Семинар-практикум для педагогов: "Психологически безопасная среда в ДОУ"
методическая разработка по обж
В данном материале отражены формы и приемы работы по психологически безопасной образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheski_bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda._.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Семинар практикум: «Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ»
Воспитатель: Чеботарева Светлана Михайловна
г. Саяногорск, 2023г.
Семинар практикум для педагогов «Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ»
Цель: создать условия для практической работы по определению деятельности педагогов ДОО в соответствии с критериями психологической безопасности.
Одна из главных ценностей жизни - это ЗДОРОВЬЕ. В понимании ВОЗ здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Значимость физического здоровья мы признаем и реализуем в процессе решения учебных задач (мы проводим для детей утреннюю зарядку, занятия по физической культуре, прогулки, физминутки, кто – то проводит закаливание), но о состоянии душевного и социального здоровья принято говорить реже.
Я не открою вам ничего нового, сказав, что без психологического и социального благополучия не будет здоровья физического. Три составляющих здоровья человека неотделимы друг от друга.
Сегодня мы поговорим о психологически безопасной образовательной среде, потому что именно психологическая безопасность дошкольника имеет большое значение для сохранения психического здоровья детей.
- Какие ассоциации у вас возникают на слова - психологическая безопасность образовательной среды.
(Ответы участников)
Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психологического и социального здоровья ее участников, исключая психологическое насилие.
Сейчас мы поделимся на команды и совместно разберем что же такое «Психологически безопасная образовательная среда».
Упражнение «Дерево». Я назову 2 человека, каждый из них выбирает по-одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.
1 Задание. «Устами младенца»
Нам нужно выбрать название команд, в этом вам помогут дети. Ребята расскажут о загаданном слове, которое созвучно с нашей темой встречи, ваша задача догадаться, о чем идет речь (заранее записать аудио или видео файл). Отгадка и будет названием команды ( добро, радость).
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики в сфере образования. Одна из них – гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.
2 задание. «Эрудит»
1 команда
Прочитайте пункт 1 статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» - «Обязанность и ответственность педагогических работников». Отметьте те обязанности педагогов, выполнение которых позволяет создавать психологически безопасную среду в ДОО.
2 команда
Прочитайте задачи ФГОС ДО (п.1.6 раздела І). Выберите те из них, решение которых создает психологически безопасную образовательную среду.
(Команды выполняют задание)
Структурные компоненты психологической безопасности делятся на две системы:
• систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
• систему организации межличностных отношений в ДОО.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.;
• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей;
проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОО:
• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений,
личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);
• психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу,
стиль руководства, традиции, атмосфера).
Социально-психологический климат может быть благоприятный и неблагоприятный.
Вопрос: Какими характеристиками обладает благоприятный психологический климат в группе?
Признаки благоприятного социально-психологического климата :
• в течение всего дня хорошее настроение детей ;
• свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
• доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
• умение детей занять себя делом;
• возможность уединиться;
• со стороны взрослых отсутствие давления;
• знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
• желание участвовать в деятельности коллектива;
• удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.
Этот простой анализ психологического климата в группе детского сада. Разумеется, точной оценки он не дает, так как основан на наблюдении психического состояния. Но, по результатам этого анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной группе и определить средства его возможной коррекции.
Какие проблемы неблагоприятности психологического климата встречаются в вашей практике чаще всего?
Ответы с места
В каждом индивидуальном случае могут быть свои «слабые зоны», тем не менее можно выделить общие направления, по которым стоит работать в первую очередь
Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе.
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы
4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
Давайте познакомимся с практическими методами и приемами , которые помогут создать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Но для начала проанализируем, какие трудности существуют в работе воспитателя, что может мешать этой работе.
Назовите причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата
Основные трудности:
— недостаток психологических знаний
— нехватка времени, большая учебная нагрузка
— количество детей в группе
Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила можно разместить на видном месте и обращаться к ним в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение. Это могут быть, например, правила кота Леопольда или другого персонажа.
3 задание: «Художники»
Предлагаю вам сейчас создать такие плакаты с правилами, ориентируясь на признаки благоприятного психологического климата. Учитывайте, что правила должны быть понятными детям, можно использовать рисунки, символы. Плакат должен привлекать внимание детей,быть красочным, но главное, — он должен «работать», то есть воспитатель использует его постоянно, оценивая поведение детей и постепенно приводя их к самостоятельности в оценке своих поступков.
Работа с плакатами (в подгруппах, ватманы, фломастеры), представление плакатов
Итак, вернемся к основным направлениям нашей работы:
Мы определили четыре направления работы, а сейчас я предложу вам способы и приемы работы по данным направлениям.
4 задание: «Поиграем»
Приемы и упражнения проигрываются участниками ( подгруппы)
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
— игры «Петушиные бои», «Бирюльки» (проиграть) и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток (проиграть))
— выплеск физической агрессии (сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячиков, мешочков с песком)
2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
— спокойные игры, рисование в зоне уединения (индивидуально)
— методики релаксации («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо» (проиграть), отдых на ковре или в кроватках перед сном в сочетании с расслабляющим дыханием)
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток)
3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы,
— игры на умение видеть вдругом хорошие качества «Волшебная труба» (проиграть), «Волшебный стульчик»
— игры на тактильные ощущения «Ласковые волны» (проиграть), «Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
— игры в парах («Проведи через препятствия») и подгруппах («Остров») (проиграть)
4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
— игры «Пианино», «Передай движение»,
— подвижные игры с правилами (на улице), игры с правилами (настольные и малой подвижности – в группе)
— игры на обучение осознанию и выражению эмоций («Психогимнастика», «Камушек в ботинке», «Азбука эмоций») (проиграть)
— чтение литературы (и специальных сказок) с обсуждением поступков героев
— индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах (в утреннее и в вечернее время).
В ФГОС ДО п. 2.8.указаны аспекты образовательной среды, которые необходимо учитывать при создании психологически безопасной образовательной среды:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия с другими детьми;
3) характер взаимодействия со взрослыми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
1.Компоненты психологической безопасности предметно-пространственной развивающей образовательной среды:
- Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
- Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
- Реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
- Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
- Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка.
- Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребёнка.
- Поощрительное воздействие (эффективное воздействие педагогами всего спектра поощрения).
- Создание условий дляразвития личностного, эмоционального благополучия ребенка.
Задания командам: «Аукцион». Вспомните, какие специальные уголки и зоны, способствуют сохранению у детей эмоционального благополучия и психологического комфорта. Перечисляем в назывательном порядке, по-очереди.
2. Аспект-характер взаимодействия с другими детьми.
Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В зону риска попадают конфликтные дети, дети с низкой потребностью к общению и непопулярные дети. Неудовлетворенность общения ребенка со сверстником является главной причиной эмоционального неблагополучия и, поэтому задача взрослых помочь дошколятам развитию полноценных отношений со сверстниками.
3. Аспект образовательной среды – это характер взаимодействия со взрослыми.
По данным исследования воспитатель оказывает сильное воздействие на ребенка и, что характерно, не только его знания, его кругозор, направленность интересов, но и его внешний вид, манеры, поведение, выражение лица, его настроение, тон голоса, жесты. Это объясняется, прежде всего, тем, что для ребенка взрослый очень рано выделяется из всего окружающего.
Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются при условиях:
- Отсутствие необоснованных запретов.
- Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
- Отсутствие психологической манипуляций со стороны взрослых.
- Субъективно-личностное общение с ребёнком.
- Представление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
- Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
- Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени - отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
- Открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
- Поощрение собственной активности ребёнка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
- Наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с окружающими.
- Удовлетворённость всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
4.Аспект системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно-нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.
Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребёнка по следующим причинам:
- Сверхсильная стимуляция.
- Манипуляции ребёнком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.
- Ограничение детской инициативы и активности.
- Неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении.
- Формирование у ребёнка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.
- Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.
- Не предъявление ребёнку позитивных ожиданий в отношении его развития.
- Не предсказуемость шума (неожиданные не понятные ребёнку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событий.
- Не предсказуемость жизнедеятельности во времени.
Манипулирование детьми, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, отрицательные оценки – все это можно назвать психологическим насилием. Которое так же, наряду с физическим насилием не приемлемо в детском саду, однако некоторые педагоги этим пользуются, не отдавая отчет себе, насколько пагубно это действует на ребенка.
Упражнение «Дерево». Я предлагаю вам на желтых листочках написать ответ на вопрос «В чем причина неблагоприятного психологического климата в детском саду, по Вашему мнению?».
Упражнение «Я могу». Мне бы хотелось, чтобы те причины неблагоприятного психологического климата, написанные на осенних желтых листочках, исчезли под покровом зимы, а весной наше дерево озеленилось, наполняя коллектив новыми эмоциями, взаимовыручкой, доверием. Согласны? Напишите, пожалуйста на зеленых листочках, а что каждый из вас может сделать для создания благоприятного психологического климата.
Спасибо вам за продуктивное общение. И помните, в осуществление работы по созданию безопасной и психологически комфортной среды в ДОУ, должны быть вовлечены все сотрудники учреждения. Только при таком подходе это среда будет отвечать всем требованиям ФГОС ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий
Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Семинар-практикум для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
в данном материале представлен материал с заданиями для воспитателей и решением по РППС...
Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"
Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....
Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир», как средство формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников»
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования основ алгоритмизации и программирования у дошкольников посредством цифровой образовательной среды «Пикт...
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...