Аналитический отчет за межаттестационный период с 2015 - 2019 г.г.
материал (старшая, подготовительная группа)

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Аналитический отчет

за межаттестационный период с 2015 - 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet._kopiya.docx399.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 комбинированного вида

Аналитический отчет

за межаттестационный период с 2015 - 2019

Воспитатель:

Кондрашова Наталья

Андреевна

Красноуральск

2019

По результатам прошедшей аттестации мне была дана рекомендация: обобщить и представить опыт работы по развитию познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность городскому сообществу. Данная рекомендация выполнена.

Цель моего аналитического отчета: осуществить анализ и дать оценку собственной деятельности.

Для этого я:

1.Провела анализ результатов влияния специально созданного комплекса условий в воспитательном процессе;

2.Сделала выводы о эффективности своей деятельности;

3.Наметила программу деятельности на следующий аттестационный период.

Объектом аналитического отчета является педагогический процесс, направленный на формирование познавательных способностей дошкольников через экспериментирование.

        Предметом аналитического отчета является экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.


        Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности, успеваемость детей падает. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

        Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

        Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. К тому же в соответствии с ФГОС ДО, условия, необходимые для создания развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей, через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

        Позитивная мотивация у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

        Все это обязывало меня в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию  образовательного процесса. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование, как необходимое условие реализации ФГОС ДО. Экспериментирование как нельзя лучше формирует  потребность в знаниях через развитие познавательного интереса. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

        На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментирование".

        Цель свою вижу в создании условий активизации познавательно-исследовательской деятельности, творческого развития воспитанников на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, стремлении к самостоятельному познанию и размышлению.

        Чтобы добиться своей цели решала задачи, которые затрагивают все виды детской деятельности и охватывают все образовательные области в соответствии с ФГОС:

1. Обеспечить эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО;

2. Обеспечить качественный уровень освоения воспитанниками содержания образовательной программы за счет совершенствования методов обучения и воспитания, использования современных образовательных технологий;

3. Совершенствовать систему работы по развитию познавательной активности детей с целью выявления и развития способностей воспитанников к интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности;

4. Развивать коммуникативную и социальную компетентность дошкольников средствами современных педагогических технологий;

5. Расширить систему взаимодействия с семьями воспитанников, повысить их компетентность в вопросах познавательного  развития и укрепления здоровья детей.

        Предполагаемый результат: у детей сформирована уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста.

        Но столкнулась с проблемой организации детского экспериментирования:

- в первую очередь недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды,

- создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей,

- все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

        Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС - повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

        С целью выявить познавательную активность детей я провела анкетирование родителей. Анализ анкет показал, что родители понимают необходимость развития у детей познавательной активности и прикладывают к этому определенные усилия: во время прогулки наблюдают за различными объектами природы, обсуждают увиденное в форме диалога. Некоторые проводят дома простейшие опыты. Несмотря на это, уровень развития у детей познавательной активности не высок, так как внимание родителей к этой деятельности не постоянно, от случая к случаю. Именно поэтому, в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждала родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

        Исходя из потребностей родителей, разработала советы родителям, подобрала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании "Играя, познаем мир", провела мастер-класс и предложила игры, в которых используются результаты экспериментирования, например "Секретное донесение" (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

        Проанализировав создавшуюся ситуацию, первым делом совместно с родителями организовала центр экспериментирования, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, где, создала условия для совместной и самостоятельной деятельности,  развития поисковой активности воспитанников. Уголок оснащен всеми необходимыми материалами, в том числе мнемотаблицами и технологическими картами для самостоятельной работы. В экологический и ИЗО уголок были добавлены материалы для экспериментов, разнообразный природный материал и всё для опытов с красками и бумагой.

        Вместе с родителями подобрали познавательную литературу: энциклопедии "Все обо всем" (А. Ликум), "Что есть что", "Сто тысяч почему" (М. Ильин), "Что такое, кто такой" (А.Г.Алексин и др.), стихи, пословицы, загадки и т.д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

        Группа оснащена техническими средствами: телевизором, магнитофоном, по мере необходимости используется ноутбук, планшет и проектор. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, например, "Уроки тетушки Совы".

        Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс. Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.

        На начальном этапе я изучила место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у дошкольников. Для этого использовала методику Л.Н. Прохоровой "Выбор деятельности".

        Углубленный анализ предпочитаемого детьми вида деятельности показал, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

        Как видно из диаграммы, большинство детей предпочитают игровую деятельность - 35 %. И только 17 % детей отдало предпочтение экспериментальной деятельности, т.е. экспериментирование занимает  последнее место.

        Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что у детей отсутствует направленность на результат, в преобладании визуального и нецеленаправленного практического обследования предметов и материалов; дети не умеют  согласовать свои действия с действиями партнеров по деятельности.  Исходя из этого, я провела диагностику.

        Мониторинговый анализ показал: все дети испытывали положительные эмоции в играх-экспериментах, 30% детей часто отвлекались, 51 % детей наблюдали за игрой и только 19% детей проявляли устойчивый интерес к деятельности экспериментирования.

        Изучив методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к моим воспитанникам.

        Чтобы вовлечь ребенка в собственный исследовательский поиск выделила, изучила и апробировала методику А.И.Савенкова. Эта методика позволила мне не только научить детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и увлечь их исследовательской деятельностью — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов, рациональному варианту поиска информации. 

        В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала рабочую программу, перспективный план работы, конспекты образовательной деятельности, картотеки.

        На основании обследования и наблюдения за степенью овладения экспериментальной деятельностью пришла к выводу: дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям, затрудняются сделать вывод, рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание. Встал вопрос: "Как сформировать положительную мотивацию, развить познавательный интерес?" 

        Чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, я подобрала и апробировала серию экспериментов: с молоком, зубной пастой, корой дерева, мылом и другие. Придерживалась в работе следующих требований:

- сталкивала воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями,

- побуждала детей формулировать имеющиеся у них идеи, высказывать их, выдвигать объяснения, предположения, догадки,

- давала воспитанникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке,

- особенно  путем обсуждений в малых группах.

        Свою работу строила по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, человек.

        Наблюдения и анализ показал, что в процессе работы обогащался опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, познакомились со способами фиксации полученных результатов. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

        В целях мониторинга эффективности разработанной программы, провела промежуточную диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. За короткий срок у детей создались предпосылки формирования практических и умственных действий. В группе дети стали более дружными, научились правильно формулировать вопрос и давать более полные ответы. С каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений.

        Беседы с родителями и детьми убедили меня в том, что у детей проявилось желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.

        Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрирую с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

        В первую очередь, моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я закрепляю, уточняю уже усвоенные детьми знания, знакомлю с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

В своей педагогической деятельности использую следующие технологии: Николаевой С. Н., Ивановой А. И.

Технология Николаевой С. Н. построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растёт и живёт рядом с ребёнком. Передо мной стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Методика работы А. И. Ивановой построена на усилении практической направленности, это может способствовать организации фенологических наблюдений. Данная методика даёт богатый справочный материал по сезонным изменениям в природе, срокам наступления того или иного времени года и приметам, позволяющим прогнозировать развитие процессов в живой и неживой природе. Эта методика позволила сформировать у детей способность рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов.

        Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

        Для развития речи детей мной был оборудован речевой центр "Буквоград". Совместными усилиями с родителями мы снабдили уголок необходимым инвентарём для развития:

  • Мелкой моторики;
  • Для выработки воздушной струи;
  • Для развития фонематического слуха;
  • Для автоматизации звуков;
  • Для пополнения словарного запаса.

Для того чтобы развивать речь детей я подобрала и систематизировала методический материал:

  1. комплексы утренней гимнастики по всем лексическим темам;
  2. систему пальчиковых игр с различными атрибутами;

        Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением я использую инновационный метод – биоэнергопластика (Р.Г.Бушляковой). При помощи этого метода синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.

        Опыт работы по теме "Использование биоэнергопластики у детей с нарушением речи" был представлен на городских педагогических чтениях - 2017 "Образование XXI века: взгляд современного педагога" с проведением мастер - класса.

        Используя в своей работе такую технологию как друдлы (Роджера Прайса) я способствую развитию образного мышления, воображения, креативного мышления; развитию речи. 

        Опыт работы по теме "Развитие речи и креативного мышления у детей через технику друдлы" был представлен на мастер - классе городского конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2019"

        Успешно использую в своей работе "живые" мнемотаблицы при составлении рассказов, заучивании стихотворений. Мною разработаны таблицы, которые активизируют детей на более высокие результаты их деятельности.

        Опыт работы по теме "Живые мнемотабицы как средство мотивации речевой активности детей" был представлен на городских педагогических чтениях "Современное образование: новые требования, новые возможности" с проведением мастер - класса. А также на XVII областной научно - практической конференции "Использование современных образовательных технологий: возможности и результаты" с публикацией в сборнике.

Постоянно пополняю развивающую среду  новыми играми и пособиями. Мной созданы и внедрены такие игры как:

- 2015 год «Звукарики» на развитие фонематического слуха, формирование лексика грамматических категорий;

- 2016 год комплекс игр «Звуковая зарядка» по фонематическому восприятию, анализу и синтезу звучащего слова;

- 2017 год многофункционального игрового пособия «Лого-кубы» дидактическая игра «Лого-карты» для составления предложений и грамматических конструкций.

Являюсь ежегодной участницей городских методических объединений  по обучению грамоте, где презентую созданные мной игры по развитию речи.

        Анализ работы показал положительную динамику. Дети стали с желанием составлять описательные рассказы, которые стали более красочные, насыщенные эпитетами, наполненные сложными предложениями, с легкостью запоминать стихи.

        Свои успехи в освоении интонационной выразительности речи дети показали, выступая на праздниках и городских конкурсах, где ежегодно занимали призовые места.

TyZn0ClIhy4.jpg 9Wp_fsItLsY.jpg PphccnnGlFQ.jpgN7o6h7UGxJk.jpg                                                           

        Экспериментирование напрямую связано с чтением художественной литературы, главное достоинство которой заключается в том, что в процессе чтения литературных произведений дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции при восприятии литературных произведений, развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответы на вопросы воспитателя по литературному произведению, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

        В ходе восприятия и дальнейшего обсуждения литературных произведений дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать полученные знания, в ходе исследования материала, делать выводы и умозаключения, аргументировать свои ответы, доказывать и защищать свои идеи. В процессе восприятия художественной литературы у детей развилась эмоциональная сфера, творческие способности.

        Благодаря литературным произведениям дети усвоили эталоны, выработали свои правила поведения, свои способы действий, что привело к формированию исследовательских умений как способности к проведению дальнейших самостоятельных наблюдений за объектами и явлениями окружающей действительности, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач.

        Таким образом, художественная литература имеет большое влияние на развитие ребенка, на его эмоциональную сферу, на развитие его творческих и исследовательских умений, она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

        Любовь к книге я прививаю детям и через тесное сотрудничество с детской городской библиотекой.

            aCUvPWiaezo.jpg       Lq6V-u8QS3Y.jpg       WDBIkWHJq1k.jpg

        Мои воспитанники частые гости детской библиотеки, и участники различных конкурсов проведенных библиотеками города. Так дети принимали участие в городском конкурсе "Детская рукописная книга", где получили грамоты за 1 и 2 места 2017, 2018 году.

                                         fcMHAolO0es.jpg     TWvypFCOxvk.jpg    IMG_20180427_142106.jpg

        Принимали участие в конкурсе «Хочу делать добро» в номинации «Изобразительное творчество» и «Прикладное творчество» - 3 сертификата за участие 2018 год.

        Мои воспитанники постоянно участвуют в праздничных мероприятиях проводимых библиотечной сетью для ветеранов города, людей с ограниченными возможностями, где радуют гостей библиотеки своим творчеством.

       7ipqaUcbsPg.jpg        8HQJbM_O_30.jpg       X4104nk3LXM.jpg

Наблюдая за детьми своей группы, я увидела, что некоторые дети испытывают затруднения в общении. Приходя утором в группу, они не могли войти в контакт с другими детьми, не могли первыми начать общения. Чтобы создать благоприятный психологический климат в коллективе воспитанников я организовала такую форму работы как "Утренний круг" (например Даша Т. и Кирилл К., приходя в детский сад очень трудно входили в контакт с другими детьми, предпочитали отмалчиваться, не с кем не играя).

Каждое утро у нас начиналось с "Утреннего сбора", где дети приветствовали друг друга комплементами, играли в коммуникативные игры и делились новостями. Введение этой технологии способствовало развитию у моих воспитанников умений: определять эмоциональное состояние своё и других людей, совершенствовались навыки культуры общения, развилась речь , дети приучились внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других.

        Я заметила, что мои воспитанники не проявляют отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками. Таким образом, анализ проблем позволил сделать вывод о поиске новых путей и средств развития межличностных отношений, речевой активности. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность или не успешность его социализации и др. Для решения данной проблемы был создан театральный кружок "Веселый балаганчик", где как нельзя лучше раскрываются все способности детей.

        В результате работы в данном направлении мои воспитанники совершенствуют речь, используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.         Воспитанники являются победителями городского конкурса «Театральная Весна» 2015 - 2018 г.г. Выпускники 2018 г. успешно прошли адаптацию в школе.

Azd-j_inzFI.jpg  Pe7ZHIj2Gjs.jpg  xDA3B_vpA68.jpgkoXRs5F_PqM.jpg                                                                 

        Осуществила работу и по апробации технологии проектной деятельности в рамках специально организованного обучения детей. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        В проектной деятельности стремлюсь раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, реализовать его интересы, потребности, что способствует развитию личности детей.

        Мною были разработаны и применены следующие педагогические проекты: "Впустите в сердце доброту", "В гостях у зубной щетки" и другие.

        Использование театрализованной, проектной деятельности помогли решить мне комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, возросли показатели познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития воспитанников, о чём свидетельствует положительная динамика.

        Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

        Для занятий по математике необходимо использовать большое количество пособий и раздаточного материала с этой целью мной был создан математический центр, в котором подобраны разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие "потренировать" детей в установлении отношений, зависимостей.

- Развивающие игры (на плоскостное и объемное моделирование), в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

- Различные варианты игр на воссоздание ("Танграм", "Монгольская игра", "Пентамино")

- Игры на способ образования числа, сравнение чисел.

- Логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера.

- Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т.п.).

- шашки, шахматы и т.д.

Чтобы научить детей сравнивать, группировать и классифицировать предметы, анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, я использовала блоки «Дьенеша». Я давала детям задания: выбрать из геометрических фигур все красные или все квадраты либо все большие. Тем самым закрепляла у детей знания не только цветов, но и геометрических фигур. В результате проведённой работы, дети умеют разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишнее.

На занятиях по развитию речи и ФЭМП постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дети с желанием обыгрывают, различные ситуации тем самым закрепляются правила поведения. Так же дети учатся располагать предметы в пространстве. Для этого я учила детей составлять план карту группы и участка дошкольного учреждения, работать с различными схемами.

        Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Организую работу детей на занятиях с раздаточным материалом в парах. Таким образом я приучала детей внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его («Все ли сказал? Понятно ли?»). Контроль действий товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.

        Также закрепляем с детьми пройденный материал, занимаясь 2 раза в неделю в тетрадях по ФЭМП.

        В результате проведенной работы у детей сформировались такие умения как: умение ориентироваться в пространстве, развилась память, улучшилось внимание, логика, дети используют в речи математическую лексику.

        Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

        Проблемные ситуации, возникающие в повседневной жизни (как нарисовать апельсин, закат, лужайку, тучи, расцветку животных, овощи, когда у нас только 6 цветов красок) служили поводом для проведения выдвигающихся гипотез эксперимента.

        Наблюдения на прогулке (смешивание снега с грязью, рассматривание неба, осенних деревьев, лужайки, цветов на клумбах и т. д.) способствовали обогащению представлений детей о разнообразии красок окружающего мира.

        В работе с детьми я использую игровой материал по экспериментированию в изобразительной деятельности. Дидактические игры по цветовосприятию "Посади бабочку на цветочек", "Подбери юбку к кофте", "Подбери ниточку к шарику", "Подбери зонтик к сапожкам".

        Также при рассматривании картин и иллюстраций мы обращали внимание на цветовую гамму самих произведений, сочетание красок и переходы от одного цвета к другому (одного оттенка к другому).

        При работе с красками открывала детям многообразный мир оттенков, учила детей смешивать краски для получения дополнительной цветовой гаммы. Работу я начинала с элементарного смешивания белой краски с цветной, для получения более светлого тона для того или иного оттенка. В определении оттенков детям помогает лото "Картинная галерея".

        При чтении художественной литературы, обращали внимание на то, как автор описывает цвета природы (лазуревые облака, золотая осень, голубизну моря или сердитость – темные (холодные) цвета моря).

        Знакомила с тёплыми и холодными цветами. Для этого была использована игра "В гостях у Снежинки и Лучика".

        Загадывание загадок, способствовало развитию представлений о "цвете" окружающего мира.                

        Манипулируя с разнообразным материалом, дети осмысленно находили новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. 

        Я заметила, какое удовольствие и неизгладимые впечатления оставляют в сердцах моих воспитанников знакомство с нетрадиционными техниками рисования и материалами.

        Со своими детьми я использую такие техники как: кляксография, набрызги красок, монотипия, ниткография, разрисовка камешков и другие. Все это многообразие изобразительных техник я, конечно, использую для развития творческих способностей ребенка.

        Также используем различные материалы для рисования: зубную пасту, натуральные краски, сделанные из сока овощей и фруктов, соль, мыльные пузыри и многое другое. Мы, взрослые, думаем, что получив новый материал, ребенок просто рисует. А он сначала экспериментирует. Я вижу, как мои дети восторженными глазами следят за движениями краски - как и куда она потечет, замечая, что двух одинаковых клякс не бывает, крутят лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы - на что же похожа эта клякса.

        Таким образом, используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в создании творческой работы, дети научились выражать свой оригинальный взгляд на окружающую действительность, вкладывать внутренний смысл и своё видение художественного образа, научились видеть и находить в окружающих нас предметах необычное, научились получать новые цвета и оттенки.

        Особое внимание я уделяю подготовке детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.

        Работу по ознакомлению с правилами ПДД в рамках поисково - познавательной деятельности я начинала с создания уголка "Островок безопасности" и с выявления знаний детей и родителей через беседу с первыми и анкетирования со вторыми. Исходя из этого выявила проблему: дети не знают правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, недостаточно сформирован словарный запас по данной теме у детей и отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны родителей.

         Для того, чтобы вызвать интерес к этой теме у родителей, помочь им научиться правильно рассказывать об этом детям, я включаю в работу с родителями такие мероприятия как:

- консультации;

- папки - передвижки;

- памятки;

- родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД (Игротренинг по ПДД "Шесть шляп");

- привлекаю к изготовлению дидактических игр и атрибутов для игр;

- участие в выставках рисунков и поделок;

- проведение праздников.

        Детей я знакомлю с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию. Во время целевых прогулок обращаю внимание на движение пешеходов, транспорта, знакомлю их со словами: тротуар, шофер, автомашина; уточняю названия частей автомобиля.

        Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации». С их помощью дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов.

        В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений. Предлагала детям игры - эксперименты, которые являются важной частью образовательного процесса. Например такие как, "Движение", "Что происходит при столкновении двух транспортных средств?", "Подушка безопасности", "Я заметен на дороге" и другие.

        Также предлагала детям опытным путем проверить, что же происходит с машиной на мокрой и сухой дороге, во время тумана, в гололед, в темное время суток и т.д.

        В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макеты: «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка». В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».

        Широко использую в практике работы викторины, где детям предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.

        В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное решение и проиграть вновь ситуацию.

        Во время экскурсий по улицам города обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми на дороге из личного опыта.

        В ходе экскурсии в автошколу дети беседовали с инспектором о безопасности дорожного движения, отвечали на его вопросы о светофоре, правилах перехода улицы по пешеходному переходу. На симуляторе посмотрели как тяжело управлять машиной и как вести себя в экстренных ситуациях.

                                   3CkYSoUq3d4.jpg   s_zQB9Bcbm8.jpg

        Ежегодно посещаем методический кабинет по ПДД в Детско - юношеском центре "Ровесник", где дети имеют возможность проверить свои знания по правилам дорожного движения, встретиться с инспектором ГИБДД и задать ему интересующие вопросы.

    nNBjq6sjqHo.jpg    nfhWYh91vd4.jpg    img_1100.jpg

        Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дали положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

        Результатом работы является участие детей в городских конкурсах по ПДД, таких как "Светлячок", "Зебра", "Полиция глазами детей", "Палитра безопасности" и других, где дети неоднократно занимали призовые места.

        Я заметила, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

        В систему работы по данной проблеме я включаю:

- создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения. Вместе с детьми создан альбом детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Пожарная техника разных лет», альбом с фотографиями о работе пожарных. ;

- совместная деятельность педагога и детей – ОД, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, викторины, КВН, развлечения;

- работу с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки), консультации, организация досугов и развлечений, изготовление пособий, участие в городских конкурсах поделок, родительские собрания в форме круглого стола;

- взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

- подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

- экспериментирование. В ходе проведения опытов дети научились конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о том, как избегать таких ситуаций; сформировались элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности.

        В ходе работы я отметила, что у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны. Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

        Результатом работы является участие детей в городских конкурсах детского творчества, таких как "Нам без доброго огня обойтись никак нельзя",

        Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья детей. Для решения данной задачи, мною разработана модель двигательной активности, схема закаливающих мероприятий, подобраны картотеки подвижных игр и упражнений, утренних гимнастик, пальчиковых игр, спланирована система работы с детьми по внедрению здоровьесберегающих технологий, таких как степ - аэробика, логоритмика, ритмопластика, офтальмотренаж и другие.

        Дети каждый год занимаются в секции "Акробатика" с инструктором по физической культуре Пузаковой М.Ю.

        В результате у воспитанников имеется стойкая динамика снижения простудных заболеваний; повысилась посещаемость: 2017 год – 78%, 2018 год – 85%; 2019 год – 91%, сформировалось представление о здоровом образе жизни (100%).

        Вне образовательной деятельности дети проводят опыты самостоятельно, я уточняю у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешиваюсь. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается не только на развитие воображения, памяти, внимания, но и на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. К таким беседам я подготавливаю ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.

        Я обратила внимание на то, что многим моим воспитанникам свойственно многократное повторение одних и тех же опытов. Но и в этом я увидела свои плюсы: у детей вырабатывается определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы "Зачем?", "Как?" и "Почему?" требуют уже от меня компетентности в различных областях окружающего нас мира.

        Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования имеют "никому ненужные предметы". Именно поэтому я привлекаю родителей к сбору бросовых материалов, которые использую для проведения разных опытов, организую сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований. 

        Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры.

        Дети совместно с родителями с удовольствием участвуют в городских конкурсах детского творчества из природного и бросового материала, таких как "Осенние фантазии", "Юная модница", "Галерея шедевров и грации, в ней изящных вещиц презентации", где занимают призовые места.

k3UYIRR7SiI (1).jpg   img_20171101_095148.jpg   BIZpPJECeDw.jpg

        Анализ показал, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

        Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности после проведенной работы использовала ту же методику. Анализ  повторной диагностики показал, что предпочтения детей распределились следующим образом:

        В процессе работы по формированию познавательного интереса, я увидела положительную динамику не только для развития познавательной активности детей. Я пришла к выводу: работа в данном направлении эффективна, что и подтверждается итоговой диагностикой.

Образовательная область

2016 г.

2017 г.

   2018 г.

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Навык сформирован

В стадии форм.

Не сформирован

Познавательное развитие

15 %

40 %

45 %

25 %

45 %

30 %

35%

45%

20 %

Художественно - эстетическое

20 %

42 %

38 %

28 %

44 %

28 %

38%

44%

18%

Речевое развитие

22 %

42 %

36%

29 %

41 %

30 %

35%

43%

22%

Социально - коммуникативное

18 %

39 %

43 %

25 %

43 %

32 %

38%

42%

20%

Физическое развитие

13 %

35 %

52 %

20 %

39 %

41 %

36 %

44 %

20 %

        

        Динамика достижений воспитанников в образовательной деятельности была достигнута благодаря тому, что образовательная деятельность проводилась в системе, использовались разные технологии, приёмы и методы работы, проводилась индивидуальная работа с детьми. 

        Количественные данные позволяют мне  проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

        Проанализировав свою педагогическую деятельность за межаттестационный период с 2015 по 2019 годы, считаю, что поставленная цель достигнута, созданные психолого-педагогические условия для детского экспериментирования имеют огромный развивающий потенциал и являются хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, что оказывает положительное влияние на познавательную активность воспитанников, эмоциональную сферу каждого ребёнка и развитие творческих способностей, на укрепление здоровья. Экспериментирование явилось наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающим миром. В процессе экспериментирования мои воспитанники получили возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями и первооткрывателями.

        Я не боюсь экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.

        Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность. С каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений.

        Положительным результатом своей деятельности считаю:

  • рост собственного профессионального мастерства;
  • внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий;
  • разнообразие методов и приемов, используемых в организации образовательного процесса;
  • положительную динамику в речевом развитии детей;
  • сотрудничество с родителями, их заинтересованности и участие в образовательном процессе.

        Свою работу активно направляю на развитие творческого потенциала воспитанников. Мои воспитанники принимают участие в городских конкурсах, выставках, соревнованиях, акциях:

- 2015 г. конкурс детского творчества "Маленькая мисс - 2015", победительница в номинации мисс "Грация";

- 2015 г. конкурс детского творчества "Мистер Твистер - 2015", звание "Мистер Стиль";

- 2015 г. конкурс "Театральная весна", 1 место, грамота

- 2016 г. конкурс на лучшего чтеца "Живое слово", 1 место, грамота;

- 2016 г. конкурс "Театральная весна", 1 место, грамота;

- 2016 г. конкурс детских рисунков "Полиция глазами детей", 1 место, грамота;

- 2016 г. конкурс рисунков "Моя мечта", диплом за творческое оформление работы;

- 2017 г. конкурс детских рукописных книг, 1 место, грамота;

- 2017 г. конкурс детского творчества "Мистер Твистер - 2017", звание "Мистер Икс";

- 2017 г. конкурс на лучшего чтеца "Живое слово", 3 место, грамота;

- 2017 г. конкурс "Театральная весна", 1 место, грамота;

- 2017 г. конкурс моделей одежды из подручных материалов "Юная модница", диплом победителя в номинации "FANTAZY";

- 2017 г. выставка декоративно- прикладного искусства "Подарок для мамы", 1 место, грамота; сертификат участника;

- 2017 г. конкурс - выставка "Кукла моей мечты", диплом победителя;

- 2017 г. конкурс поделок по ПДД "Умелые ручки", 1 место, грамота;

- 2017 г. конкурс фотографий "Моя семья за безопасность дорожного движения", 1 место, грамота;

- 2017 г. конкурс - выставка "Осенние фантазии", грамота в номинации "Самый игривый осенний котенок";

- 2018 г. конкурс чтецов "Зима - зимушка", диплом победителя;

- 2018 г. конкурс на лучшего чтеца "Живое слово", 2 место, грамота;

- 2018 г. конкурс "Юная модница", диплом 2 степени;

- 2018 г. конкурс детского творчества "Маленькая мисс - 2018", победительница в номинации "Маленькая мисс Жемчужина";

- 2018 г. конкурс "Театральная весна", 1 место, грамота;

- 2018 г. международный конкурс детского рисунка "Автомобиль будущего", диплом участника;

- 2018 г. конкурс детских рукописных книг, диплом 1 степени;

- 2018 г. конкурс детских рукописных книг, диплом 2 степени;

- 2018 г. смотр - конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных учреждений "Зебра", 2 место, грамота;

- 2018 г. конкурс среди оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на лучшую организацию противопожарной работы с детьми в летний период 2018 г., диплом 1 степени;

- 2018 г. конкурс фотографий "С уважением к дороге", 1 место, грамота;

- 2018 г. IV фестиваль  национальных культур "Венок дружбы", посвященный Дню народного единства, диплом за участие;

- 2019 г. фото - конкурс "Маленький герой", диплом победителя;

- 2019 г. конкурс "Светлячок", 2 место, грамота;

- 2019 г. конкурс "Театральная весна", сертификат участника;

- 2019 г. конкурс - выставка ДПИ "Осенние фантазии", 1 место, грамота;

- 2019 г. фестиваль ДПИ "Галерея шедевров и грации, в ней изящных вещиц презентации", 2 место, грамота в номинации "Объемная фигура";

- 2019 г. фестиваль ДПИ "Галерея шедевров и грации, в ней изящных вещиц презентации", 1 место, грамота в номинации "Мистер крутой морячок""

- 2019 г. смотр - конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения "Зебра", 2 место, грамота в номинации "Что ни правило - куплет".

        С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами ОД с коллегами, а также в интернет пространстве. Мной разработаны и опубликованы на сайте "Публикатор" и "Академия детства" серия занятия по познавательно - исследовательской деятельности с использованием современных технологий:

- 2014 г. конспект ОД по экспериментальной деятельности "Мучные выкрутасы";

- 2015 г. конспект ОД по экспериментальной деятельности "Почему птицы улетают?";

- 2015 г. конспект интегрированного занятия "Эти удивительные грибы";

- 2016 г. конспект ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии";

- 2017 г. конспект ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Зубная паста";

- 2017 г. конспект ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Кора дерева";

- 2019 г. конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с природным окружением с элементами опытно - экспериментальной деятельности "Путешествие к облакам".

        Создан сборник конспектов образовательной деятельности по теме.

        Данные разработки, в настоящее время, используются  педагогами ДОУ для работы с детьми, так как данная работа предполагает вариативность её использования в связи с конкретными задачами педагога. Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, поможет разнообразить образовательную деятельность, принести детям радость и сюрпризы.

        Систематически повышаю своё педагогическое мастерство, активно участвую в работе городских методических объединений и областных конференциях:

- 2015 г. "Современные подходы организации образовательной деятельности как условие реализации ФГОС ДО", показ интегрированной  познавательно - исследовательской деятельности;

- 2015 г. "Развитие фонематического слуха у младших дошкольников";

- 2016 г. XVII областная научно - практическая конференция "Использование современных образовательных технологий: возможности и результаты";

- 2017 г "Особенности работы с детьми, имеющими проблемы эмоционально волевой сферы" с сообщением по теме "Использование имаготерапии для коррекции эмоционально - волевой сферы у детей с нарушениями речи";

- 2017 г. "Фонематическое восприятие - умственная деятельность по анализу и синтезу звучащего слова";

- 2018 г. "Предложения. Грамматические конструкции";

- 2019 г. "Развитие личности ребенка в театрализованной деятельности с сообщением по теме "Развитие личности детей с ОНР через систему театрализованных игр с использованием разных жанровых направлений";

- 2019 г. "Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО", показ открытого мероприятия с детьми группы компенсирующей направленности "Формирование временных представлений средствами игровых технологий";

- 2019 г. "Виды и направления профилактики речевых нарушений".

Городских педагогических чтениях:

- 2016 г. "Современное образование: новые требования, новые возможности" с проведением мастер - класса по теме "Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей";

- 2017 г. "Образование XXI века: взгляд современного педагога" с проведением мастер - класса по теме "Использование биоэнергопластики у детей с нарушением речи".

Своё профессиональное мастерство демонстрирую через участие в профессиональных конкурсах:

- 2016 г. городской смотр - конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных учреждений "Зелёный огонёк", грамота за 2 место в номинации "Лучшее учебное - методическое оснащение тематического кабинета";

- 2016 г. городской конкурс на лучшую разработку обучающего занятия по ПДД "Замечательное ПДД", грамота за 2 место;

- 2017 г. заочная патриотическая игра "Мы патриоты", благодарственное письмо;

- 2017 г. городской смотр - конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений "Зебра", сертификат участника в номинации "Открытые формы работы для детей и родителей по предупреждению дорожно - транспортного травматизма";

- 2019 г. методическая игра "Креативный педагог", 1 место, грамота;

- 2019 г. городской смотр - конкурс на лучшую организацию работы по безопасности дорожного движения среди дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений "Зебра", сертификат участника в номинации "Открытые формы работы с родителями по предупреждению дорожно - транспортного травматизма";

- 2019 г. городской конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года - 2019", 1 место, почетная грамота.

        У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний.

        Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)

        ФГОС ДО диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей.

        Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.

        Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. 

        Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. 

        Именно поэтому в следующий межаттестационный период я хочу заняться темой: "Развитие познавательных способностей детей через формирование элементарных математических представлений посредством игровых технологий".

        Я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием игровых технологий.

        Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

• сформировать элементарные математические представления (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени).

• развивать познавательную активность ребёнка, его познавательные процессы.

• воспитывать самостоятельность, ответственность, чувство коллективизма, доброжелательность друг к другу.

        Мной был разработан примерный перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений.


Год

Самообразование

Дети

Родители

Педагоги

2019 - 2020

1. Курсы повышения квалификации

2. Посещение городских методических объединений

3. Изучить психолого - педагогическую литературу:

- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»;

- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

1. Диагностика детей

2. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

1. Консультация «Играйте вместе с детьми»

2. Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

3. Сбор оборудования для уголка по познавательному развитию

1. Консультация «Развитие математических представлений через дидактические игры и технологии»

2. Показ открытых занятий по теме

2020 - 2021

1. Разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

2. Оформление математического центра

3. Создание лепбука по ФЭМП

4. Организация и проведение недели "Неделя математики"

1. Создание тренажера "Цветные ладошки" и "Бусинки"

2. Беседы с решением проблемных ситуаций

3. Математический КВН

1. Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

2. Оформление папки-передвижки "Занимательная математика дома в повседневной жизни".

1. Мастер- класс «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей»

2. Создание памяток

3. Консультация  «Царица наук - математика»

2021 - 2022

1. Создание картотеки интерактивных игр по ФЭМП

2. Представление опыта работы на педагогических чтениях

3. Подбор методической литературы по теме.

1. Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

2. Беседа "Как люди научились считать?"

1. Открытое занятие "Вот как мы умеем"

2. Буклет «Сказочные лабиринты игры»

3. Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

1. Деловая игра для педагогов «Проблемные вопросы по организации дидактических игр по математике»

2. Практикум "Как изготовить игру своими руками из бросового материала?"

2022 - 2023

1. Подготовка мастер-класса для педагогов на тему: «Развивающие пособия своими руками».

2. Оформление фотовыставки "Изучаем математику в детском саду"

1. Выставка детских работ: «Шаг в математику».

2. Знакомство с историей математики

3. Праздник "Поиск сокровищ королевы Математики"

1. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

2.  Памятка: «Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома»

1. Мастер- класс «Использование таблиц Шульте в развитии математических способностей дошкольников»

2. Круглый стол "Как учить детей счету?"

2023 - 2024

1. Создание мнемотаблиц по ФЭМП

2. Оформление математической библиотеки для родителей и педагогов "Книги ждут вас"

1.  Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

2. Открытие тематической выставки «Удивительный мир математики».

1. Консультация для родителей: «Математические игры по дороге домой»

2. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее»

1. Консультация «Математическая деятельность, как средство развития интеллектуальных способностей у дошкольников»

2.  Создание буклетов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о работе за 2015 учебный год Первая младшая группа «Заинька»

Аналитический отчет о работе за первое полугодия 2015 годаПервая младшая группа «Заинька»...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год

Представлен  аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....

Аналитический отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год

Аналитический отчет по самообразованию инструктора по физической культуре за 2015-2016 учебный год...

Аналитический отчет по кружку за 2015 - 2016 год. Название кружка «Теремок»

Направленность:   Развитие коммуникативных качеств у детей через театрализованную деятельность....

Аналитический отчет о работе за 2018-2019 учебный год в подготовительной группе №9 «Теремок»

Направление деятельности:-осуществление деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС;-воспитания ценностного отношения детей к здоровью, развития мотивации к обереганию своего здоровья и здоровья окруж...