Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками
методическая разработка
Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в том, что в центре обучения находиться ребёнок, а образовательный процесс выстраивается в соответствии принципам деятельностного подхода. Этот метод лучше всего позволяет осуществить основные принципы личностно – ориентированного обучения. То есть проектная деятельность предполагает работу в коллективе, в ней участвуют: дети, педагоги, родители. Ярче всего принцип работы над проектом иллюстрирует китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод проектов | 346.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками
Выполнил: старший воспитатель
МАОУ СОШ № 29 г. Липецка
Двуреченская Ольга Ивановна
Липецк 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
I. Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками………………….5
1. 1. Значение и задачи организации проектной деятельности с дошкольниками……………………………………………………………………..5
1.2. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста ……………................9
II. Использование проектной деятельности в системе формирования представлений о родном крае у дошкольников (из опыта работы)……………..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Литература…………………………...……………………………………………...23
Приложение…………………………………………………………………………24
Введение
Современному российскому обществу необходимы независимые, креативно мыслящие, уверенные в себе люди. В то же время сегодня наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми, в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. В результате можно проследить тенденцию отчуждения молодого поколения от отечественной культуры, важных семейных ценностей. А ведь, прежде всего семья обеспечивает передачу основных нравственных ценностей от поколения к поколению, сохраняет и развивает лучшие моральные качества у детей.
Дошкольное детство – прекрасная пора для формирования нравственных ценностей, особенностей характера, которые неразрывно связывают ребенка со своей семьёй, со своим народом, со своей страной. В этот период закладывается сознание о том, что семья – важная составляющая такого понятия как «малая Родина». Поэтому важнейшим направлением в системе работы по воспитанию патриотизма и нравственных ценностей является краеведение. Перечислим самые важные положения, характеризующие значимость краеведения для процесса воспитания дошкольника. Краеведение позволяет построить работу воспитателя на основе высшей степени наглядности, на непосредственном восприятии изучаемых объектов. Те представления, которые возникают у детей, образуются путём непосредственного ознакомления их с объектами своего региона, служат материалом для формирования конкретных понятий и истинных суждений. Изучение родного края активизирует педагогический процесс, повышает самостоятельность у детей. Удовлетворяя характерную детям потребность в исследовании и познании окружающего мира, краеведение укрепляет их интерес ко всему, что находится вокруг них. Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение своей местности в отношении к населению порождает у детей интерес к общественным делам и содействует развитию патриотизма.
Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в том, что в центре обучения находиться ребёнок, а образовательный процесс выстраивается в соответствии принципам деятельностного подхода. Этот метод лучше всего позволяет осуществить основные принципы личностно – ориентированного обучения. То есть проектная деятельность предполагает работу в коллективе, в ней участвуют: дети, педагоги, родители. Ярче всего принцип работы над проектом иллюстрирует китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способность разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей, а также помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал. Следовательно, данная тема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Цель данной работы: выявить специфику использования проектной деятельности в системе формирования представлений о родном крае у дошкольников.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: - изучить проектный метод как средство развития познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности;
- изучить методические рекомендации по организации проектной деятельности в системе работы по краеведению в ДОУ.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, который определял проект, как всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную технологию как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и дошкольника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
I. Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками
1. 1. Значение и задачи организации проектной деятельности с дошкольниками
Метод проектов – совокупность последовательных учебных и познавательных приёмов, которые позволяют детям приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
Сейчас, в современной педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многие педагоги не совсем понимают, зачем нужно применять проектирование в детских садах. В данной работе я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей, является для дошкольных заведений инновационным. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Значение данного вида деятельности велико по ряду причин:
- ФГОС дошкольного образования говорит о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей;
- работа над проектом помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию;
- возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики) педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В итоге, проектная деятельность позволяет нам:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным;
2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.
1.2. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательной и творческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательной и творческой активности детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. Проект в дошкольном образовании – это метод педагогически организованного исследования ребенком окружающего мира в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проектная деятельность организуется в соответствии с определенной целью. Возможны следующие направления постановки цели проектной деятельности:
- развитие познавательной активности (каждого) ребенка; формирование представлений и знаний об окружающем мире;
- реализация знаний в практической деятельности ребенка;
- развитие творческих способностей детей и коммуникативных умений и навыков;
- развитие умения планировать свою деятельность и получать результат;
- формирование умения решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- развитие необходимых умений и навыков в детских видах деятельности;
- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умения слушать взрослого, работать по правилу и по образцу; (возможны и другие направления цели проекта).
Цель проекта, как правило, определяет педагог. В детском саду руководителем проекта является воспитатель. Он организует различные виды детской деятельности: исследовательскую, игровую, продуктивную и другие; координирует действия детей для решения поставленных задач в соответствии с поставленной целью проекта и достижения планируемого результата. Проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса, на основе которого формируется творческая активность детей. С позиции деятельностного подхода в обучении дошкольников, проектный метод является одним из эффективных методов развития детей, учитывающий их психологические особенности: любознательность, исследовательский интерес, активность, инициативность. В основе любого проекта лежит погружение детей в разнообразную практическую деятельность: исследовательскую, художественно-творческую, трудовую, театрализованную и др. Таким образом, метод проектов отвечает природе ребенка в познании окружающего мира. В ходе организации проектной деятельности в детском саду дети приобретают ценный опыт сотрудничества со сверстниками, взрослыми, учатся планировать свои действия. Проектная деятельность является неоспоримым условием, во-первых, выявления уже в детском возрасте задатков тех или иных природных способностей, а во-вторых, - условием развития способностей.
Значительная часть проектов, используемых с дошкольниками, предполагает участие в них родителей. Привлечение родителей необходимо для установления, прежде всего, доверительных отношений между детьми и родителями, для позитивного познавательного общения в семье. Включенность в проект родителей вызывает у детей чувство радости, гордости за свою семью, способствует формированию положительной самооценки у ребенка, эмоциональной близости с родителями и отзывчивости. Проектная деятельность ценна еще и тем, что ребенок, в рамках проекта, может выбрать себе задание в соответствии со своими интересами и возможностями. Проектная деятельность более целесообразна в старшем дошкольном возрасте. Но отдельные проекты, возможно, использовать в среднем и даже младшем дошкольном возрасте. С детьми дошкольного возраста проектную деятельность целесообразно начинать с постановки трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что мы можем сделать, чтобы узнать?
Одной из особенностей организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации является присутствие единой темы проекта для всей группы или даже всего детского сада. Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:
- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;
- развитие личностных качеств;
- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;
- укрепление детско-родительских отношений;
- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;
- создание ситуации успеха каждому ребенку;
- формирование положительной самооценки у дошкольников.
Как показывает практика, в работе с детьми дошкольного возраста удобнее всего использовать одно-двух недельные проекты. К особой категории проектов относятся семейные проекты. Темами таких проектов могут быть, следующие: «Традиции моей семьи», «Золотая книга моего детства», «Генеалогическое дерево моей семьи» и др.
Любой проект завершается получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием. Возможны различные формы: альбом, видеофильм, викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник наблюдений, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т.д.), самописная книга или журнал, коллаж, коллекция, концерт, модель, праздник, путешествие, посадка растений, реклама, развлечение. Спектакль, сочинение сказки, создание атрибутов игры, утренник, фотовыставка, экскурсия и др. Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков дошкольников. Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
Этап целеполагания.
- мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий
Этап планирования.
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
- в каких источниках найти информацию;
- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Основной этап.
- этап реализации работы над проектом.
Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов. родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
Презентационный этап.
(представление продуктов проектной деятельности)
Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие - показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования, информационные - демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации - их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается)
Рефлексивно-оценочный этап.
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата. можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
Проектировочный этап.
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
II. Использование проектной деятельности в системе формирования представлений о родном крае у дошкольников (из опыта работы)
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие: – формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; – развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране; – воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому; – развивать бережное отношение к городу (природа); – формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны: – тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний; – беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы; – познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п. – экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города; – праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край; – чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края; – краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе; – прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Значимым в работе методом является метод проектов.
Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города. Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.
При решении задач эффективного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и социума был разработан проект: «Моя семья в родном краю». Это познавательно –информационный проект, при работе над которым преобладает фронтальные формы обучения. По продолжительности данный проект краткосрочный, рассчитан на одну неделю. Участники: дети средней группы (возраст 4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников. Этот проект реализует следующие цели и задачи: цель проекта – формировать представление о семье и своём месте в ней, а также чувства сопричастности своей семьи к родному краю. Задачи проекта – воспитывать любовь к родному краю и семье; вызывать у дошкольников нравственное отношение и чувство того, что они являются частью своей семьи, своей малой Родины, и страны в целом, прививать любовь к природе родного края; вовлечь родителей в процесс воспитания у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края. Работа над любым проектом невозможна без взаимодействия с родителями. Родители участвуют в сборе информации о своей семье, подготовке фотовыставки «Путешествие по земле Липецкой». Готовят выставки «Семейное дерево» и «Герб моей семьи». И конечно, участвуют в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях. Родители также помогают в оформление зала к развлечениям, праздникам. Наше исследование включало в себя следующие этапы: подготовительный этап, основной этап, этап обобщения. На этапе подготовки к проекту проводилось родительское собрание. Родителям сообщили, что в группе реализуется проект «Моя семья в родном краю», познакомили с запланированными мероприятиями, а также, предоставили возможность, внести свои творческие дополнения. На удивление очень многие родители проявили живой интерес к теме проекта и приняли активное участие в нем. После собрания воспитатели работаю уже индивидуально с каждыми родителями. Проводятся беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений. Во время проведения основного этапа составляется план работы с учетом результатов обработки, полученной информации. Происходит разделение обязанностей между участниками проекта и начинается их самостоятельная работа. Проводятся беседы, занятия, родители в домашних условиях занимаются с детьми в рамках проекта, оформляются результаты работы (выставки, папки – передвижки и т.п.). И, конечно же, любая проделанная работы требует обобщения и анализа, что и происходит на последнем этапе работы над проектом. Подводя итоги работы, участники проекта делают выводы о результативности своей деятельности: что удалось, а над чем необходимо было работать более тщательно. Как правило, обобщающий этап проходит в рамках родительского собрания. План реализации проекта включает в себя следующие основные мероприятия: рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье, о родном крае; беседы: «Что такое семья?», «Я – липчанин!»; чтение художественной литературы (стихи о мамах и детях, стихи о бабушках и внуках); разучивание стихов, на семейную тематику; чтение и разучивание стихов на тему: «Здравствуй, Родина моя!»; занятие аппликацией: «Герб Липецкой области»; занятие по формированию целостной картины мира: «Путешествие по земле Липецкой»; занятие конструированием: «Мой дом»; сюжетно – ролевая игра «Семья», «Дочки - матери»; игра – викторина «Семейное путешествие по земле Липецкой». Предполагаемые результатами проектной деятельности является повышение уровня знаний детей о своем городе. Активизируется интерес детей к своей малой Родине. Формируются доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями. Происходит привлечение внимания детей к истории, традициям своей семьи. Непосредственными продуктами проектной деятельности являются: фотовыставка «Путешествие по земле Липецкой», выставка рисунков «Герб моей семьи», выставка работ «Моё семейное дерево», семейная игра – викторина «Семейное путешествие по земле Липецкой».
Заключение
Таким образом, в процессе работы удалось выявить специфику использования проектной деятельности в системе формирования представлений о родном крае у дошкольников. Познакомились с особенностями организации проектной деятельности, а также ролью проектного метода в изучении краеведения в ДОУ. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательной, творческой активности, формирования качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Нам взрослым необходимо акцентировать внимание детей на значимости семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и родному краю. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди, с момента рождения следуя своим инстинктам, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту и традициям своего народа. Обращение, в рамках проекта, к истории семьи, малой Родины, к духовной и материальной культуре нашей страны может помочь решить задачу всестороннего развития ребенка, воспитания у детей дошкольного возраста интереса к культурному наследию нашей страны и обогащению процесса нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, технология проектирования будучи включенной, в организованную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива. Кроме того, организация проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Литература
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности.-2000. - № 1.
3. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №9.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова. Е.Н. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
6. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864/
7. Джонс Дж.К. Методы проектирования / пер. с англ. Т.П. Бурмистровой, И.В. Фриденберга; Под ред. В.Ф. Венды, В.М. Мунипова. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986.
8. Лаврова Л.Н. Проектная деятельность с дошкольниками по краеведению: учебно – методическое пособие/ Л.Н.Лаврова, И.В.Чеботарёва. – 2-е изд. – Липецк: ЛИРО, 2014.
9.Малеева С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 95-97. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6330/
10. Морозова Л.Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. / Под ред. Т.С.Ивановой, Н.В.Микляевой. – М.: МГПИ, 2008.
11. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
12. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании//Детский сад: теория и практика №9/2012.
13. Тимофеева Г.Е. Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. -2009.- №1.
Приложение
«Моя семья в родном краю».
Информационно - познавательный проект средней группе.
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно-информационный, фронтальный.
Продолжительность: краткосрочный (три недели)
Участники: дети средней группы воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, в жизни родного края о семейных традициях и их развитии в современных условиях. О том, что семья – важная составляющая такого понятия как «малая Родина». Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, города, области, целой страны, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и родному краю.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Обращение, в рамках проекта, к истории семьи, малой родины, к духовной и материальной культуре может помочь решить задачу целостного развития ребенка, воспитания у детей дошкольного возраста интереса к культурному наследию нашей страны и обогащению процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель проекта.
Формировать представление о семье и своём месте в ней, а также чувства сопричастности своей семьи к родному краю.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к родному краю и семье.
2. Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой Родине, к стране; к природе родного края.
3. Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;
Работа с родителями: Участие в сборе информации о своей семье. Подготовка фотовыставки «Путешествие по земле Липецкой». Подготовка выставки «Семейное дерево» и «Герб моей семьи», «Семейные традиции». Участие в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях. Оформление зала к развлечениям, праздникам. Помощь в оформлении стендов, стенгазет.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап:
- Родительское собрание. Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья в родном краю», знакомят с запланированными мероприятиями, а также, предоставляют возможность, внести свои творческие дополнения.
- Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.
- Основной этап:
- Составление плана работы с учетом результатов обработки, полученной информации;
- Разделение обязанностей между участниками проекта;
- Самостоятельная работа участников проекта;
- Оформление результатов работы (выставки, папки-передвижки, тематические занятия и т.п.).
- Обобщение:
Анализ проделанной работы.
План реализации проекта:
- Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье, о родном крае.
- Беседы: «Что такое семья?»; беседа «Я - липчанин!».
- Чтение художественной литературы. Стихи о мамах и детях, стихи о бабушках и внуках. Разучивание стихов, на семейную тематику; чтение разучивание стихов на тему: «Здравствуй, Родина моя!»
- НОД аппликация: «Герб Липецкой области»; НОД: «Путешествие по земле Липецкой».
- Конструирование «Мой дом».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки матери».
- Игра – викторина «Семейное путешествие по земле Липецкой».
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний детей о своем городе. Активизация интересов детей к своей малой Родине. Сформировать доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями. Привлечь внимание детей к истории, традициям своей семьи.
Продукт проектной деятельности:
фотовыставка «Путешествие по земле Липецкой», «Семейные традиции», выставка рисунков «Герб моей семьи», выставка работ «Моё семейное дерево», семейная игра-викторина «Семейное путешествие по земле Липецкой».
Конспект беседы «Что такое семья?»
Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным;
Материал: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми. «Семейные деревья» детей. Инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвёртка. Предметы для уборки: ведро, тряпка, веник, совок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь получали письма? Ребята, посмотрите, почтальон принёс нам письмо, тут написан наш адрес.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо нам принесли. Это письмо от сороки-белобоки. Ребята, да тут загадки.
2. Загадки. Беседа о членах семьи.
А вот послушайте загадку:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твою маму?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твоего папу?
- Кем работает папа?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут дедушку?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:
Всё хозяйство: лебеда,
Да хохлатка Рябушка,
Но ватрушками всегда
Нас накормит…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут бабушку?
Воспитатель. Ребята, я знаю, многие из вас живут вместе с бабушками. И Соня тоже. Она подготовила стихотворение о бабушке. Расскажи нам, пожалуйста, это стихотворение.
Ребёнок. У папы – работа.
У мамы – работа.
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда.
Усадит, накормит.
«Да ты не спеши,
Ну что там стряслось у тебя, расскажи».
Я говорю, а она не перебивает,
По крупинкам гречку, сидит, перебирает.
Нам хорошо вот так вдвоём.
Без бабушки, какой же дом
Воспитатель. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек.
Воспитатель: А кто ещё живёт вместе с вами?
Дети: сестрёнка, братишка, домашние животные.
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
Ребята, а вы знаете, что такое семья? Кто живёт с вами вместе?
Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель. Правильно. Вы дома, вместе с родителями делали «Семейные деревья», а я их поместила вот в этот красивый альбом.
Давайте посмотрим ваши семейные деревья, на которых запечатлены ваши семьи. (Беседа с детьми по их семейным деревьям, рассказ детей о своей семье).
Итак, все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
3. Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Дети: Надо семью помирить.
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
4. Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки, у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.
5. Рефлексия.
- О чём мы сегодня говорили?
- Кого, мы с вами мирили?
Вот теперь мы узнали, кто живёт вместе с вами. Хорошо, что у вас у всех есть семья. Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. А если в семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
А альбом, который мы с вами сегодня рассматривали, останется в нашей группе. И если вам станет грустно, тоскливо, возьмите альбом, посмотрите на фотографии своих родных и вам станет легко и весело, у вас будет хорошее настроение!
Конспект беседы: «Я - липчанин».
Цель: Познакомить детей с символикой нашей области, рассказать им о значении символов, изображенных на гербе. Формировать чувство сопричастности своей семьи к родному краю.
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я хочу написать письмо своей бабушке, но не знаю, как подписать конверт. Что нужно писать на нём?
(Ответы детей: адрес – город, улицу)
Воспитатель: Большое спасибо! Вы мне помогли. А вы знаете, как называется город, в котором мы живём?
Дети: Город Липецк.
Воспитатель: Верно, ребята! А как называют жителя города Липецка?
Дети: Липчане.
Воспитатель: Верно, ребята! Наш родной город называется Липецк, а его жители - липчане. А город Липецк – главный город Липецкой области. И как у всех городов и областей России, у нашего города и области есть свой День рождения. Скажите, пожалуйста, что означает это понятие - «День рождения города или области»?
Дети: День рождения области - это дата, когда образовалась наша область.
Воспитатель: Верно, ребята! Днём рождения Липецкой области принято считать 6 января 1964года. В этом году ей исполняется 60 лет!
Воспитатель: А как вы думаете – что это такое? (вывешивается изображение герба Липецкой области).
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у каждого города и области есть свой герб. И наша область не исключение. Хотите узнать, почему наш герб именно такой? Сегодня я расскажу вам.
Ребята, посмотрите, какую форму имеет наш герб? На что он похож?
(Ответы детей: герб имеет форму щита.)
Воспитатель: Действительно, ребята, наш герб имеет форму щита. Эта форма считается традиционной для всех русских гербов. А что изображено на гербе?
(Ответы детей: дерево).
Воспитатель: А вы знаете, что это за дерево?
(Ответы детей)
Воспитатель: Липа дала название нашему городу. Основной фигурой герба является дерево липы. Дерево - древнейший символ братства и согласия. Липа - олицетворение сердечности и доброжелательности: липа всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из соцветий липы считается успокаивающим средством, а целебные свойства липового меда непревзойденны.
Воспитатель: А что ещё изображено на гербе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Липецкая область расположена на землях Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской областей - это показано четырьмя холмами; пятый холм символизирует Липецкую область.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие цвета преобладают на гербе Липецкой области?
(Ответы детей: желтый, зеленый.)
Воспитатель: Всё верно! А вы знаете что означают эти цвета? Хотите, я расскажу вам?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно! Зелёный цвет-это цвет радости, надежды и изобилия. Не случайно, при виде зеленеющих деревьев и кустарников у нас с вами всегда поднимается настроение. А жёлтый - это цвет солнца, богатства, зерна, плодородия.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи герб города». Эта игра поможет вам запомнить герб нашего города.
Игра проводится по типу «Разрезные картинки». В конвертах даны разрезанные на части изображения герба Липецкой области.
Рефлексия.
Скажите, ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?
(Ответы детей: о гербе нашего города.) Ребята вы все молодцы! Попробуйте дома с родителями нарисовать герб своей семьи.
Когда-нибудь вы вырастете и возможно разъедетесь по разным уголкам нашей большой Родины, не забывайте, что вы и ваша семья родом из Липецкой области.
Конспект занятия. Аппликация: «Герб Липецкой области»
Задачи:
- помочь детям взглянуть на окружающий мир взглядом созидателя, а не потребителя;
- развивать умения правильно размещать и приклеивать детали работы;
- учить составлять свою работу правильно; учить аккуратности, поощрять стремление выполнить свою работу как можно красивее.
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
- совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе;
- учить эмоционально, воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.
- совершенствовать физические качества детей;
- развитие мелкой моторики детей;
- формировать правильную осанку;
- учить осознанно, выполнять движения.
Оборудование:
- Выставка из семейных гербов детей.
- Изображение герба Липецкой области.
- Альбомные листы формата А5.
- Детали герба Липецкой области
- Салфетки.
- Клей.
Предварительная работа:
- Беседа о символики Липецкой области.
- Совместная работа родителей и детей по созданию герба своей семьи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть I. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель «Ребята, вы любите ходить на День рождения? А с чем обычно приходят на День рождения? А помните, мы с вами говорили о том, что в этом году нашей области исполняется 65 лет? Давайте сделаем подарки к этому дню. Мы будем делать герб нашей области, ведь это один из главных символов нашего края».
Часть II. Изготовление аппликации.
Воспитатель: «Но сначала мы разомнем наши пальчики».
- Гимнастика для рук.
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю — Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
МОЯ СЕМЬЯ
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя, а вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого.
2. Изготовление аппликации.
Воспитатель: Наша область называется Липецкой. И как у всех областей, у неё есть свой День рождения. Скажите, пожалуйста, что означает – «День рождения области»?
Дети: День рождения области - это дата, когда образовалась наша область.
Воспитатель: Правильно. И вот сегодня мы будем делать в подарок на День рождение нашего края герб Липецкой области.
Давайте вспомним, что изображено на гербе нашей области?
Дети: Дерево (липа).
А как вы думаете, почему именно это дерево?
Какую форму имеет герб?
Какой цвет преобладает? Молодцы! Итак, приступаем к работе.
Дети приступают к изготовлению аппликации.
В процессе работы воспитатель направляет действия детей, задавая вопросы о порядке наклеивания, помогает некоторым детям правильно расположить и наклеить фигуры.
3.Физкультминутка.
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем в ладоши)
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на двух ногах)
Ножками топчут: топ, топ, топ! (ходьба на месте)
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают, (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают. (приседают, руки свободные)
4. Рефлексия.
Воспитатель: «Какие вы молодцы, ребята. Какие замечательные подарки вы сделали на День рождения Липецкой области!»
Из получившихся работ оформляется выставка на стенде.
Викторина
«Липецк - мой город родной!»
Цель: обобщить представления детей о родном городе.
Задачи: вызвать познавательную активность детей; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к родному городу, гордость за малую Родину.
Содержание.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина).
- Дети, попробуйте подобрать родственные слова к слову РОДИНА. (Родственники, родственные, родной, род, родинка, родничок, родимый).
- Что мы называем Родиной?
N11
41.114
- Какие вы знаете пословицы о Родине. (Всякому мила своя сторона. Человек без родины - соловей без песни. Любовь к родине в огне не горит и в воде не тонет. Родина - мать, умей за нее постоять. Для родины своей ни сна, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. На чужбине родная землица во сне снится. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Где родился, там и пригодился).
- Какое место называется малой Родиной? (Место, где человек родился, где живут его родители, родня).
- Какой город является вашей малой родиной?
- Сегодня мы проведем викторину о нашем городе.
(Детям предлагается из предложенных вариантов выбрать правильный ответ).
- Кто первым назовет верный ответ, получит фишку.
1. В какой стране мы живем? (Китай, Япония, Россия).
2. В каком городе мы живем? (Москва, Париж, Липецк).
3. Как называется музей, в котором можно увидеть историю возникновения нашего города? (Художественный, Краеведческий, Русский).
4.Как называется в нашем городе театр для детей? (Музыкальный, Драматический, Кукольный).
5.Как называют жителей нашего города? (Липецковцы, Липчане, Липовцы).
6.Какая река протекает через наш город? (Енисей, Волга, Воронеж).
7.Какого города нет в нашей области? (Елец, Петербург, Лебедянь).
8.Кто был основателем нашего города? (Петр I, Александр Пушкин, Алёша Попович).
9.На какой площади стоит памятник основателю нашего города? (Театральная, площадь Героев, площадь Петра Великого).
10.Что изображено на флаге нашего города? (Цветок, Животное, Дерево).
- Каким мы хотим видеть свой город? (чистым, уютным, благоустроенным и т.д.)
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ».
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Взяв за основу совместную проектную деятельность (проектное обучение), педагоги реализуют «Основную общеобразовательную программу ДОУ» посредством организации тематических проектов, направленных на расширение образовательного пространства, поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможности развития творческого, познавательного мышления дошкольников.
Советы воспитателю по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право
на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности.
При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:
Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий творческую позицию выступает для другого гарантом развития.
Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов творчества связано не столько с взаимообменом опыта (у детей он часто вообще невелик), сколько с взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.
Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проектировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.
Из теории и практики дошкольного воспитания хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов практиков, следует отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия: учет интересов ребенка, деятельность без принуждения «от всего сердца»; тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту; предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы; совместное с взрослым поэтапное достижение цели.
Темами домашнего совместного проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов на тему: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям. Сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей; изготовление макета по русским сказкам. Домашние выставки «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек», «В сказочном царстве», «Мастерим игрушки сами», «Поделки из бумаги», «Мы и наше здоровье». В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Домашняя выпечка», «Кулинарное шоу» и пр.
До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью с взрослым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.
Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Система развивающихся отношений сама по себе — и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается путем сотворчества детей, родителей и педагогов, причем последние берут на себя в основном лишь роль инициаторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...
«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс взаимодействия ДОО с семьёй»
Цель работы заключается в следующем: определить эффективность проектной деятельности покраеведению как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает ...
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....
Проектная деятельность по краеведению
Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда сохраняются в памяти и сердце картины родных мест. Знакомство де...
Проектная деятельность по краеведению в средней группе №6
Родное село… Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотич...
Проектная деятельность по краеведению "Экскурсия по родному краю"
Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его зн...
Проектная деятельность по краеведению в младшей группе "Мой поселок-Снегири"
Проет в младшей группе по краеведению "Мой посёлок-Снегири"...