Использование современных технологий в образовательной деятельности воспитанников ДОУ
статья
Современные технологии музыкального воспитания в работе с воспитанниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samost.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский
«Использование современных технологий в образовательной деятельности воспитанников ДОУ»
Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение воспитанниками содержания образовательных программ в условиях ФГОС ДО, развития творчески активной личности, стремящейся к пониманию целостной картины мира. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Сегодня основным социальным требованием общества является потребность в качестве образования. Важно обеспечить доступность, открытость, мобильность и инновационность образовательного процесса.
Основной задачей музыкального воспитания в детском саду является развитие музыкальности, творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер, формирование музыкальной культуры. В нашем детском саду вся образовательная деятельность строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитателей и специалистов ДОУ.
Музыкальному руководителю при подготовке к образовательной деятельности, необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов, широком спектре современных технологий музыкального развития. Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения между собой взаимосвязаны.
Источником особой детской радости является музыка, поэтому применение на музыкальных занятиях разнообразных методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. С появлением авторских программ, методик и разработок по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа, а также Т. Боровик и А. Бурениной - появилась возможность разнообразить музыкальные занятия, варьировать способы, средства познания воспитанниками музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя.
Одним из наиболее важных средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование воспитанников. На основе принципов музыкальной педагогики Карла Орфа создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой, которая успешно помогает общению равных партнёров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку проявлять свою индивидуальность. Чередование различных заданий, видов деятельности требуют от воспитанников внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Основными видами деятельности на музыкальных занятиях с использованием элементарного музицирования являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение («пластический жест»).
Например, в работе с играми-звуками выделяются условно следующие направления:
-звучащие жесты и музыка моего тела;
-шумовые инструменты и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют воспитанникам ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
Музыкально-ритмические движения – важный вид детской деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе. Такой программой является «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Эта программа – «музыкально- ритмический психотренинг для детей и педагогов, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом» (А.И.Буренина). Принцип «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах детской деятельности.
Для решения поставленных задач, я изменила форму построения образовательной деятельности. В свою работу ввела инновационные социо-игровые подходы к педагогике. Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании воспитанниками и педагогом умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего задания, умения оказывать друг другу помощь, принимать её, когда необходимо. На музыкальных занятиях использую социо-игровые задания, социо-игры и упражнения, которые помогают детям в формировании эмоционального восприятия музыки.Воспитанники соревнуются в движениях под музыку, пении, исследуют проблемные ситуации, преодолевают трудности. В ходе игр осуществляется личностное ориентирование, взаимодействие взрослого с воспитанниками детей между собой, их общение в парах, в группах. Игровые задания и упражнения выполняются:
-по мере готовности одного ребёнка или партнёров, или подгрупп;
- по согласованным правилам;
-в заданном порядке;
-последовательность действий определяют воспитанники самостоятельно по считалке или по желанию быть первыми, вторыми и т.д.;
- всей группой воспитанников;
-выбранными малыми группами.
В певческой деятельности дошкольники в малых группах определяют слог, на котором будут распеваться, исполняют песни по музыкальным фразам, запевам, по цепочке, выбирают солистов самостоятельно. В танцевальной деятельности дети делятся на пары по разрезанным картинкам, в музыкальных играх выбирают водящего по считалке, по цвету одежды. Главный принцип моей работы на музыкальных занятиях – это внимание к каждому воспитаннику, учитывая его возрастные, индивидуальные, музыкальные, речевые потребности и особенности.
Информатизация дошкольного образования позволяет мне внедрять в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на реализацию инновационных идей образовательного процесса. Я использую в работе с воспитанниками и родителями (законными представителями) новые образовательные технологии такие, как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации, помогают мне создавать наглядные пособия, как демонстрационный так и раздаточный материал, обрабатывать и хранить музыкальные материалы отчётов, выступлений в текстовой форме, и в виде презентаций. Большую помощь оказывают ИКТ технологии при:
- организации образовательной музыкальной деятельности воспитанников;
- организации совместной развивающей деятельности музыкального руководителя и воспитанников;
- реализации метода проектов;
- создании предметно- пространственной развивающей среды (игровые пособия, дидактические материалы);
Одна из форм моей работы с использованием ИКТ технологий на музыкальном занятии - это работа с детьми (индивидуальная и групповая), подготовка сообщений о творчестве композиторов, консультаций для педагогов по вопросам музыкального воспитания:(«Развитие звуковысотного слуха с использованием дидактических игр», «Использование народных песен, прибауток в режимных моментах» и др.), рекомендаций для родителей(законных представителей) в папки-передвижки, проведение анкетирования, подбор музыкальных произведений к праздникам, вечерам досуга, и другим мероприятиям. Новые технологии позволяют создать условия для выявления и развития способностей воспитанников, для активизации познавательной и творческой деятельности, помогают решить проблему мотивации, разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия. Кроме того, значительно сокращается время на подготовку к совместной деятельности педагога с воспитанниками, повышается качество и эффективность деятельности.
Как наиболее распространённый вид представления демонстрационного материала, я использую мультимедийные презентации, музыкально-дидактические видеоигры. Многообразие электронных диафильмов, включающих в себя аудио и видео фрагменты с элементами интерактивности позволяют: при восприятии музыки демонстрировать портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, подборка слайдов или видео. В исполнительстве – ведущем виде музыкальной деятельности, будут иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, обучения нотной грамоте: «Лесенка», «Учёный кузнечик», «Весёлые капельки», «Куда летит пчёлка?», «Где живут нотки?». В музыкально-ритмической деятельности особенно удобно использовать на занятии видеоклипы для знакомства воспитанников с жанрами музыки, танцами, особенностями их исполнения, игр на ориентировку в пространстве.
Музыкально-дидактические игры, используемые мною в виде презентаций, помогают развивать у детей в доступной, привлекательной форме: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, характера музыкального произведения: например, «Что, делают в домике?», «Кто в теремочке живёт?», «Угадай, на чём играю?», «Птица и птенчики», «Папа и мама разговаривают» и другие.
Мои наблюдения свидетельствуют о том, что любимый детьми вид деятельности - это игра на музыкальных инструментах и творческое музицирование. Здесь я использую презентации и видеофайлы - концерты для знакомства воспитанников с музыкальными инструментами, спецификой их звучания, различными видами оркестра, а также видео подсказки, когда дети играют в ансамбле. Интересно, ярко и понятно можно знакомить воспитанников с разными видами искусства: балет, опера, театр, демонстрируя не только иллюстрации, но и видеоролики.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала на занятии, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес воспитанников к музыке, активизируют внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения, поэтому занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Наиболее эффективными видами ИКТ, адаптированными для дошкольного возраста, являются: мультимедийная презентация, образовательные и развивающие программы, интерактивная доска. Использованию ИКТ в рамках музыкальных занятий осуществляются по ряду направлений: музыкально-развивающие занятия; праздники и развлечения; творческие проекты и другое. Всё это позволяет создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения. Воспитанники активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезает скованность, не приходится прибегать к принуждению. Дети легче усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без утомительных заучиваний. Кроме того, музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Идя в ногу с современными образовательными процессами, музыкальному руководителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности воспитанников необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды детской музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, каждое музыкальное занятие я начинаю с валеологической песенки-распевки, дающей положительный настрой воспитанникам на весь день. Восприятие музыки и разучивание текстов песен хорошо совмещать с игровым массажем, самомассажем, пальчиковой игрой, музыкотерапией. Перед разучиванием песни занимаюсь с детьми дыхательной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок и горла, что способствует профилактике сезонных простудных заболеваний. Речевые игры с детьми надо сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах. Хорошо совместить танцевально-игровые импровизации с музыкотерапией. Решение задач музыкального и валеологического воспитания происходит при проведении интегрированных музыкально-валеологических занятий с участием учителя-логопеда, родителей (законных представителей), медицинского работника. Предлагаемые оздоровительные игры и упражнения, небольшие по объёму и длительности, приносят воспитанникам большую радость и пользу для здоровья.
Музыкально- оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных, творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка. Музыкальные занятия можно проводить индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, а по содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные. Эта система работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
-валеологические песенки-распевки;
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-оздоровительные и фонопедические упражнения;
-игровой массаж;
-пальчиковые игры;
-речевые игры;
-музыкотерапия.
Использование современных технологий на музыкальных занятиях позволяет музыкальному руководителю значительно оживить совместные образовательные отношения с воспитанниками, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала.
У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причём не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста).
Ведущие Программы по музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под редакцией Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой, А. И. Бурениной, О. П. Радыновой, Т.Г.Рубан и К.В.Тарасовой) предусматривают развитие у воспитанников музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах, то есть коллективная деятельность, объединяющая все виды детской музыкальной деятельности, развивая музыкальное мышление детей.
В своей работе на музыкальных занятиях использую метод проектирования, который позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает воспитанникам возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, воспитанники открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Применяя в своей работе метод вариативности, легко сочетать элементы разнообразных программ и технологий с основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения. Этот метод ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию. Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществление этой цели поможет развитию творческих способностей воспитанников, развитию интереса детей к разным видам искусства, обогащению музыкальных впечатлений, формированию элементарных музыкальных навыков.
Таким образом, использование инновационных технологий в музыкальном развитии воспитанников, способствует качественному улучшению образовательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности. Применяя на музыкальных занятиях в комплексе передовые технологии и методики, обеспечивается разностороннее развитие личности ребенка, благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Использование всех видов детской музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностей ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, значит и решение главной цели моей работы – научить воспитанников любить и понимать музыку.
Литература:
1.Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
2.Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
3.Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
4.Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с.10
5.Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
7.О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» - Волгоград, 2012г.-с.11
8. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.
9. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.
- Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.
- Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры - программа музыкального воспитания. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ"
консультация познакомит педагогов с новой образовательной технологией "Коллекционирование" ....
Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"
Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области. В социально-реабил...
Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе "Экскурсия по городу здоровья"
Познавательное развитие в подготовительной к школе группе "Экскурсия по городу Здоровья"...
Выступление из опыта работы "Использование современных технологий в образовательной деятельности дошкольников"
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни....
Сценарий круглого стола Тема «Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии ФГОС ДО по ОО «Познавательное развитие»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...
Тема: «Современные подходы к образовательной деятельности воспитанников с ОВЗ на примере дидактических игр «Дары Ф. Фрёбеля»
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782–1852) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века, учеником И.Г. Пе...
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка. Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...