупа, емкость с узким горлышком.
Малыш пытаются пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обратить внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Учимся пересыпать»


Необходимый инвентарь: любая крупа, емкости с широким горлышком.
Высыпав крупу в одну из емкостей, показать детям, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.Научить малышей пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы. Научить делать движения рукой, как будто солим.

«Художники»


Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисует взрослый.Главное – заинтересовать, увлечь детей. Проведите пальчиком по крупе. Можно начать с простых линий или волн. При рисовании можно использовать ватные палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: домики круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы выровнять поверхность.

«Дождик»


На подносе или в емкости лежат плоды (гречка, рис, фасоль, горох). Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.
Дождик, дождик, водолей,
Лей из тучки веселей!
Лей позвонче и почаще,
Лей по полю и по чаще!

Игра «Массажируем ручки»
Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.
В орешках ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю. Пальчики купаются,
Им орешки нравятся.

«Экскаватор»
Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую . Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу . Использовать разную   посуду -  пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Именно поэтому в рамках данной технологии я отвожу особое место развитию коммуникативных навыков детей (формирование социальной осведомленности). Эти игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов,поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

В режимных моментах необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам,красивым игрушкам и т. п.

Игра с собачкой
Цель: помочь детям запомнить имена товарищей.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка,
Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп","лает", говорит ребенку "спасибо!"
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Воробьи и кошка»
Цель: предоставление возможности ощутить единение с другими участниками игры.
Ход игры
Дети – «воробьи» свободно располагаются по группе. Прыг-прыг! Воробей скачет,
скачет у дверей: - Покормите, пожалейте, напоите, обогрейте! (дети-«воробьи»свободно прыгают на двух ногах). Вышла Катя (Слава, Вика…) на дорожку,воробьишкам сыплет крошки: - прилетайте воробьи! – Клю-клю-клю! Кли-кли-кли(«воробьи» приседают, между ними ходит девочка и «сыплет крошки». –Клю-клю! Воробей, кушай крошки поскорей. Да смотри-ка на дорожку – Берегись! Крадется кошка! («воробьи подлетают» и клюют крошки, девочка грозит пальцем).Воспитатель вносит кошку, дети убегают от нее. В первой младшей группе «сыплет крошки воробьям» педагог.

«Гномик»
Цель: побуждение к активному участию в совместной игре.
Ход игры
Дети сидят на стульях. Гномик в гости прибежал и ребяток увидал. Гномик, попляши
немножко у ребяток на ладошке. (дети хлопают в ладоши, педагог показывает
игрушку гномика). У Алеше на ладошке пляшет, скачет гномик-крошка. У ребяток
ручки пляшут - что за прелесть детки наши! (ребенок подставляет ладонь, гномик
прыгает по ней, остальные дети показывают «фонарики»).

«Заинька»

Цель: предоставление возможности ощутить единение с другими участниками игры.
Ход игры
Дети стоят в кругу или сидят на стульях. Заинька, попляши, маленький попляши. Ты
по кругу погуляй и дружочка выбирай. С Мишей (Викой, Соней….) прыгай веселей,
своих ножек не жалей! (педагог с игрушкой зайчиком ходит по кругу, отдает зайчика
любому из детей). Ребенок с зайчиком в руках прыгает.

«Теленок»

Цель: развивать умение делать выбор, преодоление застенчивости. 

Ход игры
Дети сидят на стульях. Один ребенок ходит перед ними и звонит в колокольчик под
слова: Ходит, бродит мой теленок по лугу, по лугу. Чтобы он не потерялся,
колокольчик подарю. Динь-динь-дон, динь-динь-дон! Всюду слышен перезвон. Ты по
лугу погуляй, колокольчик другу дай! Водящий подходит к любому ребенку и отдает
ему колокольчик.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет.
Для формирования чувства уверенности (познавательной осведомленности) в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет, физкультурный зал и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

«Кисонька»
Цель: повышение уверенности в себе.
Ход игры
Дети сидят на стульях, перед ними – воспитатель. Она сажает на колени игрушку кошку и гладит ее, приговаривая: Киса, киса, кис-кис-кис! На колени садись. Чтобы кисоньку ласкать, надо мне дружка позвать. Мишенька (Миланочка, Феденька….),иди, погладь кисоньку, кисоньку-мурысеньку! Названный ребенок подходит и гладит кошку.


Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со
сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...

Брошюра для родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28511811","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Брошюра д...