Комплексно-тематическое планирование "Как много интересного вокруг"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Комплексно0тематическое планирование разработано для страшей группы детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_kak_mnogo_interesnogo_vokrug.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

«Так много интересного вокруг»

Цель:  

Формирование познавательной активности и исследовательских навыков детей.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о свойствах предметов (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

2. Освоить способы исследования окружающего мира, способствующие формированию целостной картины мира.

3. Воспитывать интерес к постоянному общению с природой и навыки бережного отношения к ней.

Итоговое мероприятие:  Лаборатория опытов и экспериментов «Чудеса в решете»

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Понедельник

«Познавательное развитие» (окружающий мир»:

Программное содержание: Развивать интерес  к опытно-исследовательской деятельности: желание слушать,  рассматривать  иллюстрации, проводить самостоятельные исследования.

Планируемые результаты: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, задает вопросы.

Предметно-практическая среда:

компьютерная презентация, разнообразные предметы (деревянные кубики, стеклянные шарики, монеты), разные виды тканей, таз с водой, ножницы.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: внеситуативно-личностная; модель сотрудничества: совместно-последовательная.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Просмотр слайдовой презентации на тему: «Удивительные вещества и материалы».

Опытно-исследовательская деятельность по определению свойств некоторых материалов (тонет, плавает, рвется, мнется и др.).

Д/и: «Назови материал», «Что лишнее», «Найди причину».

 «Физическое развитие» (по плану инструктора по физической культуре)

«Художественно–эстетическое развитие» (Коструирование, аппликация):

Программное содержание: развивать творческую активность, закреплять умения разрезать бумагу, вырезать круги из квадратов, нарисованные по трафаретам фигуры.

Планируемые результаты: проявляет творческие способности, фантазию, воображение, развита мелкая моторика, доводит до конца начатое дело.

Предметно-практическая среда:

ножницы, иллюстрации лабораторных предметов, клей, цветная бумага, трафареты.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность индивидуально-групповая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Конструирование/ аппликация «Лабораторные книги» (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм).

Пальчиковая гимнастика «Ловкие руки» (с губками).

Физминутка «Мы веселые ребята».

Утренний круг:

Беседа «Удивительный мир вокруг».

Загадки о природе

Прогулка: Наблюдение, чем вызвано замедление роста растений осенью. Закрепить знания необходимые для роста растений. Выкапывание бархатцев из клумбы, пересадка их в горшки для дальнейших наблюдений.

П/и: «Найди себе пару», «Мы весёлые ребята».

Игровое упражнение «Ниточка -  иголочка» - ходьба за водящим со сменой направления.

С/р игра «Лаборанты» - исследование с помощью лупы корневой системы бархатцев.

Трудовое поручение: выкапывание цветов.

Игры с выносным материалом.

Беседа с детьми: «Волшебство магнита».

Цель: систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы.

Вторая половина дня:

Бодрящая гимнастика после сна  комплекс №3 «Проследи не упусти»

Игровые упражнения: «Веселый лаборант» (найти необходимые материалы для опытов с песком).

Знакомство с различными видами познавательных книг: энциклопедии, журналы (чтение некоторых статей по выбору детей).

Экспериментирование «Испытание магнита».

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом его особенностями; опытным путём выявит материалы, которые могут стать магнетическими.

Внести в центр книги энциклопедии.

Внести демонстрационный материал и экспонаты для лаборатории  в  группе, схемы опытов

Дежурство в центре «Природа»: полив растений, опрыскивание, рыхление.

Настольные игры: «Собери полезные травы», «Съедобное – несъедобное».

Конструирование из неоформленного материала.

Подбор литературы по теме, фотографий, иллюстраций, аудиозаписей,  атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Беседа с родителями по теме недели.

Индивидуальная  беседа: «Какие познавательные книжки читают дома».

Предложить родителям собрать познавательные детские книги и журналы о природе, различных опытах и экспериментах для изучения в группе в детском саду.

Вторник

«Художественно–эстетическое развитие» (Рисование):

Программное содержание:  способствовать овладению навыками составления композиции, учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций, закреплять умение рисовать гуашью.

Планируемые результаты: проявляет творческие способности в рисовании, воплощает разнообразные замыслы, способен выбирать участников совместной деятельности.

Предметно-практическая среда:

цветная гуашь, листы бумаги, тарелочки, трубочки для коктейля.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Рисование «Волшебная капелька» (с помощью трубочек для коктейля).

Беседа: «Откуда берется ветер?».

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) по плану музыкального руководителя.

«Речевое развитие»

Программное содержание: совершенствовать речь, как средство общения, развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию, упражнять в самостоятельном проговаривании сложных слов и четком произношении звуков в нем.

Планируемые результаты: проявляет творческие способности в придумывании предложений, может фантазировать вслух, играть словами, хорошо понимает устную речь.

Предметно-практическая среда:

разрезные картинки, фотоиллюстрации к беседе.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность индивидуально-групповая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.Беседа: «Кто в лаборатории работает?».

Упражнение: «Придумай предложение со словом…».

Игра «Разрезные картинки».

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Утренний круг:

 Беседа «Можно ли устроить лабораторию дома и в детском саду?».

Дидактическая игра «продолжи предложение»

Прогулка: Наблюдение за облаками. Определить скорость их движения (медленно или быстро). Определение направления ветра с помощью флюгера. Развивать умение наблюдать и делать выводы.

П/и: «Угадай, кто ушёл?», «Угадай, кто позвал?».

Упражнение «Воздушные гимнасты» (хождение по заданной траектории, между двумя линиями на расстоянии 10-15см).

Трудовое поручение: сбор листьев для гербария.

Игры с выносным материалом.

Вторая половина дня:

Бодрящая гимнастика после сна  комплекс № 4

Словесная игра: «Кто что делает?».

Чтение художественной литературы: «Детская энциклопедия для ленивых».

«Дуть или не дуть?» (опыты с чаем).

Эксперимент «Почему горит фонарик?»

Дидактическое упражнение «Правила обращения с электрическими приборами»

П\и «Горелки»

П\и «Вороны и воробьи»

Д\и «Угадай по описанию» (деревья)

Внести неоформленный материал для с/р игры «Научная лаборатория».

Внести материалы для проведения опытов.

Коммуникативные игры, настольные дидактические игры.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий в центре «Книги».

Настольные игры по теме.

Организация пространства для самостоятельной творческой и познавательной  деятельности.

Консультация «Опыты на кухне»

Привлечь родителей к пополнению атрибутами центра «Наука» (оборудование для лаборатории).

Среда

«Познавательное развитие» (ФЭМП) 

Программное содержание: упражнять в счете до пяти, учить сравнивать группы предметов, учить описывать предмет не видя его.

Планируемые результаты: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, задает вопросы, обладает элементарными представлениями в области математики.

Предметно-практическая среда:

предметы разной формы, карточки с пробирками, карандаши, атрибуты для физминутки.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»:  ситуативно-личностная, форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Игра «Найди пробирку». На столе нарисованные пробирки, в середине которых цифры от 1 до 5 (подобрать к пробиркам «реактивы»).

Физминутка: «Двигаемся только по квадратам».

Игра «Чудесный мешочек» (определить количество предметов по осязанию (на ощупь)).

«Физическое развитие» (по плану инструктора по физическому развитию)

Утренний круг:

Социоигра «Я твой друг»

Беседа «Что меня удивило»

Дидактическая игра «Где спряталась ошибка?».

Прогулка: Наблюдение через цветное стеклышко за движением солнца в разное время дня. Закрепить умение фиксировать линию, вдоль которой движется солнце. Отметить, что чем выше солнце, тем теплее.

П/и: «Делай как я», «Кто дальше бросит?» (закреплять умение метать предмет на дальность).

Трудовые поручения: подметание  дорожек.

Игры с выносным материалом.

Вторая половина дня:

Бодрящая гимнастика после сна  комплекс № 4

Беседа: «Кому и зачем нужно солнце?».

Исследовательская деятельность: «Можно ли потрогать лучик солнца?» (на примере солнечных зайчиков).

Труд: «Мытье посуды в кукольном уголке»

Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Внести схемы опытов, демонстрационный материал и экспонаты для лаборатории  в  группе.

Игры в центре «Наука» (рассматривание через цветные стеклышки различных предметов).

Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Пикник на природе» (поездка в лес).

Маршрут выходного дня «Заповедник «Столбы»

Побудить  родителей к совместным прогулкам с детьми, развивать наблюдательность и любознательность детей.

Четверг

«Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное воспитание) по плану музыкального руководителя

«Речевое развитие»

Программное содержание: развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию, упражнять в самостоятельном проговаривании сложных слов и четком произношении звуков в нем.

Планируемые результаты: проявляет творческие способности в придумывании рассказов, может фантазировать вслух, играть словами, хорошо понимает устную речь.

Предметно-практическая среда:  набор сюжетных картинок.

Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Составление рассказа по сюжетным картинкам (описание предметов, выделение их характерных признаков).

Д/и словесная: «Кому что нужно», «Какой звук спрятался?» (дифференциация гласных звуков на слух).

Физминутка: «Делай как я».

Утренний круг:

Социоигра «Передай пожелание»

 Игра – эстафета «Отгадай загадку»

Словесные игры «Что на что похоже?», «Угадай и назови».

Прогулка: Наблюдение за дождливой погодой. Обратить внимание на лужи. Посмотреть с детьми, где и как разливаются лужи.  Развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную связь происходящих явлений.

Трудовое    поручение: поможем собрать урожай в огороде.

П/и: «Цепи кованые», «Выше ноги от земли».

Упражнение «Мячи» (прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

Игры с выносным материалом.

Вторая половина дня:

Бодрящая гимнастика после сна  комплекс №3

Исследовательская деятельность: «Невидимые чернила» (опыты с молоком и лимонным соком).

Чтение художественной литературы: «Детская энциклопедия для ленивых».

П\и «Краски»

Д\игра «Угадай по описанию»

Внести неоформленный материал для игр в группе, емкость с водой, сосуды различной формы и размера для проведения самостоятельных опытов.

Рассматривание энциклопедий в центре «Книги».

 Внести материал для конструирования цветов из бумаги, и проведение с ними опытов (цветок распускается в воде).

Лепка из пластилина, рисование, раскрашивание раскрасок в центре «Творчество».

Шумовые инструменты для озвучивания сказок  в центре «Театральный».

Рекомендации «Воспитание интереса к природным явлениям»

Предложить родителям поиграть с детьми: провести различные опыты с водой, светом, звуками и др.

Пятница

Двигательная деятельность по плану педагога на улице.

Познавательная деятельность:

Программное содержание: развивать умение самостоятельно находить признаки, устанавливать связи между явлениями, учить понимать происходящие в природе процессы.

Исследование на тему: «Где прячется вода?» (обобщить представления детей о воде, через практическую деятельность определить ее свойства).

Игра «Как шумит вода?».

Рисование схемы и составление рассказа «Путешествие  капельки».

Физминутка «Прыжки через лужи».

Планируемые результаты: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями.

Предметно-практическая среда: таз с водой, цветные карандаши, листы бумаги, цветные красители, стеклянные пробирки.

Среда взаимодействия «Взрослый-ребенок»:  ситуативно-деловая, познавательная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.

Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок»: деятельность в микрогруппах.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Утренний круг:

Игра: «Я начну, а ты продолжишь…».

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка»

Проведение опыта с кувшином

Прогулка: Наблюдение за изменением окраски листвы на деревьях. Поразмышлять, что означает выражение «осень на опушке краски разводила».

П/и: «Раз, два, три – беги!», «Кто кого обгонит?».

Трудовое поручение: сбор палочек на групповом участке. Игра «Кто больше палочек собрал?».

Игровое упражнение: «Найди спрятанный предмет» (ориентировка в пространстве).

Вторая половина дня:

Бодрящая гимнастика после сна  комплекс № 3

Итоговое мероприятие: Лаборатория опытов и чудес «Чудеса в решете»

Задание: «Сравни» (сравнение веточек различных деревьев).

Игра: «Найди дерево» (с использованием схем).

Упражнения на развитие мелкой моторики (массаж шишками).

Д\и «С какой ветки детка?».

Игры с неоформленным материалом.

Дежурство в центре «Природа»: полив растений, опрыскивание, рыхление.

Внести атрибуты для подвижных игр с использованием стихов, считалок, рифмовок.

Подготовить материал для аппликации, рисования в центре «Творчество».

Пригласить родителей для участия в итоговом мероприятии.

Подведение итогов недели.

Обозначение темы на следующую неделю. Кто какую информацию сможет предоставить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на тему: "Мир вокруг нас" старший дошкольный возраст

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов. В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при про...

Комплексно тематическое планирование «Природа вокруг нас»

Комплексно тематическое планирование«Природа вокруг нас»Цель – расширить представления детей об облаках.Развивать воображение, восприятие красоты.Активизировать словарь: кучевые и перистые облака.Мето...

Комплексно-тематическое планирование на неделю "Скоро Новый год - много у нас хлопот"

Комплексно-тематическое планирование на неделю "Скоро Новый год - много у нас хлопот"...

Комплексно- тематическое планирование на неделю "В январе ,в январе много снега на дворе"

Моя цель составлена с приоритетами программы ФГОС и включает в себя обеспечение полноценного,                   раз...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тему: На свете так много деревьев различных, а давайте посмотрим в чем их отличие

Задачи:  закрепить признаки осени, сформировать у детей  представление о осени, о деревьях осенью.Итоговое мероприятие: Посещение библиотеки...