Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"
консультация на тему
Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_08.04.09.doc | 97.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация музыкально – развивающей среды
как составляющей предметно – развивающей среды.
Для педагогов
дошкольного образовательного учреждения.
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум, Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ее в совершенстве.
Е. Винокуров.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах.
Музыкальное воспитание как одно из средств целостного развития дошкольников должно быть связано со всеми разделами воспитательной работы. Чем чаще звучит песня, музыка в быту детей, в их играх, на прогулках, во время занятий, тем полнее, разностороннее развивается ребенок.
Поскольку музыка несет огромный положительный эмоциональный заряд, музыкальный репертуар, используемый в ДОУ, должен быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.
Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или, возвращаясь с родителями домой.
Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что у них существует потребность выражения своего эмоционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это средство привлечь к себе внимание окружающих.
Как показывают результаты опросов, практически все дети хотят, чтобы в группе звучала музыка, чтобы приходить с утра в группу и слышать музыку, играть в разные игры или рисовать под музыкальное сопровождение. Вот некоторые из ответов дошкольников: «Буду петь и играть в конструктор», «С музыкой веселее и интереснее играть», «Под музыку рисовать приятнее» и.т.п.
Примерный перечень музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса:
Утренние часы приема детей | В. Шаинский «Улыбка», «Голубой вагон» Б. Савельев «Настоящий друг» Г.Гладков «Ничего на свете лучше нету» В.А. Моцарт. Симфония №40 (1 часть, отрывок) П. И. Чайковский «Марш», «Вальс цветов» из балета Щелкунчик М. Глинка «Детская полька» А. Вивальди «Зима» И. Штраус «Сказки венского леса» П.И. Чайковский «Апрель» Г. Свиридов «Веселый марш» |
Утренняя зарядка | А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» - 1,2,3,4 выпуски. И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева «Топ-топ, каблучок» - аудиоприложение к программе «Ладушки» Г. Гладков «Песенка про зарядку» В. Шаинский «Вместе весело шагать» В. Шаинский «Пластилиновая ворона» М. Глинка «Детская полька» С. Прокофьев Марш Д Кабалевский «Клоуны» М. Глинка «Вальс – фантазия» Д. Шостакович « Танцы кукол» Русские народные мелодии |
Одевание на прогулку | И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день» - аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий по программе «Ладушки». «Облака» В. Шаинского «Неприятность эту мы переживем» Б. Савельева «Какой чудесный день» А. Флярковского «Непогода» М. Дунаевского |
Прогулка | П.И. Чайковский, цикл «Времена года» И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день» - аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий по программе «Ладушки». «Облака» В. Шаинского С. Рахманинов «Итальянская полька» А. Гречанинов «Моя лошадка» М. Глинка «Марш Черномора» Н. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц Русские народные песни и мелодии |
Тихий час | «Колыбельная» В.А. Моцарта «Колыбельная Умки» А. Флярковского «Крошка Вилли – Винки» М. Карминского «Колыбельная Светланы» Т. Хренникова Г. Свиридов «Грустная песенка» Л. Бетховен «Сурок» Ф. Шуберт «Аве Мария» |
Игровая деятельность | В. Шаинский «Песенка Чебурашки» В. Шаинский «В мире много сказок» В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» Е. Крылатов «Бу-ра-ти-но» А. Гладков «Походная песня» |
Последние годы можно назвать периодом особенного отношения науки к феномену детства. Это ориентация на самоценность периода детства в развитии человека, на уникальность детской культуры и субкультуры.
Современный детский сад – это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка, как субъекта музыкальной деятельности.
В чем же выражаются субъектные появления дошкольников? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности.
Самый простой способ определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной деятельности – понаблюдать за ребенком в минуты его свободной музыкальной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организованных форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. А если такая картина чрезвычайно редка, стоит задуматься, отчего это происходит.
Т.о, качества, которые позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности:
- любовь и интерес к музыке;
- избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
- инициативность;
- самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;
- творчество в интерпретации музыкальных произведений.
Для того, чтобы ребенок имел возможность реализовать себя, как субъект музыкальной деятельности, в группах создается
музыкально – развивающая среда.
Самостоятельные, творческие музыкальные проявления дошкольников, по мнению Н.А. Ветлугиной, основоположницы отечественной системы художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста, является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателем успешности.
Цель организации и функционирования музыкально – развивающей среды:
- создать благоприятные условия для занятий музыкой в свободное от занятий время в группе;
- прививать детям интерес и любовь к музыке;
- развивать музыкальные и творческие способности;
- воспитывать душу – учить общению, взаимопониманию, сопереживанию.
Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной деятельности, например, слушать музыку и рисовать, петь и играть на музыкальном инструменте. Рассмотрим некоторые формы организации музыкальной деятельности дошкольников в музыкально – развивающей зоне группы.
1. Слушание - восприятие музыки и передача ее характера в продуктивной деятельности.
Как правило, слушая музыку, дошкольники адекватно воспринимают характер и настроение музыкального произведения, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, песне. Чаще всего ребенок находится под влиянием музыки в течение нескольких минут после ее прослушивания. А любимые произведения могут напеваться в течение длительного периода
(от нескольких недель до нескольких месяцев).
Процесс слушания – восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш. Не следует ограничивать эмоциональные порывы ребенка. Он сам может выбирать вид художественной деятельности, в котором нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет прослушать. Для этого музыкально – развивающая зона должна быть оснащена проигрывателем, магнитофоном или музыкальным центром, а также в арсенал зоны входят кассеты или пластинки, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
2. Игровая деятельность с песенным материалом. В музыкально – развивающей зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Это могут быть специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мультипликационных и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушивать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня – одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем.
Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие музыкальные и художественные фильмы.
К/ф «Кот Леопольд»: (В Шаинский – М. Пляцковский) | «Песня мышей» «Неприятность эту мы переживем» «Дорожная Леопольда» «Если добрый ты» |
К/ф «Крокодил Гена» (В Шаинский – Э. Успенский) (В Шаинский – А. Тимофеевский) | «Песня Шапокляк» «Чебурашка» «Песня крокодила Гены» «Голубой вагон» |
М/ф «Бременские музыканты» (Г. Гладков- Ю Энтин) | «Песня атаманши» «Песня охраны» «Песня друзей» |
К/ф «Мэри Поппинс, до свидания» (М. Дунаевский – Н. Олев) | «33 коровы» «Брадобрей» «Ветер перемен» «Полгода плохая погода» |
К/ф «Приключения Буратино» (А. Рыбников - Б. Окуджава, Ю Энтин) | «Песня Кота и Лисы» «Бу – ра – ти – но» |
Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц.
Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу, например:
Песни о временах года:
Зима – А. Варламова «Серебристые снежинки», М. Еремеева «Новогодние мечты», А. Варламова «Снежный вальс», А. Зарицкая «Новый год пахнет мандаринками» и др.
Весна – Е. Гладков «Крылатые качели», «Ласточка», «Веснянка» и др.
Лето – В. Шаинский «Песенка о лете», Н. Глазкова «Веселая песенка»,
М. Еремеева «Какого цвета лето» и др.
Осень – «М. Еремеева «Ходит осень –несмеяна», «Осенняя песенка».
Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации.
Для развития музыкальных (певческих и танцевальных) импровизаций можно рекомендовать следующие произведения:
Э.Григ. «Танец эльфов», «Колыбельная», «Птичка», «Весной»
П.И. Чайковский. «Детский альбом»
П.И. Чайковский. «Времена года»
А. Вивальди «Времена года»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
В.А. Моцарт. «Немецкие танцы»
А. Дворжак «Славянские танцы»
И. Брамс «Венгерские танцы».
3. Музицирование на детских музыкальных инструментах с использованием музыкально – дидактических игр.
В музыкально – развивающей зоне группы выделяется место для свободного музицирования детей. Периодически обновляются музыкальные инструменты, настольные музыкально – дидактические игры, музыкальные игрушки, костюмы для инсценировок. В музыкальную зону необходимо поместить синтезатор, с помощью которого можно разучивать с детьми простейшие песни. Важно разрешить детям пользоваться синтезатором, магнитофоном и кассетами с мелодиями тех песен, которые постоянно звучат в группе. Это своего рода центр караоке.
Наличие детских инструментов в музыкальных уголках – важное условие детского музицирования. Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность, мышление, воображение, восприятие.
Для практики работы детского сада типичны варианты организации процесса музыкального развития ребенка специалистом – музыкальным руководителем с привлечением к этому процессу воспитателей. Но ведь именно воспитатель проводит с ребенком большую часть дня, именно он может знакомить детей с таинственным и интересным миром музыки.
Каковы же основные профессиональные компетенции воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников? Как осуществляется сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального развития дошкольников?
И воспитатель, и музыкальный руководитель – представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально – педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем у воспитателя. Если музыкальный руководитель средствами музыки развивает музыкальные и творческие способности дошкольника, то воспитатель решает задачи целостного развития ребенка через разные виды деятельности, в том числе и музыкальную деятельность.
В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допускать, чтобы оно было только односторонним, от музыкального руководителя к воспитателю.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольников является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Музыкальный руководитель должен заниматься музыкально - педагогическим просвещением своих коллег, ему должна быть небезразлична музыкально – художественная среда, в которой работает педагогический коллектив.
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности | Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; Совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка. |
2. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, его продвижения в музыкальном развитии | Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии с совместным обсуждением на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх. |
3. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в ДОУ на музыкально воспитание и развитие дошкольников | Совместное обсуждение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в ДОУ на музыкально воспитание и развитие дошкольников тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх. |
4. Проектирование и организация целостного образовательного, содействующего целостному музыкальному развитию ребенка дошкольника в ДОУ | Взаимные консультации, создание профессиональных подсказок по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ. |
5. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей, знание их музыкальных потребностей и интересов | Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции. |
6. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников. | Взаимопосещение занятий и других форм профессионального взаимодействия с ребенком с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка. |
7. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития дошкольников средствами музыки. | Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой; Совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; Совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки; Использование новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей. |
8. Создание единого культурно – образовательного музыкально – эстетического пространства в педагогическом коллективе ДОУ и семье воспитанника, содружество с музыкальными учреждениями города, района. | Коллективные походы в театр; Совместное создание афиши на учебный год для профессионально – педагогического коллектива, родителей с рекомендациями по репертуару; Совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; Создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и.т.п.; Приглашение в детский музыкально – театральные коллективы. |
9. Создание развивающей музыкальной среды ДОУ как одного из эффективных условий целостного развития ребенка. | Совместное проектирование музыкально – развивающей среды в ДОУ, в группах; Организация конкурсов проектов музыкально – развивающей среды в ДОУ, в группе, в семье. |
10. Личностно – профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, специальной компетентности | Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме консультаций, оснащенных методических копилок, приглашений на концерты и спектакли; Обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в педагогическом процессе ДОУ; Составление музыкально – профессиональной фонотеки, банка педагогических технологий использования музыки. |
Профессиональные компетенции воспитателя:
- знание задач музыкального развития и воспитания дошкольников;
- изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, связанных с музыкальной деятельностью; отслеживание его продвижения в музыкальном развитии;
- создание развивающей музыкально – образовательной среды в группе, как одного из эффективнейших условий целостного музыкального развития.
- личностно – профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной компетентности.
Воспитатель, как правило, не умеет играть на фортепиано, поэтому он использует грампластинки или магнитофонные записи, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.
Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких характеристик отдельных тем, музыкальных образов, различение смены настроений, средств музыкальной выразительности.
Для того чтобы руководить музыкальной деятельностью детей в быту – воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.
В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые не принимают участия в музицировании. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, чтобы заинтересовать всех музыкальной деятельностью.
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью в группе – это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает, что надо нового внести в оборудование музыкальной деятельности, в каком порядке целесообразно это сделать, за кем наблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу эффективно
Педагогическая технология развития творчества в условиях группы с использованием музыкально – развивающей зоны.
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1 этап – ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влияние на общее развитие дошкольников.
2 этап – обогащение музыкального опыта детей.
3 этап – организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников.
На первом этапе можно провести с родителями беседу на тему «Наши музыкальные таланты», где будет рассказано о влиянии музыки на ребенка, что творчество способствует гармоничному развитию личности ребенка. Педагог предлагает прослушать детские сочинения. Родителям можно предложить совместно с детьми выбрать «Гимн семьи». (Какая песня могла бы стать гимном вашей семьи?) Выбранные песни располагаются на стенде «гимнов» в группе детского сада. Выученная ребенком мелодия «семейного гимна» становится как бы пропуском в «страну музыки»
На втором этапе решаются следующие задачи:
- введение песен в повседневную жизнь детей;
- обогащение музыкально – развивающей зоны группы.
Воспитатель приглашает детей в «Музыкальный Песенбург»: «В музыкальном городе Песенбурге постоянно звучат песни. Они сопровождают нас повсюду: и когда играем, и когда рисуем, моем руки или собираемся спать». Подбирается репертуар песен, в которых отражается режим дня ребенка.
В музыкально – развивающей зоне оформляется выставка иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских фильмов.
Для диагностики знаний детьми песен воспитатель предлагает провести музыкально – дидактические игры.
«Угадай мелодию»,
«Спой о том, что я делаю»;
«Волшебный волчок»; и другие
На третьем этапе включают разнообразные игры и упражнения, развивающие песенное творчество детей.
Задачи 3 этапа:
- развитие музыкальных и творческих способностей, а также творческого воображения.
- Предложите ребенку прослушать музыкальное произведение, желательно с элементами изобразительности – это могут быть произведения А. Вивальди, Л. Бетховена, Н. Римского – Корсакова, П. Чайковского. Затем происходит обсуждение прослушанного произведения, определение его музыкально – образного содержания. Далее детям предлагается отразить свои впечатления в рисунке или сделать коллаж, аппликацию, вылепить что – нибудь из пластилина. В ходе выполнения задания звучит музыка.
- Слушая музыкальное произведение, ребенок чертит на листе бумаги разные линии, например, плавные, волнообразные – под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые – под решительную; прерывистые – под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
- Упражнение «Времена года в цвете и музыке». Материал к упражнению: краски, кисточки и прямоугольники (по четыре вида на каждого ребенка). Дети, слушая музыку из цикла «Времена года» А. Вивальди, закрашивают каждый имеющийся прямоугольник цветом, который на их взгляд больше всего подходит к данному фрагменту. Таким образом, прямоугольники получают названия: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
- Ребенок самостоятельно выбирает музыкальный инструмент, чтобы воспроизвести плеск волны, падающие листья, приближающийся дождь, раскаты грома, приближающийся и удаляющийся поезд.
- Предложить ребенку уложить куклу спать, напевая ей колыбельную на слог «Баю» или «ля». Затем усложняем задание и предлагаем сочинить колыбельную на текст.
Мама доченьку качала
И, качая, напевала:
А-а а, а-а-а.
- воспитатель просит ребенка повторить ритмический рисунок – на музыкальном инструменте, выложить полосками на столе или фланелеграфе.
Материал подготовила:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 1»
Турченева С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное развитие и воспитание через предметно – развивающую среду
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творче...
Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с р...
Статья "Оформление музыкального зала как одна из составляющих предметно-развивающей среды детского сад"
Статья может быть полезна музыкальным руководителям и педагогам ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...
Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе».
Воспитатели младших групп могут для себя найти практические рекомендации по использованию в работе пособия "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича....
Семинар-практикум по теме: « Создание развивающей среды во второй группе раннего развития «Птенчики»
Семинар-практикум по теме: « Создание развивающей среды во второй группе раннего развития «Птенчики»...
Семинар – практикум для родителей «Сказка в музыке» (созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования д...