План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников с ОНР» на 2020-2021г.
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: показать на практике пути применения математических знаний для развития речи.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
- Оформить консультация для родителей «План-программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе».
- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении.
- Оформить картотеку игр на закрепление навыков устного счета.
- Оформить картотеку стихов, помогающих закрепить временные представления детей (время года, месяцы, дни недели).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 13 «Колосок»
План по самообразованию на тему:
«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников
с ОНР»
на 2020-2021г.
Выполнила:
Федосеева К.С., I кв.категория
с. Мурзицы, 2020г
Пояснительная записка
У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность словаря: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков больше возможности.
В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: сколько?, который?, какой?; при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи.
На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные. Большое внимание уделяется совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с ТНР необходимо формировать у них умение передавать в речи местонахождение предметов, их расположение по отношению к другим предметам, закреплять умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому. При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально организованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, рисование, математика, грамматических категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение на занятиях по математике.
К сожалению, анализ научно-методической литературы, практического опыта педагогов, работающих в логопедической группе, показал, что данная проблема практически не освещена или освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные трудности.
Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:
- программное содержание по математике брать из программы, указывая с основной лексической темой и автоматизируемым звуком
- параллельно с развитием математических представлений существенное внимание на этих занятиях уделять речевому развитию: фонетике, лексике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже);
- подбор речевого материала осуществлять с учетом произносительных возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода.
Профессионализм педагога, работающего в логопедической группе, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.
Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности при коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а так же для развития связной речи.
Цель: показать на практике пути применения математических знаний для развития речи.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
- Оформить консультация для родителей «План-программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе».
- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении.
- Оформить картотеку игр на закрепление навыков устного счета.
- Оформить картотеку стихов, помогающих закрепить временные представления детей (время года, месяцы, дни недели).
- Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».
- ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»
- ООД по ФЭМП на тему: «Путешествие в сказку математики»
- Реализация проекта на тему: «Математика и речь»
- Открытый показ математической викторины «Умники и Умницы»
- Открытый показ математического КВН
- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
План по самообразованию
Сентябрь
- Изучение необходимой литературы в соответствии с профилем группы.
- Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку запомнить графические изображения цифр», «План – программа коррекционно-развивающей работы. 1 период».
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении дидактическими играми по ФЭМП.
- ООД по ФЭМП на тему: «Поможем Буратино»
Октябрь
- Оформление картотеки игр по ФЭМП на закрепление навыков устного счета.
- Оформление картотеки стихов, помогающих закрепить временные представления детей (время года, месяцы, дни недели).
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Домашние птицы».
- Открытый показ ООД по ФЭМП на тему: «Морская Прогулка».
Ноябрь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Комнатные растения», «Наш город», «Посуда». Консультация для родителей на тему: «Учим математику дома» ООД на тему: «Путешествие в сказку математика»
Декабрь
- Консультация для родителей «План – программа коррекционно-развивающей работы. 2 период».
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Домашние животные зимой», «Зима», «Новый год».
- Открытый показ викторины «Умники и Умницы»
Январь
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Дикие животные зимой», «Зима. Зимующие птицы», «Профессии на стройке».
Февраль
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии. Швея».
Круглый стол с логопедом на тему: «Логопедия с математикой друзья»
Март
- Консультация для родителей «План – программа коррекционно-развивающей работы. 3 период».
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Транспорт», «Весна», «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии».
- Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремо»
Апрель
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Лес», «Космос», «Первые весенние цветы», «Хлеб».
Реализация проекта «Математика и речь»
Май
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий и игр по темам: «Правила дорожного движения», «Полевые цветы», «Насекомые», «Лето».
- Открытый показ математического КВН
Открытый показ инсценировки сказки «Числовой теремок»
План – программа коррекционно-развивающей работы
1 период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти.
- Формирование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
- Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
- Ознакомление с составом числа в пределах пяти.
- Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.
- Формирование представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
- Формирование навыка сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной мерки; определения величины предмета на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти.
- Формирование умения измерять объем условными мерками.
- Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
- Формирование представления о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
- Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости. Формирование навыков ориентировки по схеме, плану.
- Закрепление представлений о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Формирование представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
План – программа коррекционно-развивающей работы
2 период
(декабрь, январь, февраль)
- Совершенствование навыков количественного и порядкового счета и отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти, сравнения и воспроизведения количества предметов по образцу.
- Совершенствование умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
- Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания.
- Развитие представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.
- Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
- Совершенствование навыка сравнения двух предметов по величине с помощью условной мерки; определение величины предмета на глаз; определения объема с помощью условной мерки.
- Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
- Совершенствование навыков ориентировки по схеме, плану в групповом помещении и на участке.
- Закрепление представлений о смене частей суток и их очередности, об очередности дней недели.
- Формирование умения понимать и использовать в экспрессивной речи наречия сегодня, вчера, завтра, раньше, скоро.
План – программа коррекционно-развивающей работы
(март, апрель, май)
- Совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности. Формирование умения решать наглядные практические задачи на объединение и разъединение (на нахождение суммы и остатка).
- Закрепление знания количественного состава числа из единиц в пределах десятка.
- Совершенствование умения делить целое на части, сравнивать и уравнивать множества.
- Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительной формы прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий.
- Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
- Совершенствование навыков ориентировки по схеме, плану в групповом помещении и на участке.
- Закрепление представлений об очередности дней недели.
- Формирование понятий сегодня, вчера, завтра.
В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости, упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Формировать грамматические навыки и представления. Знакомить ребенка с порядковыми числительными, учить согласовывать существительные с числительными, учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов, употреблять эти предлоги в словосочетаниях; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес. Активизировать словарь детей. Учить речевому сопровождению своих действий во время игры. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Эти и многие другие математические дидактические игры я успешно использую в своей логопедической работе с детьми (ОНР), добиваюсь стабильных, хороших результатов коррекционного обучения.
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими играми:
И.д. «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю до….», «Веселая математика»
Нами были приобретены следующие пособия:
- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 464 с.
- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 448 с.
- Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет), ( 6 до 7 лет) – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 40 с.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдывает и частично реализован. Изучались методические пособия по формированию элементарных математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит творческое сотрудничество с учителем-логопедом Цыгановой Татьяной Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-декабрь 2020г, запланировано: Реализация проекта на тему «Математика и речь»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022 учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
3.Систематизировать имеющийся дидактический материал по развитию речи и математике.
4.Продолжать обучать детей различать и называть геометрические фигуры, различать понятия «больше, меньше», «один - много», упражнять в счёте, определять пространственные направления (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо) и временные понятия (времена года, дни недели, месяцы, части суток), обогащать сенсорный опыт. Развивать словесно-логическое мышление, грамматический строй речи и связную речь.
Дата заполнения декабрь 2020 года.
Картотека игр
Для закрепление навыков устного счета.
- Играющие сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по столу или по полу: первый играющий ударяет кулаком правой руки – один, второй левой – два и правой – три, третий левой – четыре, правой – пять и т. Д. Можно спросить, под какую руку приходилось у каждого из детей четное число, под какую – нечетное. Потом можно попросить нечетные числа отбивать громко, а четные – тихо, соответственно произнося их. Затем можно сделать и наоборот.
- Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает «семь» и сам задает задание «меньше восьми».
- Игроки становятся в круг, бросают друг другу небольшой, лучше мягкий мячик и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.
- Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен назвать число, на единицу меньшее, справа – на единицу большее, сам поймавший – бросить мяч следующему и назвать число для него.
- На полу разбросать карточки с написанными числами по числу детей и попросить каждого взять любую карточку и как можно быстрее встать по порядку в линию.
- На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по порядку из первого обруча в десятый. Аналогично можно поставить трассу из дуг для подлезания.
Картотека стихов,
помогающих закрепить временные представления детей
(время года, месяцы, дни недели).
- Стихотворение, которое поможет запомнить осенние месяцы.
В сентябре кружатся листья.
Кто их красит желтой кистью?
В октябре все птичьи стаи
Вдаль за море улетают.
А ноябрь – месяц скучный.
Он сгребает листья в кучу,
Сыплет сереньким дождем,
И гулять мы не идем.
- Стихотворение, которое поможет запомнить зимние месяцы.
В декабре зима пришла,
Много снега принесла.
В январе крепчал мороз,
Щеки нам щипал и нос.
В феврале метели
В город прилетели.
- Стихотворение, которое поможет запомнить весенние месяцы.
В марте солнце ярко светит,
С ручейком играют дети.
А апрель принес подснежник,
Самый первый, самый нежный.
Май пришел с листвою,
С сочною травою.
- Стихотворение, которое поможет запомнить летние месяцы.
А июнь пришел с цветами,
На него взгляните сами.
Вслед июль с жарой пришел,
Первый мед принес для пчел.
Август фруктов целый воз,
Словно сказочник, привез.
- Игра «Мишкина неделя». Совершенствование временных представлений (дни недели).
В понедельник спозаранку
Вышел мишка на полянку,
Пожевал лесной малинки,
Потоптался на тропинке.
А во вторник на рыбалку
Мишка вышел вперевалку.
И на озере лесном
Был изловлен мишкой сом.
В среду был медведь у пчел.
Сладкоежка не учел,
Что за мед заплатит слишком:
Был покусан глупый мишка.
Ничему не научился.
И в четверг он провинился.
Муравейник им разрушен,
А медведь опять укушен.
В пятницу у рыбака
Был обед из судака.
А в субботу – из ершей,
Конопатых малышей.
В воскресенье понемногу
Утеплил медведь берлогу
И улегся крепко спать
На дубовую кровать.
Анализ процесса самообразования
План по самообразованию себя оправдал и был полностью реализован. Изучались методические пособия по формированию элементарных математических представлений в соответствии с профилем группы. Происходит творческое сотрудничество с учителем-логопедом-Цигановой Татьяной Владимировной.
Были проведены открытые ООД по ФЭМП на тему: «Морская прогулка»-в октябре 2020г, «Поможем Буратино»-в сентябре 2020г, « Путешествие в сказку математика»-ноябрь 2020г. Открытый показ викторины «Умники и Умницы»-декабрь 2020г, запланировано: открытый показ ООД на тему «Путешествие на математический остров»-февраль2021г, инсценировка сказки «Числовой теремок»-март 2021, открытый показ математического КВН»-май 2021г.
Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации ООД по ФЭМП. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2021-2022 учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)с детьми ОНР» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
Дата заполнения декабрь 2020 года
Развивающая предметно-пространственная
среда в групповом помещении.
Был пополнен уголок по ФЭМП следующими дидактическими играми:
«Русское лото», Ассоциации. «Учим цифры», «Мои первые цифры», «Времена года и праздники», «Четвертый лишний», «Веселая математика», «В городе (классифицируем предметы по группам)», «Арифметика на магнитах», «Цветные плашки», «Домино (животные)», «Я - покупатель», конструктор «Техно», «Сложи узор», «Времена года. Ассоциации», «Одежда по сезонам», «Головоломка», «Математический поезд», «Сравни числа», «Впиши числа», «Поставь нужное число», «Помоги отремонтировать автомобиль», «Поставь машины в гараж», игра с прищепками «Найди цифру», «Помоги белочке собрать желуди», «Математические домики», «Дерево примеров» «Математические цветочки», «Рассели цифры в домики», «Посади цветок», «Найди нужный знак», «Найди соседей», Лэпбуки «Дружные фигуры», «Занимательная математика», «Считаю до….», «Веселая математика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «3,2,1 ПУСК - мы полетели!»
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «3,2,1 ПУСК - мы полетели!»Цель: закрепить количественны...
План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Математическое путешествие"...
Индивидуальный план по самообразованию по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий».
План самообразования...
План по самообразованию 2019-2020 «Формирование элементарных математических представлений в средней группе с использованием иновационных технологий»
Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей. Совершенствовать умения и навыки воспитанников....
План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». старшая возрастная группа
Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи тестопластики....