«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс взаимодействия ДОО с семьёй»
проект (старшая группа) по теме
Цель работы заключается в следующем: определить эффективность проектной деятельности по
краеведению как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя образовательную, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников, разнообразные виды деятельности.
Ёё достижение становится возможным через решение следующих задач.
1.Изучить педагогическую , психологическую, методическую литературу по проблеме по проблеме исследования.
2 На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями ,рассмотреть использование проектной деятельности по краеведению, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Изучить проектную деятельность в контакте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ
4. Разработать систему проектной деятельности по краеведению в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myachina_v.i._diplomnaya.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования»
Федеральная стажировочная площадка по направлению
«Реализация принципов государственно-общественного управления
в сфере образования»
Тема:
«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс взаимодействия ДОО с семьёй»
Выполнила:
Мячина Валентина Ивановна, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» села Доброе Добровского муниципального района Липецкой области
Липецк 2014
Актуальность выбранной мною темы заключается в следующем: последнее десятилетие, в котором мы с вами живём – это время формирования гражданского общества и правового государства, время признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. В некоторых группах работа с детьми по ознакомлению с родным селом ведётся углубленно. А В НЕКОТОРЫХ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ. Знания и отношение детей к родному краю показали недостаточный уровень освоения детьми получаемых знаний. Дети затрудняются выразить своё отношение к родному краю и окружающему миру. Родители знакомят детей с родным селом и хотят, чтобы дети знали о нём больше, но у них не всегда хватает времени , а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства. Поэтому всё это побудило, нас, воспитателей, начать целенаправленную работу по приобщению детей к культурно - историческому и природно - климатическому наследию родного края через проектную деятельность
Цель работы заключается в следующем: определить эффективность проектной деятельности по
краеведению как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя образовательную, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников, разнообразные виды деятельности.
Ёё достижение становится возможным через решение следующих задач.
1.Изучить педагогическую , психологическую, методическую литературу по проблеме по проблеме исследования.
2 На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями ,рассмотреть использование проектной деятельности по краеведению, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Изучить проектную деятельность в контакте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ
4. Разработать систему проектной деятельности по краеведению в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Моя дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Впервой главе рассмотрены такие понятия как «Теоретические основы проектной деятельности по краеведению». «Проектная деятельность по краеведению как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи». Дан обзор литературы таких авторов, как А.С. Симонович – организатора первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребёнка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы».
Н К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
М. Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.
Реализация задач по краеведению в ДОУ осуществляется двумя путями:
- выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий;
- вкраплением регионального содержания в образовательную деятельность.
Успех этой работы зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относится - проектная деятельность. Это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Используя проектную деятельность, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.
Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:
- Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку, осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.
- Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.
Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.
Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
Вторая часть моей дипломной работы носит практическое содержание. Здесь рассмотрена опытно-педагогическая работа по организации проектной деятельности по краеведению как ресурс взаимодействия ДОУ и семьи. Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, для педагогов были проведены следующие мероприятия:
- консультации «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод», «Аспекты внедрения метода проектов в деятельность дошкольного учреждения»;
- семинар – практикум «Метод проектов в ДОУ как иновационная педагогическая технология по познавательному развитию». Познавательные занятия: «Моё село, моя родина», «Достопримечательности родного села», «Памятники родного села», «Предприятия родного села».
- Чтение художественной литературы, заучивание стихов.
- Оформление уголка «Люби и знай свой край родной».
- Беседы.
- Работа по изодеятельности, по темам проекта.
- Изготовление символики села Доброе.
В заключение из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование в работе ДОУ проектной деятельности по краеведению и привлечению родителей воспитанников к этой деятельности показал следующие результаты:
произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории села, народной культуре, традициям, природе родного края не только детей, но и их родителей;
сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, познанию чего-то нового.
Сформировалась гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края. Полученные знания нашли отражение в сюжетно-ролевых играх детей.
Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями.
В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество. В приложении представлены детско-родительские проекты, фотографии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....
Проектная деятельность по краеведению
Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда сохраняются в памяти и сердце картины родных мест. Знакомство де...
Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками
Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в т...
Проектная деятельность по краеведению в средней группе №6
Родное село… Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотич...
Проектная деятельность по краеведению "Экскурсия по родному краю"
Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его зн...
Проектная деятельность по краеведению в младшей группе "Мой поселок-Снегири"
Проет в младшей группе по краеведению "Мой посёлок-Снегири"...