Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
проект (старшая группа) на тему
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 8.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
В соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области «Об утверждении стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 год, планом действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в целях повышения качества дошкольного образования в Белгородской области одной из главных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении с краеведением.
Краеведение в дошкольном учреждении является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Программа «Белгородоведение» направлена на формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения, приобщение к традициям Белгородского края.
Работу в дошкольном образовательном учреждении проводили через проектную деятельность по ознакомлению с родным краем.
Определили цель своей работы – расширить знания детей о родном крае в процессе реализации педагогического проекта по краеведению.
Выбор темы проекта потребовал проведения диагностического обследования с целью дальнейшего планирования мероприятий при его реализации. По результатам обследования было выявлено, что дошкольники не владеют информацией о нашем Белгородском крае. В процессе работы приходилось постоянно усовершенствовать свои знания в разных областях.
Задумав данный проект, было изучено много литературы.
Тема проекта «Воспитание любви к малой Родине».
Проект рассчитан на 1 год (октябрь 2015 – май 2016 год).
Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети 6 лет, родители воспитанников.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Проблема: Дети не задумываются о том, что наш Белгородский край – это их Малая Родина. Не знают ничего о его истории, достопримечательностях. Цель проекта: Воспитание интереса и любви к Малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза: Если в воспитательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родном крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей начальные знания о родном крае Белгородской области, о городе Белгороде, доступные пониманию, представления о достопримечательностях и традициях города;
2.Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
3.Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
4.Воспитывать патриотизм, любовь к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
5. Пополнить предметную среду группы.
Проект осуществлялся в три этапа:
Первый этап: Подготовительный
Цель: повышение уровня знаний детей старшей группы о Белгородской области и г. Белгороде к концу 2016 учебного года.
Задачи:
-Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
-Дать знания детям о городе Белгороде, его истории, символики, достопримечательности.
-Расширить знания детей о флоре и фауне Белгородского края.
-Познакомить с культурой и традициями Белгорода.
-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Составление плана-работы по реализации проекта.
Второй этап: Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подготовить творческие работы для выставки.
Третий этап: Выполнение проекта
Первый этап - Подготовительный проходил с октября по ноябрь 2015 года. Было проведено диагностическое обследование, разработан ряд вопросов.
Изучив литературу по Белгородскому краю, и проанализировав информацию в интернете по данной теме, разработан дидактический и демонстрационный материал. Изготовлены дидактические игры: «Символика Белгородской области» (на кубиках), «Путешествие улице Б. Хмельницкого» (знакомство с транспортом Белгорода), «Составь карту Белгородской области по образцу», «Архитектура Белгорода», «Животные Белгородской области», «Путешествие по местам главных достопримечательностей Белгородской области», «Одень куклу в Белгородский костюм». Собраны тематические папки («Природа нашего края», «Прошлое и настоящее города Белгорода», «Народные промыслы Белгородской области», «Знаменитые места Белгородской области», «Ими гордится земля Белгородская»). В группе размещен уголок «Мой Белгородский край», изготовлены куклы «Белогор» и «Белгородочка». Разработан перспективный план в работе с дошкольниками.
Второй этап длился с декабря 2015 года по апрель 2016 года.
Знакомство с Белгородским краем осуществляли в процессе непосредственно-образовательной деятельности познавательного характера. «Дом, который зовется музей», «Моя большая и малая Родина», «Знакомство с народным костюмом Белгородской области», «Белгород в годы ВОВ», «Путешествие в прошлое города Белгорода». В ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми дети узнали: об особенностях культуры Белгородского края, его географического расположения, архитектурных и исторических объектах города Белгорода, о его прошлом и настоящем, познакомились с ее природными богатствами и красотой. У воспитанников возрос познавательный интерес к истории своего края, уважение к знаменитым землякам. Проведены познавательные беседы: «Знакомство с географическим расположением области», «Архитектура прошлого и настоящего города Белгорода», «Роль Белгородчины в годы Великой отечественной войны», «Герои фронта», «Музеи родного края», «Знаменитые люди Белгорода», «Народные промыслы Белгородской области». Не менее важно в работе по ознакомлению дошкольников с родным краем является художественная деятельность. Воспитанники рисовали на такие темы: «Транспорт Белогорья», «Белгород в годы Великой Отечественной войны», «Животные нашего края». Совместно с воспитанниками изготовили лепбук «Мой край – родная Белгородчина».
На заключительном этапе проекта было запланировано изготовлении «Красной книги Белгородской области». Данной темой заинтересовались родители. Они приняли активное участие в реализации проекта. Работа родителей вместе с детьми повысила качество образовательного процесса в группе. Проведены консультации: «Знакомим детей с символикой Белгорода», «Как знакомить детей с родным краем», «История Белгородского края», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», викторина «Моя малая родина», «Природа родного края».
Реализация проекта повысила детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры Белгородского края, сформировала заботливое отношение к родному краю.
Перспектива - продолжать знакомить с родным краем, другими городами Белгородской области в подготовительной группе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность по краеведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, включающее систему разнообразных форм и методов работы с детьми по Белгородоведению, обеспечивает эффективное развитие чувств патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре родного края.
Библиографический список:
- Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.
- «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста /Методические рекомендации / Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевой, Т.М. Стручаевой. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. –26с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников через проектную деятельность"
Консультация расказывает о развитии познавательных процессов и любознательности через проектную деятельность....
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.
Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...
"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....
Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"
В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»...