Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Гимадеева Раиса Михайловна

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Мотивация деятельности дошкольников как средство развития детской  инициативы и самостоятельности  в различных видах деятельности»

Тема: «Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности».

  1. Вводное слово

Чтобы сделаться смелей,

Нужно стать повеселей.

Чтобы стать повеселей,

Надо сделаться смелей.

В. Берестов

Свой мастер-класс хотим посвятить теме импровизации, поскольку считаем, что именно эта деятельность, как никакая другая, передает творческую индивидуальность исполнителя.

Существует мнение, что импровизация свойственна только одаренным людям. Так ли это, и в каком возрасте доступна эта деятельность? Как вы думаете?. (Ответы участников).

 К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать  здесь и сейчас уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания, звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное чувствование роли рождает точные интонации. Движение и жест согласуются.

Истоки импровизации идут из семейного устного фольклора (сочинительство, напевность и музыкальность исполнения). Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.

Цель мастер-класса: Распространение педагогического опыта по организации и проведению импровизированного театра с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей: ритмических, музыкальных, пластических;
  • Передать и освоить форму «Сказка-импровизация», способствующую развитию музыкальных, творческих и коммуникативных способностей у детей.

Разминка.

 Вопросы участникам МК:

Дайте определение слова импровизация:

  • Импровизация – (франц. improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvises – внезапный, неожиданный), создание художественного произведения непосредственно в процессе исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др.
  • Устроить наскоро, без предварительных приготовлений, экспромтом.
  • Способность к творческой деятельности без предварительных приготовлений (неожиданно, внезапно).
  • Что такое мизансцена?

МИЗАНСЦЕНЫ, ж. (фр. miseenscиne) (театр.). Размещение декораций, предметов и действующих лиц на сценической площадке соответственно разным моментам композиции спектакля и исполняемого произведения.

  • Что такое подражание?

ПОДРАЖАНИЕ — осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере поведения, общения и т. д.

Подражание может выполнять функции механизма повышения ответственности, личной организованности, самодисциплины. Под влиянием подражания формируются как простейшие навыки, так и нравственные и другие качества человека, и ребенка в частности.

Условия необходимые для импровизации литературного произведения:

- Знание  литературного материала, на основе которого строится занятие-импровизация.

- Владение элементарным актерским мастерством.

- Элементарные навыки игры на инструментах.

  1. Погружение в практику:

На примере сказки «Репка» мы с вами попробуем несколько видов импровизационной деятельности. Первая импровизация – музыкальная. Мы с вами создадим оркестр. Но для этого я попрошу желающих поучаствовать подойти ко мне, определиться с ролью и выбрать музыкальный инструмент, наиболее подходящий, по вашему мнению,  для характерного озвучивания  вашего персонажа.

(Предлагается на выбор набор инструментов: ложки, бубны, трещотки, свистульки, ксилофон, кастаньеты и т.д.) 

Ещё нам необходимо пригласить автора, который будет читать текст  сказки.

Как вы уже догадались, вместо слов персонажей, которых в сказке совсем нет, мы будем музыкальными инструментами импровизировать человеческую речь и звуки животных, героев сказки. Я буду исполнять на инструменте русскую народную мелодию на каждый выход героя. Вы, выходя, импровизируете свою музыкально-ритмическую роль. На словах «тянут-потянут» - исполняете свою импровизацию вместе. Таким образом, к концу сказки у нас должен сложиться импровизированный оркестр.

  А теперь поаплодируем нашим музыкантам, они блестяще справились со своей задачей.

      Следующая импровизированная работа будет актёрской. Приглашаю на импровизированную сцену следующих желающих попробовать себя в роли актёра-импровизатора. Сказка всё та же «Репка». Для более глубокого погружения в роль, я предложу каждому исполнителю  по атрибуту. Например: Деду – шапку, Бабке – кастрюлю с половником, Внучке – сумочку с зеркальцем, Жучке – хвост, Кошке – клубочек ниток,  Мышке – яблоко. Ваша задача заключается в следующем: необходимо обыграть предмет, который у вас есть, и использовать его в  пристройке к своему партнёру для построения мизансцены.

Далее автор читает сказку, актеры играют импровизированный спектакль, а руководитель мастер-класса импровизирует музыкальное оформление к сказке.  

Текст сказки:

- Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

  1. Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам разделиться на несколько групп и поиграть в  подвижные игры с элементами музыкальной импровизации.

Цель: закрепить знания и навыки, полученные ранее.

Русская народная игра «Пчелки летают»

Играющие дети - «пчелки» летают по поляне, напевая (вокальная импровизация):

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум. Зум, зум,

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в гнезде и слушает песенку. Под звуки барабана она вылетает, а «пчелки» прячутся. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Можно озвучить пчелок тембрами маракасов и колокольчиков.

Русская народная игра «Птицелов»

Играющие встают в круг, в центре которого «птицелов» с завязанными глазами. Они выбирают себе роли птиц, голосам которых могут подражать. Под звуки бубна птицы начинают кружиться вокруг «птицелова» (их кружение можно озвучить детскими музыкальными инструментами: маракасами, цимбалками, колокольчиками). Дети поют песенку (вокальная импровизация), в конце которой подражают голосу своей птицы:

В лесу, лесочке,

На зелёном дубочке,

Птички весело поют…

Затем поет «птицелов» (импровизация)

Птицелов идет,

Вас в неволю возьмет…

Под звуки трещотки играющие останавливаются на месте, а «птицелов» начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает голосу своей птицы. «Птицелов» должен угадать название птицы и имя игрока.

Играющий становится водящим.

ПРАВИЛА ИГРЫ: птицы не должны прятаться за предметами обязаны останавливаться точно под звуки трещотки.

  1. Показ задания каждой группой.
  2. Подведение и обсуждение итогов:

Подведём итоги. Импровизация – это творчество.

  • Творчество вызывает проявление фантазии, воображение;
  • Вызывает желание сделать что-то новое или что-то по-своему.

Импровизация в танце, музыке, игре на инструментах предполагает  признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов,  опыта и сиюминутных импульсов посредством движений, речи, музицирования.

Главной задачей для педагога в работе импровизационным методом будет – психоэмоционально подготовить ребенка к импровизации. Сформировать желание, арсенал приемов и действий, которые будут использоваться ребенком во время импровизации.

Главное  условие – это психологический комфорт, позволяющий спонтанно выразить свои чувства, эмоции. Снять «зажатость» ребенка. Педагог восхищается первыми его самостоятельными проявлениями. Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое средство. А. Гришон утверждает: «Импровизация – возможность быть любым».

И в заключении хотелось бы добавить: «Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность».

Список литературы:        

1. Арисменди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание/А.Л. Арисменди. – М., 1994.

2. Ветлугина,  Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугтна. – М., 1968.

3. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников/ Н.Г. Кононова. – М., 1982

4. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах/ М., 1990.

5. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе/ М., 2000.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду Издание второе, исправленное и дополненное/ под редакцией Н. А. Ветлугиной. – М., 1982

7. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий/О. А. Скопинцева; под ред. Г. 8. В. Стюхина. -  Волгоград: Учитель, 2011. – 111с.

9. Царенко,  Л. От потешек к Пушкинскому балу/ ЛИНКА-ПРЕСС – М., 1999.

10. Цыпина, Г. М. психология музыкальной деятельности: теория и практика/ Г.М. Цыпина. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности....