Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
консультация по логопедии
Семинар-практикум для педагогов:
«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка – этот и психологическая защищенность ребенка, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия .
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Сказки - это учебник , по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны , а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны , и один из слоев - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки , играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила . Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные " сказочные " истины, вы учите ребенка и бдительности , и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
1. «Безопасные сказки». • «Колобок », • «Лиса и заяц », • «Волк и семеро козлят », • « Сестрица Аленушка и братец Иванушка », • «Золотой ключик », • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях », • «Три поросенка », • « Снегурочка », • «Красная Шапочка », • «Снежная королева », • « Заюшкина избушка », • «Кот, петух и лиса », • «Сказка о глупом мышонке », • «Лисичка-сестричка и серый волк».
2. формулировка правил безопасности . «Колобок». Не уходи далеко от дома. Слушайся взрослых. Не будь доверчив. « Волк и семеро козлят». Не отпирай незнакомым людям. Слушайся родителей. « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. Нужно слушаться старших. « Золотой ключик» .- Не вступай в контакты с незнакомыми людьми. Они могут обмануть. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». - Внешность может быть обманчива. Ничего не бери у чужих людей. Это может быть опасно для жизни. « Три поросенка». Нужно слушать старших. « Снегурочка» - Огонь опасен. Не играй с ним. « Красная Шапочка». Не будь доверчива. Не ходи одна в лес. Не уходи далеко от дома. « Снежная королева»- Не поддавайся на уговоры чужих людей. « Заюшкина избушка ». Не доверяй незнакомым людям. Они могут обмануть. « Кот, петух и лиса». Не будь доверчивым. Похвала может обернуться бедой. « Сказка о глупом мышонке». Внешность может быть обманчива. « Лисичка-сестричка и серый волк»- Не бери того, что лежит на дороге. Это может принести вред.
Формирование навыков безопасности по сказке «Колобок»
Чтение сказки и обсуждение.
Подведение итогов и обсуждение. Просим ребенка рассказать каким навыкам безопасного поведения научила его сказка «колобок». В данном случае мы просили ребенка разложить схемы безопасного поведения и пояснить их: 1. Нельзя убегать от взрослых, 2. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, 3.Нельзя доверять незнакомым людям даже если они тебя хвалят.
Таким образом используя сказки на занятиях по развитию речи, мы решаем огромное количество задач, в том числе и задачи связанные с научением безопасному поведени ю. Ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»
Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-479707-1434285254.jpg)
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739740-1453222555.jpg)
«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»
Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503947-1413916195.jpg)
Семинар-практикум "Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения"
Данный материал поможет воспитателям разнообразить работу с родителями по теме безопасности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/24/picture-437516-1521892600.jpg)
Сценарий занятия по формированию способности понимания через художественную литературу «Две лягушки» Алексей Пантелеев.
Формирование понимание предмета текста; воспитывать умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-1262904-1598821199.jpg)
Консультация для педагогов "Формирование нравственных установок средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста"
Важную роль в формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. В данной консультациии детская книга рассматривается как средство нравственного...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1016345-1558262874.jpg)
Формирование гуманных чувств через художественную литературу с детьми дошкольного возраста
Детский возраст — благодатное время для формирования основ личности будущего гражданина. И все усилия современной педагогической мысли направлены на решение проблемы воспитания человека культурн...