Мастер - класс "Экспериментальная деятельность дошкольников"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Газизулина Кристина Олеговна

Мастер- класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_led.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

«Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам»

американский философ Ральф Уолд Эмерсон

 

Цель мастер - класса: продемонстрировать участникам мастер-класса практические знания об экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике.

Задачи:

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов педагогической деятельности;
  • создание условий для самостоятельной и творческой работы педагогов,
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер — класса;

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Материалы и оборудование: одноразовые тарелки, формочки для заморозки льда, шприцы без игл, лупы, гуашевая краска, салфетки, соль, ложки.

Ход мастер-класса:

1.Теоретическая часть

Дорогие коллеги, добрый день. Сегодня Вашему вниманию я хочу предоставить мастер- класс на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников». Давайте рассмотрим цели и задачи мастер-класса. (слайд)

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. Давайте вспомним, что же такое детское экспериментирование.

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.  

Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Для решения этой проблемы, надо создать ребенку соответствующие условия. Они представлены на слайде.

  • максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
  • безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
  • показ только существенных сторон явления или процесса,
  •  отчетливая видимость изучаемого явления,

В экспериментальной деятельности дети проводят опыт, выдвигают гипотезы, делают вывод, а впоследствии закрепляют это все на практике, в моем примере дети закрепляют полученные знания в игре.

В буклете, а также на слайде вы можете подробно ознакомиться с целями данного экспериментирования.

Предлагаю приступить к работе. Давайте представим себя в роли детей и будем, как маленькие «почемучки» знакомиться со свойствами льда.

Прежде, чем мы начнем практическую деятельность, я прошу назвать, что лежит перед каждым из вас.

- Из чего образуется лед? (из воды, жидкости).Как это происходит? (Вода, жидкость под воздействием низкой температуры замерзает).

- Какой он?(Холодный, мокрый, прозрачный, скользкий, сверкающий).

- От чего он может растаять? (от солнца, от высокой температуры, если потереть его между ладоней).

А что еще у нас на столе? Соль какая? Посмотрите в лупу, из чего состоит соль? Давайте попробуем посыпать на лед соль, и посмотрим через лупы, как он  изменится? (лёд начал таять быстрее сверху поверхность стала шершавая, внутри льда начали появляться бороздки).

Возьмите лупы и посмотрите, что происходит внутри льда? (Ответы).

Что можно добавить, для того чтобы нам было лучше видно, как тает лед внутри? (краски).

Берем шприцы и краской сверху капаем на лед. Посмотрите снова, что внутри льда. Что вам напоминает теперь, на что стал похож лед?(На подводный мир, на северное сияние, на фейерверк)

А почему так произошло, что мы сделали? Как вы думаете почему лед растаял?  (От воздействия соли лед начал таять быстрее, потому что температура замерзания солевого раствора ниже, чем температура замерзания обычной пресной воды).

На этом наша работа не заканчивается. Посмотрите у нас морские жители попали в ловушку, их нужно спасти, как мы с вами можем их спасти. Верно, посыпать солью, можем попробовать посыпать сначала мелкой солью, затем крупной. После того, как научная часть эксперимента с солью закончилась, предлагаю детям продолжить спасение, но уже с помощью пульверизатора.

Эта часть игры понравится еще больше. Можно высыпать оставшуюся соль на лед и ускорить таяние, распыляя воду из пульверизатора. Также игры с пульверизатором прекрасно подходят для развития мелкой моторики рук.А когда все животные спасены из ледяной западни, дети могут поиграть со льдом, пока он полностью не исчезнет.

Наш мастер-класс подходит к концу, надеюсь, что вы с пользой провели время. Предлагаю Вам сказать о своих впечатлениях, все ли было понятно? Было ли интересно? Выберите смайл, характеризующийся с вашим настроением.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности Тема: «КНИЖНЫЕ МАСТЕРА»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Книжные мастера»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»Удивительные свойства воды.

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности «Исследовательская деятельность дошкольников (домашний лимонад)»...