Статья "Финансовая грамотность"
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

статья по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья189.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Финансовая грамотность дошкольников».

           Подготовила: Воспитатель Завьялова Юлия Сергеевна

        E:\20201102_125805.jpg

             Как часто мы слышим в магазине детские просьбы: «Мам, хочу! Ну, пожалуйста, купи». И как часто в жизненной спешке родители вынуждены говорить детям «Нет!», зачастую заменяя объяснения причины отказа простой фразой «Нет денег». А что значит для ребенка «Нет денег»?  Что такое вообще деньги и откуда они берутся? Почему нельзя купить ту вещь, игрушку, конфетку, если очень захотелось? Почему родители покупают в магазине то, что они хотят, а детям иногда отказывают?  Да разве ребенку дошкольного возраста возможно объяснить, откуда берутся деньги,  пояснить понятие «дорого – дешево»? Почему родители покупают продукты каждый день, а яркие и красочные игрушки в основном по праздникам? Кажется, что в дошкольном возрасте еще рано обсуждать с ребенком такие важные и сложные понятия как «Финансовая грамотность». Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители. Каждые мама и папа мечтают, чтобы их дети  никогда не узнали, что значит «считать последние копейки»  или мучиться на ненавистной работе «ради денег».  

       Для того чтобы рассуждать на эту тему необходимо сначала узнать, что же это такое «Финансовая грамотность»?

«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.  

       Это не значит, что нужно забивать голову ребенку сложными  специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация  и решением сложных экономических задач. В дошкольном возрасте финансовая грамотность – это воспитание у ребенка предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и разумного поведения в отношении примитивных обменных операций, адекватной ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также  формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

      После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Поэтому именно старший дошкольный возраст является самым благоприятным возрастом для начала формирования азов финансовой грамотности.

        В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.  В этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно». В этом возрасте необходимо дать первичные представления об экономических представлениях, ведь именно в детстве закладывается правильное отношение к деньгам.

     Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и воспитатели объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.

   Включение  в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

      Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

         В обучении дошкольников должны использоваться игровые и словесные методы обучения (беседа).

          Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

          Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.

         Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется  соответствующее время.

Сюжетно-ролевые игры.

Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.

Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем  возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.

Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей.  А вместо денег можно использовать  разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

 При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.

Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.

Дидактические игры.

В занятия также стоит активно включать дидактические игры.

 «Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.

 «Какие бывают доходы?», в ходе игры дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Купи другу подарок», в ходе игры дети выбирают подарок для друга, определяют стоимость, подбирают соответствующие монеты.

«Копилка», в ходе игры необходимо выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

        Также дидактические игры на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта: «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и многие другие.

      Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.

    Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки. 

     Необходимо с помощью рассказов, сказок, обучить дошкольников, следующему:

- что такое деньги, какие они бывают;

- способы заработка родителями;

- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

- что такое карманные деньги.

- Банковская пластиковая карта и ее безопасное использование;

- как планировать свои расходы;

Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.

Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:

 « Терем – Теремок»;

 «Петушок и бобовое зѐрнышко»;

 «Каша из топора»;  

« Три поросѐнка»;

К. И. Чуковский « Федорино горе»;

 К. И. Чуковский « Телефон»;

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха- Цокотуха»;

В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление о способах увеличения дохода;

Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;

Андерсен Г. -Х. «Огниво», «Новое платье короля»;

Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;

 Михалков С. «Как старик корову продавал»;

Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»;

В. Маяковский «Кем быть?»;

 Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.

Для обучения экономике можно успешно использовать также мультфильмы. В качестве примера можно использовать дядюшку Скруджа из мультика Уолта Диснея «Утиные истории». Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.

    С помощью игровых и словесных методов обучения необходимо донести до детей, что:

1. Деньги не берутся сами по себе, что их надо зарабатывать!

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Чем больше зарабатываешь и разумнее потратишь, тем больше сможешь купить.

3. Цена – это количество денег, которые надо отдать продавцу. Люди обменивают свой труд на труд других людей. Деньги в этой цепочке – это посредник.

4. Деньги любят счет.

Деньги необходимо внимательно и быстро считать.

5. Финансы нужно планировать.

Составляем список покупок и планируем походы в магазин заранее.

6. Твои деньги могут быть интересны для чужих людей.

Обсуждаем с детьми элементарные  правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается.

Напоминаем, что главная жизненная ценность  – это человеческие отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Взаимодействие с родителями.

               Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – теоритического и практического, может дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития.

           В процессе взаимодействия с семьями воспитанников мы должны руководствоваться следующими задачами:

 Приобщение родителей к вопросам воспитания финансовой грамотности дошкольников;

 Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;

 Повышение уровня педагогической финансовой компетентности родителей.

         Родители могут брать с собой детей в походы по магазинам. Идя в магазин, необходимо заранее спланировать  покупки, составив список необходимого дома. Во время похода в магазин взрослые  обсуждают стоимость покупки, сколько рублей необходимо, чтобы купить выбранные товары. Данный подход  поможет дошкольнику связывать цифры на ценниках с реальными деньгами.

    Некоторым детям в старшем возрасте дарят деньги на праздники или выделяют небольшие карманные деньги. Можно их, конечно, потратить сразу, купив какую-нибудь первую попавшуюся «безделушку». А можно завести ребенку копилку – это может быть обычная банка или коробка с надписью  «Банк». Пусть ребенок сам погрузится в процесс накопления денег на важную покупку, а не поддастся первому желанию купить ненужную, но красивую вещь. Ребенка надо всегда хвалить и поддерживать в его стремлении сэкономить деньги и сохранить их для того, чтобы потратить на запланированное.

     В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять  познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности  дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.

   Важно обсуждать с детьми, почему деньги так важны в современном обществе, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Дошкольнику нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все  так, чтобы он был финансово грамотным.

Но в погоне за экономическим воспитанием нельзя забывать, что деньги - это лишь  часть жизни, а не основная ее составляющая. Самыми главными отношениями  должны оставаться человеческие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....